Статья "Тестирование как один из современных методов контроля в обучении русскому языку
статья по русскому языку по теме

Карпова Елена Александровна
Эта статья посвящена использованию тестовых технологий на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Карпова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов. «Центр образования» в г.Серпухове

           Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных          предметов. Он нужен всем, всегда и везде.

Изменения, происходящие в системе образования России, выдвинули новые требования к уровню, содержанию и качеству подготовки учащихся по русскому языку, к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них  и, как следствие этого, к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Контроль означает выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. Выявление и измерение - это проверка. Поэтому проверка входит в объём понятия контроль знаний и умений.

Дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. По имеющейся информации учитель судит о качестве подготовки учащихся.                

В современном процессе обучения широкое распространение получили нетрадиционные для отечественного образования методы, формы, средства обучения и контроля. К ним можно отнести  тесты. Под  тестом понимается система тестовых заданий, имеющих специфическую организацию и создаваемых с целью выявления специальных способностей учащихся; измерения уровня знаний; оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения. Тест как форма контроля позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Тест рассматривается как  некий  «измерительный прибор»,  который  должен отвечать следующим требованиям:

-надежность  (показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях);

-валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);

-объективность (независимость проверки  и оценки знаний от личности преподавателя).

Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.

 Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:

а)  простотой процедуры выполнения;

б)   стандартностью структуры;

в)   мелкой дозировкой учебного материала;

г)   легкостью осуществления обратной связи;

д)   возможностью непосредственной фиксации результатов

В образовательном процессе тесты име ют большое значение и выполняют  нес колько функций.

Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школь ного возраста. В ходе контроля знаний с по мощью тестов определяется соответствие дос тигнутых учащимися умений и навыков уста новленным государственным стандартам.

Образовательная функция состоит в зак реплении и систематизации знаний, практи ческих умений и навыков, повышении их ка чества (точность, полнота, осознанность, от сутствие пробелов, ошибок). Тесты совершен ствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестан дартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информа ции. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего матери ала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.

Воспитательная функция тестов заклю чается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений пос тановки и достижения целей, а также уме ний самоконтроля и самооценки, следстви ем которых являются становление адекват ной самооценки, снижение тревожности.

Развивающая функция тестов направле на на развитие памяти, внимания, мышле ния, творческих способностей, эмоциональ ной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнитель ность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция тестов поз воляет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижении, уровень разви тия личностных качеств детей, степень ус воения программного материала.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятель ности.

Тесты предполагают владение пользова телем определенным объемом информа ции, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную инфор мацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному матери алу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возмож ности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Тестирова ние также помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвое нии содержания учебного материала

 Тестирование можно проводить как для текущего, так и для итогового контроля, в значительной мере устраняя субъективизм в оценках и резко снижая время, затрачиваемое учителем на проверку выполнения заданий.

Итоговые тесты предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигну- тый учащимися уровень обученности Тематический тест призван способствовать улучше-

нию самого учебного процесса..                                                                      

Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущем, индивидуальной проверки.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Введение ЕГЭ по русскому языку ставит перед учителем-словесником ряд серьезных проблем: научить школьников быстро распознать орфограмму в слове и правильно вставить нужную букву, видеть строение слова, определять его лексическое значение, хорошо разбираться в морфологии, синтаксисе и пунктуации. Эта работа должна вестись на каждом уроке, словеснику необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, знать и понимать причины трудностей, которые испытывают ученики ,поэтапно и логически последовательно представлять учебный материал, делая его понятным и доступным.

 В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля уже несколько лет регулярно использую тестовую форму контроля. Такую работу провожу, начиная с пятого класса.

Для эффективного использования всех форм и методов контроля при подготовке к уроку руководствуюсь следующими правилами:

- определить, чего я хочу достичь данной проверкой;

- определить, что хочу проверить и оценить;

-помнить, что проверять следует регулярно, тщательно и разнообразно, концентрируя при этом внимание на главном.

Цели тестового контроля могут быть следующими:                                                                      - обобщающая цель – повышение качества обучения                                          

- локальные (конкретные) цели  необходимы для:

1. объективной оценки объема знаний учащихся;

2. промежуточной и итоговой аттестации  учащихся;

3. выявления структуры усвоения знаний учащихся;

4. оценки эффективности собственной работы.

Как и в любом изучаемом вопросе необходимо рассмотреть положительные и отрицательные стороны предмета изучения. Считаю, что тестовые формы контроля имеют свои положительные стороны, а именно:

-удается проверить большой объем материала;

-быстро обработать полученные результаты;

-скорректировать знания каждого ученика и снять психологический барьер перед

  данной формой контроля.

 А отрицательными считаю:

-мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только

  вероятностным;

-имеет место возможность угадывания верного ответа.

Для устранения недостатков считаю необходимым применять различные виды тестов и форм тестовых заданий с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

 Использование мною тестового контроля повлияло на мотивацию учащихся к обучению.

На уроках  русского языка применяю следующие виды тестов:

-тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определе ний, правил;

-тесты альтернативные, которые тре буют установления истинности или лож ности утверждений;

-тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

-тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.

Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля.

Тесты можно использовать на разных этапах урока: при первичном закреплении, обобщении и систематизации материала, итоговом контроле. Приведу примеры различных тестов:

Тестовое задание для текущей проверки знаний, умений и навыков учащихся при изучении орфографии            

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

  1. ст..рать        4) ум..рать
  2. обд..рать        5) ум..реть
  3. зап..рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

  1. отп..рать        4) заб..рать
  2. отб..рать        5) зап..реть
  3. отм..рать

Работу с  тестами промежуточного контроля рекомендую проводить за 10—15 минут до конца урока. Такие тесты позволяют проверять одновременно всех учащихся класса, выполнение тестов занимает немного времени, что делает возможным их проведение практически на любом занятии; при выполнении тестов все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение. Тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им.

Итоговый тест

5 класс

Имя существительное

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие;

Б) признак;

В) предмет.

  1. Укажите столбик: а) б) в) г), цифры которого соответствуют склонению данных существительных:

А)        Б)        В)        Г)

На улице                        1        2        3        1                

Ночью                        3        2        1        3

Камышом                        2        3        1        3

В окне                        2        3        1        3

Тестирование интересно тем, что позволяет быстро выяснить степень усвоения материала, определить тех ребят, с которыми следует позаниматься индивидуально. Так, например, в 9 классе после изучения темы «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных» предлагаю тест на несколько вариантов. Через некоторое время

для выявления степени усвоения материала даю этот же тест, поменяв только варианты работы. Вновь обращаюсь к этому тесту и в 10, и в 11 классах, когда готовлю учеников к ЕГЭ.

Применяя на уроках метод теста, необходимо целесообразно сочетать его  с другими методами обучения. Только тогда такая форма контроля может стать полезной в руках учителя-практика.

Результаты проверки тестов анализируются мною и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы, что позволяет вносить  необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить  повторение ошибок учащимися.

Задания в тестовой форме  не только средство контроля знаний, но и те познавательные формы, от правильного применения которых зависит будущее образования. В современных образовательных системах они становятся главным средством автоматизированного обучения и развития учащихся. Задания в тестовой форме меняют учебный процесс, улучшая специально организованную самостоятельную работу учащихся.

Список использованных источников

1. А.Н. Майоров. Теория и практика создания тестов. М., 2005.

2. Л.А. Кулюкина, А.А. Позднякова. Практикум по русскому языку. М., 2007.

3. Н.Г. Гольцова., И.В. Шамшин. Орфография и пунктуация. М., 2007.

4. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. М., 2003.

5. Савельев А.Я.  Педагогические технологии // ВО в России, №2, 2000.

6. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора – М.: ИЦПКПС, 2000.

7. Карпухин Н.В., Фильчаков В.В. Рекомендации по разработке и оформлению учебных материалов. СПб.: МБИ,1998. -40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Данная работа раскрывает понятие  реферирование текстов,  включает ряд особенностей и приемов реферирования текстов на английском языке , а так же общие этапы подготовки иноязычного текста д...

Активные методы контроля на уроках русского языка

Формы и методы контроля на уроках русского языка и литературы:тесты,инд.карточки,взаимоконтроль...

Современные методы и приемы обучения иностранному языку: прием предвосхищения (прогнозирования) информации, используемый в подготовительных к речевой деятельности упражнениях.

Предвосхищение (прогнозирование) - это способность предугадывать новое, опираясь на старое знание. Предвосхищения могут строиться на основе заголовка, картинки, темы, карты, таблицы и т.д. Такой прием...

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку»

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку» в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Смоле...

Современные методы и методики обучения иностранному языку по ФГОС

В данной статье описываются современные методы обучения ИЯ по ФГОС...