Конспект урока по рус_яз_8_Однородные члены предложения
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме

 

Урок литературы в 8 классе на тему: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»

Цели: обобщить и систематизировать материал по разделу: «Однородные члены предложения и пунктуация при них»; способствовать формированию у школьников диалектического мышления, развивать активность, самостоятельность, творческие способности, развивать умение работать коллективно, индивидуально, давать рецензию на ответ товарища, объективно оценивать себя; способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 8 классе на тему:

«Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»

Еремина Е.С., учитель  русского языка и литературы

Цели: обобщить и систематизировать материал по разделу: «Однородные члены предложения и пунктуация при них»; способствовать формированию у школьников диалектического мышления, развивать активность, самостоятельность, творческие способности, развивать умение работать коллективно, индивидуально, давать рецензию на ответ товарища, объективно оценивать себя; способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения.

Тип урока: обобщение и систематизация материала.

Оборудование:

таблица «Типы сочинительных союзов»; учебник литературы для 8  класса (тексты «Преподобный Сергий Радонежский», «Житие Аввакума, им самим написанное»); аудиокассета с записью звона колоколов.

                                                            Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Для учителя: Звучит колокольный звон. На фоне колокольного звона учитель читает стихотворение И. Чернухина «Колокола России». 

Жива святая Русь, жива
Россия.
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря с новой
силой
Звонят, звонят ее колокола...
И, кланяясь малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
- Молись за Русь...
пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду.

Игорю    Чернухину,    нашему    земляку,    принадлежат    строки стихотворения.

Беседа с учащимися:

- Девушки, а вам приходилось слышать колокольный звон? О чем вы задумываетесь, над чем начинаете размышлять, заслышав его?

- Девушки, вы из разных уголков нашей огромной страны. И, я уверена, что в том городе или селе, откуда вы родом, есть храм. Наверняка, каждая из вас там была. Какое чувство вы испытывали, когда входили в храм Божий? Экскурсии по храмам и святым местам всегда вызывали необычайное волнение. Наша Белгородская область, можно сказать, богата храмами и святыми местами. Вы знаете, что многие воспитанницы посещали Холковские пещеры, храм, поднимались к Звоннице. Многие из вас видели фотографии этих святых мест.

        

Тема нашего урока: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них» (записывают). Тему мы изучали на протяжении нескольких уроков в течение учебного года. Сегодня наша задача - обобщить и систематизировать полученные знания. Как вы думаете, почему мы заговорили о храмах, начали урок с прослушивания колокольного звона?

-        Речь пойдет о нравственных и духовных ценностях, о православной культуре.

А сейчас закройте глаза и представьте свой родные места, церковь, которая есть в вашем городе или селе. Представили? А теперь составьте письменно от одного до трех предложений, осложненных однородными членами, о том, какой он, ваш Божий храм.  

3. Этап обобщения и систематизации знаний.

1. Групповая работа. Аукцион вопросов.

- А теперь наступает ответственный момент проверки ваших теоретических знаний. В листок учета знаний вы в конце аукциона вопросов выставите себе отметку. (Учащиеся задают друг другу вопросы по теории, в качестве примеров приводят предложения, выписанные из религиозных текстов, заданных на дом. В это время ученик, выполнявший на доске синтаксический разбор, комментирует.)

Предложение для разбора: Вера, духовность, патриотизм не только питают память народа, но и продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее..

2. Физкультминутка.

Для учителя: Цель физкульминутки - дать возможность отдохнуть, при этом вспомнить разные типы союзов.

Задание: поднимите руки вверх, если встречается противительный союз, соедините, если соединительный, разведите в стороны - если разделительный.

Материал для физкультминутки:

В Белгородской области ведется строительство и восстановление православных храмов.

Человеческий разум способен к восприятию всех нот не только одной флейты, но и всех инструментов оркестра.

В основе молитвы лежит не просьба, а чувство любви к Богу.

Память о героях должна жить в сердцах и молитвах живых.

Мы не только веруем, но и чувствуем это всем сердцем.

Именно храмы возвышаются то тут, то там на бескрайних российских просторах.

К наружным особенностям храмов относятся купола или главы, колокольни или звонницы.

Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

Гнилым словом, или сквернословием, называется всякое слово, вызывающее нечистые мысли.

Церковь была истинным училищем добродетелей как по отношению к Богу, так и по отношению к ближним.

Сначала Крест был поставлен на подмостках, а потом перенесен в Каменную часовню.

К сожалению, не удалось найти прямых свидетельств ни о мастерах, строивших храм, ни о последователях возведения и внесения в его облик изменений.

3. Графический диктант.

Для учителя: Цель графического диктанта: научить учеников ориентироваться в схеме предложения. Для этого нужно найти однородные члены, главные члены и союзы (если есть, связывающие их). (У доски работает 1 человек, но схемы составляет и проверяет на грамотность 2 ученик, остальные – в тетрадях.)

Постройте схемы предложений с однородными членами, предварительно расставив знаки препинания, а затем сверьте свои схемы с теми, что записаны на доске и поставьте себе балл в листок учета знаний:

Люди ставят или свои буквы или какой-нибудь знак на вещи понравившиеся им. Холковские пещеры состоят из келий подземной церкви и коридоров.

Молиться нужно во всех важных случаях жизни в опасности в горе в радости и при начале всякого дела.

4. Работа с творческими работами.

1 сентября первый урок был посвящен Святителю Иоасафу Белгородскому. Вы узнали о жизни этого святого человека. А те девушки, которые не присутствовали на этом уроке, познакомились с материалами об этом необычном человеке, которые я дала классу на прошлом уроке. Некоторых из вас судьба этого человека не оставила равнодушными, и в итоге получились творческие работы. Я предлагаю сейчас выписать из ваших сочинений предложения, осложненные однородными членами (взаимопроверка). (пишут на листочках, проверяют друг у друга, учитель собирает на проверку)

5. Работа с тестом.(учитель собирает, проверяет и ставит оценку)

                                                                   ТЕСТ

                  Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

1.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

а) В Белгороде находились три монастыря два мужских и один женский.

б) В Белгородской области ведется строительство и восстановление православных храмов.

в) Важно не только прийти ко Христу но и жить с ним.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Просим подать нам на сегодня самое необходимое пропитание, одежду и жилье.

б) Память о героях должна жить в сердцах и молитвах живых.

в) Читайте эту книгу с любовью, вспоминайте описанные в ней события, храните евангельское учение в сердцах ваших.

3. Укажите предложение, где запятая не нужна:

а) Холковские пещеры состоят из келий, подземной церкви и коридоров.

б) Стены Смоленского собора оштукатурены, и окрашены в голубой цвет.

в) Не удалось найти прямых свидетельств ни о мастерах, строивших храм, ни о последовательности возведения и внесения в его облик изменений.

4. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово (знаки не расставлены):

а) По внутреннему своему устройству и расположению христианский храм делится на три части притвор среднюю часть и алтарь.

б) Ранние христиане заставляли своих детей заучивать молитвы на память петь псалмы вставать на молитву ночью.

в) Иоасаф сказал что они больше не увидят его живым просил у всех прощения и сам всех простил и благословил.

6. Мини-анализ текста.

- Девушки, кто из вас был на Красной площади в Москве и видел храм Василия Блаженного? Попытайтесь вспомнить, как он выглядел. Какие чувства вас охватывали при его виде? (показать изображение храма) Всмотритесь в него внимательно.

-        Я предлагаю прочитать текст В.М. Пескова «Святые места».

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно — как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице - «сколько людей прошло»!

Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера сотворившего чудо. Древние зодчие живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей церквей соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.

- Знаете ли вы о том, кто такой Василий Блаженный?

Для учителя: Предлагаю зачитать точную информацию из энциклопедии: Василий Блаженный (?- 1569), московский юродивый. Один из самых известных московских святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван 4 Грозный. В 1588 в Покровском соборе (на Красной площади в Москве) сооружен придел Василия Блаженного, давший всему храму второе название. Канонизирован Русской православной церковью.

- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

- Объясните постановку знаков препинания во 2 и в 3 абзацах. Постройте схему последнего предложения. (1 уч-ся работает у доски)

     Итак, сегодня у нас был необычный урок, я надеюсь, что он вам понравился. Мы не только повторили тему «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них», но и узнали много интересного о православной культуре, нравственных и духовных ценностях, а еще вы вспомнили свои родные места. Я уверена, что вы не будете ошибаться при постановке знаков препинания при однородных членах. Проверим? (учитель задает несколько вопросов по теме)

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

1. Написать сочинение на тему: «Храмы и святые места моей Родины».

2. Написать письмо родителям или друзьям о сегодняшнем уроке.

  Использовать предложения, осложненные однородными членами.

5. Рефлексия.

Для учителя: Девушки оценивают свою работу, работу своих одноклассниц, выставляют отметки в листок учета знаний.

Листок учета знаний учащихся 8 класса (Ф.И. учащегося)                  

по теме: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»

          Виды деятельности учащихся

                                Отметка

  1. Аукцион знаний по теории.
  2. Графический диктант.
  3. Тест.
  4. Мини – анализ текста.

5.   Работа у доски (если была)

  1. Работа на уроке (активность)

Из ряда предложенных фразеологизмов выбрать подходящий, наиболее полно характеризующий работу на уроке: Блуждать в потемках. В трех соснах заблудиться. Засучив рукава. Шевелить мозгами. Не покладая рук. Играть в бирюльки. Из кожи вон лезть. Одним махом.  (подчеркнуть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Открытый урок по теме «Союзы при однородных членах предложения». ( 7 класс)

Открытый урокпо теме «Союзы при однородных членах предложения».( 7 класс)Цель:         - ознакомить учащихся с союзами при однородных членах предложения, с пра...

Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).

Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках  русского языка снимает напряжение  и усталость.На каждом уроке  присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...

Методическая разработка конспекта урока "Путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»"

конспект "Путшествие в сказочное королевство Однородных членов предложения"...

Конспект логопедического занятия в 6 классе "Однородные члены предложения"

Конспект подгруппового занятияТема: «Однородные члены предложения»Класс: 6(обучающиеся с системным недоразвитием речи)...

конспект урока русского языка "Повторение темы "Однородные члены предложения"

Повторение повторения и обобщения  темы "Однородные члены предложения"...