Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_i_sochineniya..doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для написания сочинений  и задания к ним

Текст 1

  1. Чтение текста и выполнение заданий

Прочитайте текст «Общечеловеческие ценности и культура». При чтении текста найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Являются ли образование и культура двумя разными сферами цивилизации или это одна и та же сфера?
  2. Какая область культуры сегодня особенно актуальна?
  3. В чем состоит, по мнению автора, главная проблема нашей эпохи?
  4. Что такое этические знания?
  5. Почему необходимо сделать этические знания лично значи мыми для каждого?

Общечеловеческие ценности и культура

Образованный человек должен быть культурным. Образование и культура не две разные сферы цивилизации, которые нужно соединить, а одно и то же. Образование - часть культуры, но часть особая, которая служит средством передачи всей культуры в ее структурной полноте от одного поколения к другому .Особенно актуальна сегодня область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности.

На мой  взгляд, главная проблема нашей эпохи - нравственная, и ee, в  конечном счете, можно свести к вопросу о жизненном прин ципе: «быть или казаться». Общество охвачено эпидемией социопатии, той ее разновидности, чьи симптомы можно называть по-разному - двоемыслием, двойным стандартом в оценке людей и событий, наконец, просто лицемерием. Человек знает, как принято себя вести в заданных обстоятельствах, когда и где надо плакать или смеяться, какое выражение лица имеет соболезнующий или негодующий, и при этом остается ко всему равнодушным. Как с этим бороться? Или — как этого не допустить, пока человек еще не вступил в большую жизнь? Задача трудная, но выполнимая, предполагающая сугубое внимание к аксиологической стороне образования.

Недостаточно лишь знать, что такое хорошо и что такое плохо. Следует сделать этическое знание лично значимым для каждого. Хотя

и само по себе знание, в котором воплощается ценностная ориентация личности, разумеется, не лишнее. Важно только, какие ценности имеются в виду. Этическое знание—это, прежде всего, знание общечеловеческих ценностей, над которыми в последнее время стало модно посмеиваться. Появилось презрительное слою «общечеловек». Между тем, эти ценности - средство самосохранения человечества, попытка защиты людей от самих себя. Биологически род человеческий в данном смысле не защищен, приходится обороняться социально. Несмотря на это, история окрашена в красный цвет, цвет крови. Но ее было бы еще больше, если бы общечеловеческие ценности, оказались полностью перечеркнутыми. Речь идет не о корпоратив ных, партийных или конфессиональных, а именно о человеческих, моральных ориентирах. Если взять только историческое время, то они в принципе остаются неизменными на протяжении всей исто рии человечества, от Библии до «Кодекса строителей коммунизма».

В. В. Краевский

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вари ант ответа.
  1. Культура как особая сфера цивилизации.
  2. Образование как часть культуры.

3) Ценностные ориентации личности.

  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

1) Пока человек еще не вступил в большую жизнь, нельзя до пустить, чтобы он оставался ко всему равнодушным.

  1. Достаточно знать, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Само по себе знание, в котором воплощается ценностная ориентация личности, не является важным для человека.
  3. Моральные ориентиры человека меняются на протяжении всей истории человечества.
  1. Какое утверждение противоречит мнению автора, выска занному в тексте? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Образование - часть культуры, которая служит средством пе редачи всей культуры в ее полноте от одного поколения к другому.
  2. Особенно актуальна сегодня область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности.
  3. История о крашена в красны й цвет, цвет крови. Но ее не было бы больше, если бы общечеловеческие ценности оказались полностью перечеркнутыми.

4. Какую проблему автор считает главной проблемой нашей эпохи?

5. Считает ли автор выполнимой задачу борьбы с человеческим равнодушием? В каком абзаце содержится ответ на этот вопрос?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

  1. Прокомментируйте точку зрения акад. В. В. Краевского, зак люченную в тезисе: «Общечеловеческие ценности являются средством самосохранения человечества, попыткой защитить людей от самих себя».
  2. Используя информацию третьего абзаца, найдите ответ на вопрос: «Что произошло бы, по мнению автора, если перечерк нуть общечеловеческие ценности?»

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема, затронутая в тексте? Выскажите свое мнение и аргументируй"те его.
  2. Согласны ли вы с мнением автора, что сегодня актуальна та область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности?
  3. Разделяете ли вы точку зрения автора о том, что этическое знание следует сделать лично значимым для каждого человека?
  4. По мнению автора, над общечеловеческими ценностями в последнее время стало модным посмеиваться. Так ли это, с вашей точки зрения? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее.

Языковой анализ текста

  1. Определите, в каком значении употребляется слово «эпи демия» в словосочетании «эпидемия социопатии».
  2. Что значит слово «общечеловек», употребленное в тексте?
  3. Найдите в третьем абзаце слова, которые употребляются в переносном значении. Укажите, с какой целью автор употребляет слова в переносном значении.

Связность текста

  1. Назовите предложение первого абзаца, которое присоединя ется к предыдущему с помощью лексического повтора.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

2. Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Используя материалы выполненных вами заданий в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте и запишите тему текста.
  2. Укажите, какие основные вопросы автор затрагивает в тексте.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.
  4. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли тек ста, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Вы явление позиции автора по затронутым в тексте проблемам». Упот ребляя следующие языковые клише: автор убедительно доказывает, что...; подчеркивая важность..., автор обращает внимание...; по мнению автора, главное значение имеет..., запишите ваш ком ментарий.
  5. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на пробле мы, затронутые в тексте, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте». Дайте обосно вание своей позиции с использованием подходящих по смыслу язы ковых клише: хочется выделить; необходимо подчеркнуть; нельзя не согласиться с автором в том, что...; по моему мнению, злободневность затронутой проблемы....
  6. Используя выявленные вами средства выразительности (см. рубрику «Языковый анализ текста»), сформулируйте выводы об особенностях языка текста.
  7. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть конкретизированы основные мысли текста и прокомментирована вами авторская позиция, указаны основные языковые средства выразительности, которые используются в тексте, и их роль, а также высказана собственная точка зрения на затронутые автором проблемы.
  8. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.
  9. Напишите заключение, используя следующие языковые клише: таким образом, все сказанное позволяет утверждать, что...; следовательно, можно утверждать, что.... В заключение укажи те, почему, с вашей точки зрения, этические знания следует  сделать значимыми для каждого человека.

Возможный вариант сочинения-рассуждения

Данный текст посвящен теме ценностной ориентации личнос ти. То, что связано с ценностной ориентацией личности, автор относит к области культуры и считает эту область сегодня особенно актуальной.

Автор затрагивает важную проблему нашей эпохи - нравствен ную. В связи с этим он утверждает, используя метафору, «общество охвачено эпидемией социопатии», под которой понимается суще ствующее лицемерие в оценке людей и событий. Чувство тревоги у автора вызывает тот факт, что в большинстве случаев, оценивая те или иные события, выражая к ним свое отношение, человек оста ется ко всему равнодушным. Эта тревога звучит в риторических вопросах, обращенных к читателю: «Как с этим бороться?»,   «...Как этого не допустить, пока человек не вступил в большую жизнь?».

Особое внимание автор обращает на то, что «лично значимым для каждого человека следует сделать этическое знание», под кото рым понимается знание общечеловеческих ценностей. Эти ценности, по утверждению автора, являются «средством самосохранения человечества» и, более того, попыткой «защитить людей от самих себя».

Все сказанное в тексте убеждает в том, что ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы общечеловеческие ценности оказались «полностью перечеркнутыми». Нельзя не согласиться с подобной позицией автора. Справедливым, как мне кажется, являет ся и замечание автора о том, что в последнее время над общечело веческими ценностями «стало модно посмеиваться». Хотя вопрос о том, каковы жизненные ценности человека, был важен во все вре мена, а само понятие «общечеловеческие ценности» является ме рилом нравственных качеств личности.

Я думаю, что моральные ориентиры чрезвычайно важны для человека. Тема, затронутая автором, на мой взгляд, важна и акту альна особенно в наше время, отличительной особенностью кото рого многие считают то, что нравственные и моральные устои в об ществе пошатнулись.

Текст 2

 Чтение текста и выполнение заданий

  1. Прочитайте текст «О нравственной составляющей образования». При чтении текста найдите ответы на следующие вопросы:
  2. Чем объясняется, с точки зрения автора, все более деловой подход к жизни и к знаниям, засилье рациональности?
  3. Что должно воспитывать в человеке образование?
  4. Какие две стороны образования выделяет Д. А. Гранин?

О нравственной составляющей образования

     Я как-то задумался над тем, что наше образование во многом лишено нравственной составляющей. Откуда это засилье рациональ ности, все более делового подхода к жизни и к знаниям? Думаю, это во многом идет от того, что нам преподают в школе и в институ те. В нас воспитывают самомнение, веру в то, что мы являемся ца рями природы, мы могучие, умные, мудрые, нам ведомы все тайны, мы все можем. Но это далеко не так. Люди во многом прими тивные создания, они чрезвычайно мало могут по сравнению с жи вотными. Вот, например, божьи коровки собираются, перелетают из нашего региона на Дальний Восток, там распределяются по аре алам, а осенью каким-то образом объединяются и возвращаются в свои родные места. Как у них осуществляется связь между со бой? Без всяких мобильников каким-то образом оповещаются де сятки тысяч особей! Наши сотовые телефоны с ретрансляторами, со спутниками - грубые, примитивные устройства.

Я думаю, что, когда ученикам преподают, допустим, биологию или ботанику; у них должно возникать чувство благоговения, смирения перед могуществом, красотой, тайной и окончательной не познаваемостью природы. Мы вовсе не должны претендовать на положение хозяев мира - и это касается не только биологии, но и физики, и литературы.

Что такое преподавание литературы? Перечень произведений, которые мы должны знать? Нет, по-моему, должно быть и нечто другое — чувство удивления гениальностью и талантом писателя. Вот рассказ Чехова «Студент». Всего две странички, но как достиг нуто чудо сопереживания, соучастия, то, что вызывает слезы у этих баб, которые слушают студента! Мы не знаем, каким образом ге ний достигает такого эффекта. Что такое стихи Пушкина? Сейчас люди перестают читать, а если и читают, то зачастую примитив ную беллетристику, ширпотреб. Единственная возможность про тивостоять этому - прикоснуться к прекрасному и постараться по нять, что талант—это искра божья, которая была дарована великим писателям, художникам, композиторам. Прикоснуться к нему се годня можно, в основном, в сфере образования, и оно же должно воспитывать это чувство благоговения перед сущим.

Это и есть иррациональная сторона образования, которое дол жно формировать не только то полушарие, что отвечает за логику, знания, но и другое, обеспечивающее нравственную составляющую любой нашей деятельности, которая необходима в том числе и для того, чтобы мы ощущали себя всего лишь небольшой, вовсе не са мой совершенной частью огромного удивительного мира.

Д. А. Гранин

Проверка понимания прочитанного текста

1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Несовершенство современного образования.
  2. Нравственная составляющая образования.
  3. Человек как часть огромного удивительного мира.

 2.Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Мы должны претендовать на положение хозяев мира.
  2. Когда ученикам преподают, допустим, биологию или ботанику, у них должна возникнуть уверенность, что мы являемся царя ми природы.

3) Мы вовсе не должны претендовать на положение хозяев мира — и это касается не только биологии, но и физики, и литературы.

3.Какое утверждение противоречит мнению автора, высказанному в тексте? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Наше образование характеризуется наличием нравственной составляющей.
  2. Прикоснуться к прекрасному сегодня можно, в основном,  в сфере образования.
  3. Нравственная составляющая образования необходима для того, чтобы мы ощущали себя лишь  небольшой, вовсе не самой совершенной частью удивительного мира.

4. В каком абзаце автор дает ответ на вопрос: от чего зависит все более деловой подход сегодня к жизни и к знаниям?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам  проблемам

  1. Прокомментируйте тезис: «Я как-то задумался над тем, что наше образование во многом лишено нравственной составляющей». Найдите приведенные в первом абзаце доводы, позволяющие аргу ментировать точку зрения автора.
  2. Используя информацию второго абзаца, докажите, почему, по мнению автора, человек может не все.
  3. Внимательно прочитайте третий абзац, это поможет вам по нять точку зрения автора на иррациональную сторону образования, обеспечивающую ее нравственную составляющую.

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию,

проблемам, отраженным в тексте

  1. Является ли, на ваш взгляд, актуальной тема, затронутая в тек сте? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.
  2. Разделяете ли вы мнение автора, что в школе «в нас воспи тывают самомнение, веру в то, что мы являемся царями природы, мы могучие, умные, мудрые, нам ведомы все тайны, мы все мо жем».
  3. Принимаете ли вы высказанную Д. А. Граниным точку зре ния, что «люди во многом примитивные создания, они чрезвычай но мало могут по сравнению с животными». Что дает основания автору так считать?
  4. Есть ли в тексте, с вашей точки зрения, спорные положения, высказанные автором?

Языковой анализ текста  

  1. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, выпишите их, определите, с какой целью автор употребляет слова в переносном значении.
  2. Найдите в тексте вопросительные предложения, определите, являются ли они риторическими вопросами. Чем вы можете объяснить обилие вопросительных Предложений в тексте?
  3. Какие слова высокого стиля и с какой целью используются в тексте?
  4. Укажите синтаксические средства выразительности, которые употребляет автор

Связность текста.

  1. Назовите предложения второго абзаца, которые присо единяются к предыдущему с помощью местоимения.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Используя материалы выполненных вами заданий в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте и запишите тему текста.
  2. Укажите, какие основные вопросы автор затрагивает в тексте.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема текста и перечислены основные вопросы, которые затрагивает автор в связи с поставленной темой.
  4. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли тек ста, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам». Упот ребляя следующие языковые клише; автор дает оценку; приведенные примеры автор характеризует как...; автор считает правомерным, что..., запишите ваш комментарий.
  5. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на проблемы, затронутые в тексте, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте». Дайте обоснование своей позиции с использованием подходящих по смыслу языковых клише: трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему...; мне кажется, что автор не совсем прав, утверждая что...
  6. Используя выявленные вами средства выразительности, сформулируйте выводы о особенностях языка текста.
  7. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть конкретизированы основные мысли текста и прокомментирована вами авторская позиция, указаны основные языковые средства выразительности и их роль, а также высказана собственная точка зре ния на затронутые автором проблемы.
  8. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.
  9. Напишите заключение, используя следующие языковые клише: таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что...; итак, можно сделать вывод, что... В заключение укажите, что должно воспитывать образование и почему это так важно с точки, зрения автора.

Возможный вариант сочинения-рассуждения

Данный текст затрагивает значимую тему: о нравственной стороне образования. В связи с темой автор, используя антитезу, поднимает  вопрос о рациональной и иррациональной стороне образования.

Основную проблему автор видит в том, что в настоящее время отмечается все более деловой подход к жизни и знаниям, засилье рациональности. Объясняя причины этого, Д. А. Гранин пишет: «Думаю, это во многом идет от того, что нам преподают в школе и в институте». Автор убежден в том, что «в нас воспитывают са момнение, веру в то, что мы являемся царями природы». Но на са мом деле, по мнению писателя, «это далеко не так». Речь идет о том, что мы «не должны претендовать на положение хозяев мира».

Интересной представляется высказанная в тексте точка зрения о том, что уже в процессе школьного образования при изучении самых различных предметов у учащихся «должно возникать чув ство благоговения, смирения перед могуществом, красотой, тайна ми и окончательной непознаваемостью природы». Яркость высказанной мысли подчеркивают ряды однородных членов, использованных автором.

Именно иррациональная сторона образования, как совершенно справедливо считает Д. А. Гранин, есть основа любой деятельности человека. А если это так, то эта составляющая важна и значима. С эти нельзя не согласиться.

Все изложенное вполне убеждает в том, что нравственная со ставляющая образования позволяет прикоснуться к прекрасному. О том, что образование должно воспитывать «чувство благоговения перед  сущим», писатель говорит ярко и эмоционально, упот ребляя слова высокого стиля.

Нравственная составляющая, как основа любой деятельности человека, необходима, по мнению Д. А. Гранина, «чтобы мы ощущали себя всего лишь небольшой, вовсе не самой совершенной частью огромного удивительного мира».

В заключение хочется отметить, что можно соглашаться или не соглашаться с некоторыми положениями, высказанными авто ром (например, с тем, что в процессе образования «в нас воспиты вают самомнение, веру в то, что мы являемся царями природы»), но совершенно очевидна, по-моему, актуальность затронутой темы. Сегодня все чаще говорят и пишут о нравственном оскудении лич ности. Необходимо осмыслить то, что происходит сейчас в обще стве в связи с переоценкой ценностей, которую мы нередко наблю даем. И в этом случае требуется поиск путей нравственного совер шенствования человека.

Текст 3

 

1. Чтение текста и выполнение заданий

  1. Прочитайте текст «Интеллигент: кто он?». При чтении тек ста найдите ответы на следующие вопросы:
  2. Каковы основные черты интеллигента?
  3. Что всегда было чуждо интеллигенции?
  4. При каком условии человек перестает быть интеллигентом?
  5. Что свидетельствует о силе интеллигента?

Интеллигент: кто он?

Итак, первая черта интеллигента-европейская образованность. Переходим ко второй черте - интеллектуальной свободе. Именно она отличает интеллигента просто от «образованца» (удачный термин А. И. Солженицына), образованный человек может продавать свои знания, работать на злодейское государство, партию, узко понятую национальность. Одним словом, «образованец» может быть несво бодным, зафрахтованным человеком. Когда приписывают интеллигенции и убийство Александра К - «царя Освободителя» или относят К интеллигентам различных людей, может быть, и умственно одаренных., недисциплинированно выполняющих приказы какой-либо Партии, более или менее властной и тираничной, это глубочайшая ошибка. Рабство всегда было чуждо интеллигенции, и если даже че ловек, прежде свободный, решается продать свою свободу какой-либо организации, стать ее интеллектуальным рабом (это не касается тех образованных людей, которые, работая за плату, не лишают себя сво боды выбора), он перестает быть интеллигентом.

Что же удерживает интеллигенцию в пределах интеллектуаль ной личной свободы? Ведь если интеллигент не подчиняется вне шним воздействиям, то не означает ли это, что он оказывается без руля и без ветрил? И что может объединять людей, не зависимых от внешних причин, не подчиняющихся навязанным им условиям? Не означает ли интеллектуальная свобода обреченности интелли гентов на полное одиночество?

Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессив ной идеологии вовсе не означает слабость, а, напротив, свидетель ствует о силе интеллигента, его способности сопротивляться, от стаивать свою честь, порядочность, завоевывать репутацию и быть, самое главное, личностью. Сила эта в нем самом — совесть. Со весть может объединить его с другими людьми совести, ибо со весть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу. Если человек под чиняется совести, то это означает, что в нем достаточно силы противостоять внешним требованиям.

Ц. С. Лихачев

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящена статья? Выберите правильный ва риант ответа.
  1. Интеллектуальное рабство образованных людей.
  2. Обреченность интеллигенции на полное одиночество.
  3. Что отличает интеллигента от других людей.
  4. Об интеллектуальной свободе интеллигента.

  1. Какое утверждение противоречит мнению автора, выска занному в тексте? Выберите правильный ответ.
  1. Интеллигент может быть несвободным, зафрахтованным человеком.
  2. Рабство всегда было чуждо интеллигенции.
  3. Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам вовсе не означает слабость интеллигента.
  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный ответ.
  1. Неподчиненность интеллигента государственной идеологии или агрессивной идеологии означает его слабость.
  2. Если интеллигент не подчиняется внешним воздействиям, это означает, что он оказывается без руля и без ветрил.
  3. Интеллектуальная свобода означает обреченность интелли гентов на полное одиночество.
  4. «Образованец» может быть несвободным, зафрахтованным человеком.
  1. В каком абзаце текста автор дает ответ на вопрос: в чем сила интеллигента?
  2. Что, по мнению автора, приводит к интеллектуальному рабству? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Если человек решается продавать свою свободу какой-либо организации.
  2. Если образованные люди, работая за плату, не лишают себя свободы выбора.
  3. Если человек не зависит от внешних причин, не подчиняет- ся навязанным условиям.
  4. Если человек подчиняется совести.

Выявление позиции автора по затронутым в тексте  проблемам

  1. Прокомментируйте позицию автора, которая выражена им в сле дующем тезисе: «Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, государственным интересам или агрессивной идеологии вовсе не означает слабости, а, напротив, свидетельствует о силе интеллиген та». Используйте аргументы, имеющиеся в последнем абзаце текста.
  2. Используя информацию первого абзаца текста, объясните, что, по мнению автора, приводит к интеллектуальному рабству.
  3. Разъясните, как вам представляется, является ли общепринятой точка зрения автора на интеллигенцию.

Выявление позиции учащегося по отношении к содержанию, проблемам, отраженным в теисте

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема затронутая в тексте? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.
  2. Разделяете ли вы мнение автора, высказанное им относитель но основных черт интеллигента?
  3. Как вы понимаете утверждение автора, что «совесть по большей части выступаете одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу»?
  4. Принимаете ли вы точку зрения автора на интеллигенцию, высказанную им в тексте?

Языковой анализ текста

  1. * Укажите, какие из перечисленных средств выразительнос-  и использует автор в тексте:
  1. риторическое восклицание;
  2. риторическое обращение;
  3. антитеза;
  4. риторический вопрос.
  1.  Объясните, как вы понимаете выражение «без руля и без ветрил». С какой целью оно используется в тексте? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Обеспечивает точность и ясность высказывания.
  2. Делает речь более яркой, образной, эмоциональной.
  3. Используется для выражения авторской оценки.
  4. Формирует отношение к общественно значимым проблемам.
  1.  Найдите в тексте эпитеты и выпишите те словосочетания, с которыми они употребляются. Определите роль эпитетов в тексте.

Связность текста

  1. Укажите в первом абзаце предложение, которое присоединя ется к предыдущему с помощью местоименной замены.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

           Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Используя информацию первого и третьего абзаца текста, сформулируйте. какие основные вопросы автор затрагивает в тексте.
  2. Запишите, какой теме посвящен текст.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и пере числены основные мысли текста.
  4. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли текста, выявляя при этом авторскую позицию. Используя следующие язык вые клише: по мнению автора, важное значение имеет...; автор обращает внимание на то, что... запишите ваш комментарий.
  5. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции, используя следующие языковые клише: по моему мнению, злободневностъ затронутой автором проблемы заключается в том, что...; я считаю, что...
  6. Используя выявленные вами средства выразительности, сформулируйте выводы об особенностях языка текста.
  7. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть] конкретизированы основные мысли текста и прокомментирована вами авторская позиция, указаны языковые средства выразительности и их роль, а также высказана собственная точка зрения на затронутые проблемы.
  8. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.
  9. Напишите заключение. В заключении может быть указано, какую основную мысль хочет донести автор до читателя, а также в чем убеждает вас все изложенное в тексте.

Возможный вариант сочинения-рассуждения.

Интеллектуальная свобода... что это такое? Найти ответ на этот вопрос позволяет знакомство с текстом «Интеллигент: кто он?». Пытаясь ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, академик Д. С. Лихачев обращается к теме интеллектуальной свободы интеллигента.

Противопоставляя понятия «рабство» и «свобода», автор гово рит об особом виде рабства: интеллектуальном рабстве, считая ин теллектуальными рабами тех, кто дисциплинированно выполняет «приказы какой-либо партии, более или менее властной и тираничной». Интеллектуальная свобода - это то, что, по мнению Лихачева, отличает интеллигента от просто образованного человека, которого автор называет «образованец», используя неологизм А. И. Солженицына.

«Рабство всегда было чуждо интеллигентам», - утверждает Д. С. Лихачев. Он убежден в том, что в неподчиненности интеллигента «внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессивной идеологии» проявляется сила интеллигента. Высказанная мысль нетривиальна, однако возникает вопрос, всегда ли эта неподчиненность возможна? Думаю, что подчинение государственным интересам и агрессивной идеологии - это явления совершенно разного порядка.

Интересна высказанная автором точка зрения о том, что свобо ду человека охраняет совесть: «если человек подчиняется совести, то это означает, что в нем достаточно силы противостоять внешним требованиям». Совершенно очевидно, что противостоять чему бы то ни было чаще всего бывает нелегко. А значит, нужно в себе воспитывать такие нравственные принципы, основой которых является совесть. Эти принципы и должны помочь в ситуации выбора.

В заключение хочется подчеркнуть, что затронутые в тексте вопросы побуждают к размышлению. С помощью обилия ритори ческих вопросов, из которых состоит весь предпоследний абзац, автор приглашает читателей к диалогу. Свою точку зрения Д. С. Лихачев выражает ярко, эмоционально, используя эпитеты (злодейское государство, зафрахтованный человек; властная, тираничная партия), афоризмы (без руля и без ветрил), неологизмы (образованец) антитезу (интеллектуальная свобода - интеллектуальное рабство) . Образности языка способствует привлечение внимания читателя к поставленным проблемам.

Текст 4

Чтение текста и выполнение заданий

1) Прочитайте текст «Достоинство нации». При чтении текста найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Что общего, по мнению автора, между понятиями «достоин ство нации» и «достоинство отдельных людей»?
  2. Какое качество народа Д. С. Лихачев считает важнейшим в нравственном авторитете народа?
  3. Какие примеры связи доброты с традицией приводятся в тексте?

Достоинство нации

Новое мышление, которым знаменуется наше время, по крайней мере наше столетие, влечет за собой коренной пересмотр оценки наций и народов - их вклада в мировую культуру, их нравствен ных достоинств.

Сейчас, в конце XX - начале XXI в., нравственное достоинство нации куда важнее достоинства «физического». При этом совершенно ясно, что высокая культура, терпимость, стремление к доб рососедству, уважение к другим, забота о семье вызывают уваже ние и доверие «чужих».

Достоинство наций мало отличается от достоинства отдельных людей. Мы уступаем дорогу женщинам, старикам, детям, больным, Так же точно в государственной жизни мы должны покровительствовать малочисленным народам, стремиться сохранять культуру, самобытность, языки. Люди должны быть уступчивы как в своей частной жизни, так и в государственной, понимать нужды слабых или оторванных от своей основной родины, охранять слабых от притеснений «коренной народности».

Еще одно качество народа имеет первостепенное значение в нравственном авторитете народа и так же, как терпимость к другим нациям, воспитывается историей - доброта. Но может ли доб рота быть качеством народа, а не просто отдельной личности? Доб рота - это дар общения, это социальное чувство, и при этом очень заразительное. Почувствовав счастье добродеяния, человеку уже трудно покинуть его, и он передает свои навыки доброты другим представителям народа. Доброта заразительна, как может быть за разительно веселье. Доброта связана с традицией. Вспомним в Древ ней Руси посещение тюрем на Пасху, а в остальное время — обяза тельная подача милостыни арестантам. Ведь в иных городах Руси даже в XIX в. арестанты целиком жили за счет подаяний. Доброту воспитывала входившая в церковный обычай подача милостыни нищим на паперти. О доброте и «нищелюбии» писалось и говори лось в церковных поучениях.

Насмешка над добротой («добренький») - зломыслие. Конеч но, злости было в русской жизни сверхдостаточно, по преимуще ству в годы одичания нации, в годы восторга перед силой и воен ной мощью. Она кажется удобной для воспитания воинственнос ти, но на самом деле ведет к потере мужества, так как злость — это и эгоизм, в ней не может быть основы для самопожертвования, ко торого в первую очередь требует мужество.

Много ли народов добрых? Да все, если их не принуждают к: ратному власть предержащие.

Д. С. Лихачев

Проверка понимания прочитанного текста

  1.  Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Вклад народов в мировую культуру.
  2. Нравственное и «физическое» достоинство нации.
  3. Первостепенное значение доброты в нравственном автор» тете народа.
  4. Нравственное достоинство наций и народов.
  1. Какое утверждение противоречит содержанию текста? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Новое мышление, которым знаменуется наше время, влечет; за собой коренной пересмотр оценки наций и народов.
  2. Достоинство наций мало отличается от достоинств отдельных людей.
  3. Сейчас, в конце XX - начале XXI века, «физическое» достоинство нации куда важнее достоинства нравственного.
  4. Доброта связана с традицией.
  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Люди должны быть уступчивы как в своей частной жизни, так и в государственной, понимать нужды слабых или оторванных от своей основной родины.
  2. В государственных делах мы не должны покровительствовать малочисленным народам.
  3. Чем выше нация, тем больше она боится других наций, их «засилия».
  1.  Какие примеры приводятся в тексте, подтверждающие, что достоинство нации мало отличается от достоинства отдельных людей?
  2.  Что, по мнению автора, отличает злость от мужества? В каком абзаце автор говорит об отличительной особенности злости и когда она более всего проявляется в русской жизни?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

  1. Прокомментируйте точку зрения академика Д. С. Лихачева, включенную в утверждении: «Доброта- эти дар общения, это социальное чувство, и при этом очень заразительное».
  2. Используя информацию четвертого абзаца, найдите ответ на вопрос: «Может ли доброта быть, по мнению автора, качеством народа, а не просто отдельной личности»?

Выявление позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд тема, затронутая в тексте? Если «да», то обоснуйте свое мнение (укажите те причины, которые делают тему текста актуальной).
  2. Согласны ли вы с мнением автора, что «доброта заразитель на», иначе говоря, «почувствовав счастье добродеяния, человеку уже трудно покинуть его, и он передает свои навыки доброты другим представителям народа».
  3. По мнению Д. С. Лихачева, все народы добрые, «если их не принуждают к обратному власть предержащие». Так ли это, с ва шей точки зрения? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее.

Языковой анализ текста

  1. Укажите, какие из перечисленных средств выразительности использованы автором в тексте:
  1. олицетворение;
  2. риторическое восклицание;
  3. эпитеты;
  4. риторический вопрос;
  5. ряды однородных членов.

2) В каком значении в тексте употребляется слово «нищелюбие»? Является ли оно общеупотребительным или его можно счи тать авторским неологизмом?

3) Найдите в тексте слова, которые употребляются в перенос ном значении. Объясните, какую роль они играют в тексте.

Связность текста

  1. Укажите, какой тип связи соединяет предложения четверто го абзаца.
  2. Укажите в пятом абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему с помощью местоименной замены.

 Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Используя материалы выполненных вами задания в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте и запишите тему текста.
  2. Назовите, какие основные вопросы автор затрагивает в тексте
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема текста, перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте 4.
  4. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли текста, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам». Употребляя следующие языковые клише: автор убежден в там, что...; по мнению автора, важность затронутой проблемы заключается в том, что..., запишите ваш комментарий.
  5. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на проблемы, затронутые в тексте, используя материал выполненных вами заданий в рубрике «Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте». Дайте обоснование своей позиции, используя подходящие по смыслу языковые клише.
  6. Используя выявленные вами средства выразительности, сформулируйте выводы об особенностях языка текста.
  7. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть конкретизированы основные мысли текста и прокомментирована вами авторская позиция, указаны основные языковые средства выразительности, которые используются в тексте, их роль, а также высказана собственная точка зрения на затронутые проблемы,
  8. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.
  9. Напишите заключение, используя подходящие по смыслу языковые клише. В заключительной части сочинения сформулируй те свое отношение к теме текста и авторским оценкам, нашедшим отражение в тексте.

Возможный вариант сочинения-рассуждения.

В данном тексте поднимается проблема нравственного достоинства нации. Актуальность проблемы обусловлена, с точки зрения автора, новым мышлением, которым характеризуется наше сто летие.

По мнению Д. С. Лихачева, «в конце XX - начале XXI века нравственное достоинство нации куда важнее достоинства «физи ческого». Свое основное внимание автор сосредоточивает на том, какое значение в нравственном авторитете народа имеет доброта.

С помощью риторического вопроса «много ли народов добрых?» автор приглашает читателей к размышлению. Доброта, по определению толкового словаря, — это «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление «делать добро другим». Д. С. Лихачев задается вопросом, может ли «доброта быть качеством народа, а не просто отдельной личности»? Считая доброту даром общения, чувством заразительным, автор убедительно показывает, что добродеяния одного человека передаются другим представите лям народа. Доброта связана с традицией. В тексте говорится о та ких традициях на Руси, как, например, посещение тюрем на Пасху, обязательная подача милостыни арестантам, а также нищим на па перти. О доброте говорилось и в церковных поучениях. В них также писалось, по выражению автора, о «нищелюбии». Дословно это сло во обозначает «любовь к нищим», будучи авторским неологизмом, оно создает определенный эмоциональный настрой у читателей.

Говоря о доброте как особом качестве народа, нации, Д. С. Ли хачев при этом отмечает, что в русской жизни было предостаточно и злости. В связи с этим высказана интересная мысль о том, что «злость - это эгоизм, в ней не может быть основы для самопожертвования, которого в первую очередь требует мужество». Зломыслием является насмешка над добротой, которая, с точки зрения  автора, звучит уже в самом слове «добренький».

Все сказанное в тексте довольно убедительно доносит до читателя одну из основных мыслей Д. С. Лихачева о том, что «достоинство наций мало отличается от достоинства отдельных людей» Подтверждается это, например, такими фактами, как покровительство государства малочисленным народам в их стремлении сохранить культуру, самобытность; уступчивость друг другу в государственных делах.

В заключение хочется отметить, что тема, к которой обратился автор, является общественно значимой. Доброта поможет нам возродить наше государство. Являясь основой человеческих взаимоотношений, доброта помогает нам быть чуткими, внимательными друг к другу.

Текст 5

 Чтение текста и выполнение заданий

  1. Прочитайте текст «О художественной культуре XXI века». При чтения текста найдите ответы наследующие вопросы:
  1. С чем связана новая эпоха в истории человечества, культуры?
  2. Почему человеческая культура, в том числе и художествененая, пребывает в «фазе неустойчивости»?
  3. Какие парадоксы и противоречия обнажила, по мнению автора, вторая половина XX века?
  4. Каковы основные особенности XX века?
  5. Перед каким выбором находится культура в начале XXI века?

О художественной культуре XXI века

       Человечество ступило в XXI столетие много это или мало для истории цивилизации, для культуры?

Время осознанной истории человечества примерно семь тысяч лет - от пятого тысячелетия до н. э. и до второго тысячелетия на шего времени. Принято считать, что поколения меняются раз и 25 лет. Казалось бы, семь тысяч лет - это огромный срок, но если подсчитать, сколько поколений сменилось за это время, то ока жется - всего 280.

Мы подошли к черте, когда живущие сегодня на Земле люди могут оказаться последними или 281 поколение откроет собой но вую эпоху в истории человечества, культуры.

Для благополучного исхода человечеству важно уже сегодня понять те проблемы, которые будут определять его существование и будущем, найти эффективные средства их решения, определить место и значение художественной культуры.

Проблемы культуры XXI века уже реальность, та реальность, в которой мы живем. Человеческая культура, в том числе и художественная, находится на перепутье. Она пребывает в «фазе неустойчивости».

XX век и особенно его вторая половина обнажила противоре чия и выявила парадоксы. Это век жестокости, политического тоталитаризма и господства «массовой культуры», но и век ве ликих духовно-нравственных и художественных откровений, на дежд, обретений и открытий. Это век глобализации многих про цессов и явлений и одновременно век «единичного», уникального, век личности с торжеством ее индивидуальности и самобытности.

XX век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных, веком,  обнаружившим непригодность тех ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек, веком, остро почувствовавшим вселенское неблагополучие. Поэтому люди остро ощущают  психологический дискомфорт, испытывают чувство неуверенности и отчужденности. Культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов. Перед выбором находится и художественная культура, и от этого выбора будет зависеть оптимально-оптимистическая или пессимистически-трагическая перспектива у человечества.

Б. А. Эренгросс

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Наступление новой эпохи в истории человечества.
  2. Выбор художественной культурой новых ценностей и при оритетов.
  3. Противоречия и парадоксы в художественной культуре XXI века.
  4. XXI век - век господства «массовой культуры».
  1.  Какое утверждение противоречит содержанию текста? Выберите правильный вариант ответа.
  1. XX век обнажил неприглядность тех ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек.
  2. XXI век станет веком торжества индивидуальности и самобытности личности.
  3. XX век - век глобализации многих процессов и явлений и од новременно век «единичного», уникального, век личности с торжеством ее индивидуальности и самобытности.
  4. Художественная культура находится перед выбором, от ко торого будет зависеть оптимально-оптимистическая или пессимистически-трагическая перспектива у человечества.
  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Проблемы культурыXXI века такие же, как и проблемы куль туры XX века.

  1. XXI век обнажил противоречия и парадоксы художественной культуры.
  2. Для благополучного исхода человечеству важно уже сегодня опять те проблемы, которые будут определять его существование и  будущем.
  3. Новый век будет совершенно не похожим на уходящий.
  1. Что понимает автор под утверждением: « ХХ век был веком предупреждения человечеству».

Выявление позиции автора по затронутым в тексте

проблемам        

1.Что, по мнению автора, является основной проблемой культуры ХХ1 века?

2.Прокомментируйте позицию автора, которая вь(ражена им в следующем тезисе: «Мы подошли к черте, когда живущие сегодня на Земле люди могут оказаться последними или 281 поколение откроет собой новую эпоху в истории человечества, культуры».

3. Используя информацию предпоследнего абзаца текста, объясните, в чем, по мнению автора, заключаются парадоксы и противоречия XX века.

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема, затронутая в тексте? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.
  2. Как вы понимаете утверждение автора, что XX век был «ве ком «единичного», уникального, веком личности с торжеством ее индивидуальности и самобытности»?
  3. Принимаете ли вы точку зрения автора, касающуюся того, что сегодня культура находится в состоянии выбора новых ценнос тей и приоритетов? Обоснуйте свое мнение.
  4. По мнению автора, над общечеловеческими ценностями в последнее время стало модным посмеиваться. Так ли это, с вашей точки зрения? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее.

Языковой анализ текста

  1.  Укажите, какие из перечисленных средств выразительнос ти использованы автором в тексте
  1. риторическое восклицание;
  2. риторический вопрос;
  3. ряды однородных членов;
  4. антитеза;
  5. риторическое обращение;
  6. устаревшие слова.
  1. Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении, укажите их роль.

Связность текста

  1. Найдите в тексте предложения, которые присоединяются к предыдущему с помощью: а) местоимения и местоименного наречия; б) лексического повтора.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения последнего абзаца.

 Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Напишите вступление. Сформулируйте тему, перечислите  основные вопросы, которые автор рассматривает в тексте
  2. Начните основную часть сочинения с рассуждения о том, что «проблемы культуры XX1 века уже реальность, та реальность, в которой мы живем». Далее укажите, что автор считает основной проблемой для художественной культуры. Информацию об этом вы найдете в 5 абзаце.
  3. Главное внимание в основной части уделите характеристике особенностей культуры XXI века. При этом обратите внимание на позицию автора в его трактовке противоречий и парадоксов, которые обнажил XX век как в истории человечества, так и в художественной культуре. Используйте необходимые языковые клише: автор убежден в том, что...; в трактовке Б. А. Эренгросса, XX век...; автор акцентирует внимание читателя на том, что...
  4. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на высказанное автором мнение о том, что современный человек остро чувствует вселенское неблагополучие, «поэтому люди остро ощуща ют психологический дискомфорт, испытывают чувство неуверен ности и «отчуждения». Используйте необходимые языковые кли ше: нельзя не согласиться с автором в том, что...; вряд ли автор прав, утверждая что...; представляется спорным утверждение автора о том, что  убежден, что...; можно соглашаться, можно не соглашаться с автором в том, что..., но совершенно очевидно, как миг кажется,...
  5. В заключительной части сочинения раскройте утверждение автора о том, что «культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов». В частности, обратите внимание на мнение автора относительно выбора, перед которым находится ху дожественная культура. Сформулируйте свое отношение к теме тек ста и авторским оценкам, нашедшим отражение в тексте.
  6. Напишите отдельный абзац о языковых средствах выразительности, которые использует автор в тексте, укажите, для чего они употребляются: а) делают речь более яркой, эмоциональной; 6) используются для выражения убедительности авторской оценки фактов; в) формируют отношение читателя к общественно-значимым проблемам. Определите место данного абзаца в структуре ва шего сочинения

Возможный вариант сочинения-рассуждения

XXI столетие, в которое вступило человечество, потребовало осмыслить то, что будет определять его существование в будущем.

В данном тексте автор поднимает проблему развития культуры XXI века, считая, что сегодня для человечества одной из важнейших задач является художественная культура, т. к. «проблемы культуры XXI века уже реальность, та реальность, в которой мы живем».

Одним из основных тезисов, лежащих в основе рассуждений академика Б. А. Эренгросса, является тезис, что «человеческая куль тура, в том числе и художественная, находится на перепутье». Речь идет прежде всего о том, что культура стоит перед выбором новых ценностей и приоритетов. Это связано с тем, что, по мнению авто ра, XX век обнаружил «непригодность тех ценностей и образа жиз ни, в которых живет современный человек».

Характеризуя XX век, автор говорит, что это был «век жестокос ти, политического тоталитаризма, господства «массовой культуры». С другой стороны, по мнению автора, парадокс заключается в том, что это был одновременно и «век великих духовно-нравственных и художественных откровений, надежд обретении и открытий...», «век личности с торжеством ее индивидуальности и самобытности».

Почему же XX век обнаружил непригодность тех ценностей, ко торые существовали в обществе? Прямого ответа на этот вопрос не автор видит в том, что в XX веке человечество пережило две страшные мировые войны. В истории нашей страны большие бедствия народу принес тоталитарный режим, который вызвал у людей чувство неуверенности и отчужденности. Все это не могло не сказаться на образе жизни, приоритетах, жизненных ценностях человека.

Нельзя не согласиться с автором в том, что от того, какие ценности выберет человечество и культура в том числе в XXI веке, будет зависеть будущее. Это будущее, по определению Б. А. Эрой гросса, может быть оптимально-оптимистическим или пессимистически-трагическим.

В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность затронутой темы. На рубеже эпох, как свидетельствует мировая история, человечество всегда стояло перед необходимостью решать те проблемы, от которых зависело его будущее. Мне хотелось бы верить, что перспектива XXI века у человечества будет оптимистической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....