пояснительная записка к план-программе по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

пояснительная записка к план-программе по русскому языку в 9 классе по учебнику Н. А.Андрамоновой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Примерная рабочая программа составлена на основе  «Программы средней школы: Русский язык. V-XI классы татарских школ» (АВТОРЫ: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова, Казань: Магариф, 2003) в соответствии с требованиями Проекта федерального компонента государственного образовательного компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

       Программа рассчитана на 68 часов  (2 часа в неделю), но календарно-тематический план составлен на 136 часов (34 учебной  недели), так как на изучение русского языка  в 9 классе отведено 4 часа в неделю, из них 2 часа - из компонента образовательного учреждения с целью на подготовку к ГИА.

        К учебно-методическому комплекту относится дополнительный учебник Бабайцева В.В., Чеснокова Н.Н. Русский язык. Теория.5-9 классы. Москва «Дрофа»,2009.

Темы в программе указаны курсивом.  

  Раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.  

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

«Русский язык» в 9 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о русском языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это основная цель программы.

Специальная цель: формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  1. Формирование у учащихся научно–лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании)
  2. Развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования  русского языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач:

  1. Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований)
  2. Овладение нормами русского литературного языка
  3. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (т.е. осведомленность школьников в системе). Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  1. Воспитание учащихся средствами данного предмета
  2. Развитие их логического мышления
  3. Обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку
  4. Формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д)

СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

В школе изучается современный русский язык, поэтому программу школьного курса русского языка  в 9 классе составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё  включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, пунктуации, а также  сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи, формирование коммуникативных умений и навыков.

- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил, а также перечень орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса

Идея программы

С целью оживить занятия, сделать их более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, способность к формированию образной речи и поэтического взгляда на мир, темы и основные правила русского языка раскрываются на материале пословиц, поговорок и загадок. С их помощью учащиеся смогут вникать в нравственно-этический смысл фольклора, постигать душу народа, его культуру.

Структура школьного курса русского языка  в 9 классе

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Материал курса русского языка в  9 классе располагается  следующим образом: фонетика и графика, лексика,  морфемика и словообразование, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация.

Значительное место в программе отводится повторению. В 9 классе в разделе  «Повторение пройденного в 5-8 классах»  для этой цели отведено 32 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучении я. Каждая тема завершается повторением пройденного.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия.

Основные направления работы по русскому языку в 9 классе:

  1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями
  2.  Усвоение теоретических сведений
  3. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении фонетического разбора, морфологического, синтаксического и других видов работы
  4. Формирование навыков грамотного письма (через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами)
  5. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся)
  6. Развитие логического мышления и речи учащихся
  7. Овладение нормами литературного языка
  8. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
  9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме
  10. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок.

Используемые средства обучения:

  1. Учебно- методический комплект:
  1. Базовый учебник Андрамонова Н.А., Умарова Л.Д. Русский язык: Учеб.для 9 кл.татар.сред.общеобразоват.шк./Л.З.Шакирова. – Казань: Магариф, 2008
  2. Бабайцева В.В., Чеснакова Н.Н. Русский язык. Теория.5-9 классы. Москва «Дрофа»,2009

  1. Литература для учителя
  1. Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы/ сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений: из опыта работы. – Казань: РИЦ «Школа», 2007
  3. Библиотека « Первое сентября»
  4. Журналы «Русский язык в школе» и « Русский язык» (приложение к газете « Первое сентября»)
  5.  Р.П.Козлова, Н.В.Чеснакова. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. Москва « Вако»,2010.
  6. Контрольно-измерительные материалы: 9 класс/Н.В.Егорова. Москва «Вако», 2011
  7. Сборник  диктантов по русскому языку. /Г.А.Богданова. Москва, «Просвещение», 2011.
  8.  М.М.Баронова. Разборы. Москва «Астрель», 2009              

        3.Электронные носители:

* Иллюстративный энциклопедический словарь, Толковый словарь Даля

* Репетитор « Русский язык» Весь школьный курс

* Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс

3. Справочная литература

4. Настенные таблицы

5. Раздаточный материал, карточки, тесты

        Межпредметные связи

При обучении русскому языку использую тексты художественных произведений, на уроках по развитию речи использую репродукции картин русских и татарских художников, опираюсь на знания, которые получены на уроках изобразительного искусства, при необходимости опираюсь на научные понятия родного (татарского) языка.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса:

Учащиеся должны знать:

  1. Определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 9 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. Разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями
  2. Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного
  3. ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами
  4. ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор
  5. ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения, изложения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, по картине.
  6. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом)
  7. Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи
  8. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи
  9. Пользоваться различными словарями

Использование приобретённых знаний

- при написании сочинений, изложений

- при выстраивании диалога и монолога

- при подготовке и сдаче ГИА

А также при развитии коммуникативных функции, составлении деловых бумаг, развитии логики, мышления, интеллекта

                                      Планирование  основных  тем

                                   

Тема (раздел)

Количество часов

Контрольные работы

Текст/Развитие речи

1.

Общие сведения о языке

2

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

32

2

2

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

2

1

4.

Сложносочиненные предложения

10

1

2

5.

Сложноподчинённые предложения

28

1

5

6.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

16

1

5

7.

Бессоюзное сложное предложение

14

2

2

8.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

11

1

1

9.

Сложное синтаксическое целое. Абзац.

15

1

4

10.

Повторение изученного за год

6

1

Итого

136

10

22

Всего—136 часов

           Расписание учебного времени, контроль над уровнем обучения

Распределение учебного времени

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

Всего часов по учебному плану

Всего часов по программе

136

136

1.

1 четверть

34

2

2

2.

2 четверть

30

2

5

3.

3 четверть

40

3

10

4.

4 четверть

32

3

5

Всего

136

10

22

               

                      Методическая тема на 2011-2012 учебный год

                 Тема района

            Тема школы

        Тема учителя

«Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса»

«Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения учащихся и воспитание у них здорового образа жизни»

«Внедрение новой формы сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе»

      Учебно-методическое обеспечение

 Учебно-программные материалы:

         1) Программы средней школы: Русский язык. 5-11 классы татарских школ.-Казань «Магариф», 2003.

         2) Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

Учебно-справочные материалы:

1) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 2007

2) Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. Москва, « Астрель», 2003

3) В.И.Даль. Большой толковый словарь русского языка. Москва « Астрель», 2004

ИНТЕРНЕТ-ресурсы по русскому языку

Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка" http://rus.1september.ru/

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru/

Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразователь ного портала http://language.edu.ru/

Культура письменной речи http://www.gramma.ru/

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://raslit.ioso.ru/

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org/

Мир слова русского http://www.rusword.org/

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/

 

Опорный орфографический компакт:

пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология:

электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

Российское общество преподавателей русского языка и литературы:

Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru/

               

   Русская грамматика:

академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru/

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/ras/galya-l/

 

   

Светозар:

Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/

Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения "Веди" — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru/

Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/

Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru/

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс В.В. Бабайцева

Программа и тематическое планирование курса «Русский язык 8 класс»  базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах: Ø  Закон РФ «Об образовании» (ст...

Пояснительная записка к Рабочей программе по русскому языку 8 класса

Место предмета в учебном планеКурс русского языка в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на учебных часа 3 часа в неделю, итого 102 часа в год. Изменения в учебной  программеВ соотве...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс. ФГОС.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 9 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)

В пояснительной записке указаны цели и задачи премета, УУД, место предмета в учебном плане, содержание....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)

В пояснительной записке указаны основные цели и задачи изучения русского языка, дана общая характеристика программы, представлено содержание программы....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (5 часов в неделю)...