Задания по словесности
олимпиадные задания (русский язык, 7,8,9 класс) по теме

Васильева Ирина Витальевна

интересные вопросы для подготовки учащихся к олимпиаде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_po_slovesnosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Узнайте произведение по его началу

Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…                       (Лермонтов М. Ю. «Мцыри»)

  1. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько? (Два пятиалтынных – это тридцать копеек. Алтын – это старинная монета в три копейки)                                            

Исключи 4-е лишнее

  1. КОФЕ, ТАБУ, СИРОТА, КРУИЗ, ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ. (сирота – общий род).
  2. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печенках. (Сидеть на берегу – не является фразеологизмом)
  3. Найдите четвертое лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.                

Зодчий, редька, след, усадьба.

(Лишнее слово - усадьба, так как только в нем буква д обозначает звонкий звук [ д], в остальных трех словах [ д] оглушается и звучит как [т])

  1. ВОЛЕЙБОЛ, ГИМНАСТИКА, ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ (гимнастика, все остальные слова заимствованы из английского языка).
  2. Проведите соответствие

        1. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»                1. Поэма

        2. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»                2. Повесть

        3. И. А. Крылов «Волк на псарне»                        3. Сказка

        4. «Повесть временных лет»                                4. Летопись

        5. А. П. Чехов «Хирургия»                                5. Сказ

        6. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»                6. Баллада

        7. Р. Стивенсон «Вересковый мёд»                        7. Басня

        8. В. А. Жуковский «Спящая красавица»                8. Рассказ

(1-2, 2-5, 3-7, 4-4, 5-8, 6-1, 7-6, 8-3)

  1. Какие фразеологизмы из второго столбика являются антонимами к фразеологизмам первого столбика?  

   

1. На руках носить;

А) Переливать из пустого в порожнее;

2. Бить баклуши;

Б) Работать с огоньком;

3. Черепашьим шагом;

В) Взять  себя в руки;

4. Сидеть на чужой шее;

Г) Держать в ежовых рукавицах;

5. Выйти из себя;

Д) Своим горбом наживать;

6. Говорить по существу

Е) Мчаться сломя голову

1.Г;  2.Б; 3. Е;  4.Д; 5.В;  6.А

  1. Одна из глав романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» называется «Союз меча и орала». Что обозначает слово орало? Каково значение устойчивого выражения перековать мечи на орала? Назовите источник этого фразеологизма.  (Орало - плуг, приспособление для вспашки земли. «Перекуем мечи на орала»  - лозунг перехода от войны к мирной  созидательной жизни. Библейское происхождение)

  1. Уже 3 века этот герой известен всем. В. Г. Белинский так писал о нем: "Вот молодой человек, сын великого царя, наследник его престола, увлекаемый жаждой знания, проживает в чуждой и скучной стране... Вернувшись на родину, этот принц становится убийцей - вольным или невольным - матери, отчима, возлюбленной, ее отца, брата». Назовите его имя. (Гамлет)

  1. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в герое этого произведения и до того был потрясён, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи, стал художником и в конце концов – президентом академии художеств. Это был Николай Алексеевич Оленин. Назовите произведение, которое так потрясло Н. А. Оленина.
    («Недоросль» Фонвизин).

  1. Напишите слово, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 3-ю букву от слова юмор. (Тихо).

  1. Разберите по составу слова опростоволоситься, тихохонько. (О-прост-о-волос-и-ть-ся, тих-охоньк-о).

  1. Найдите и выпишите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Дом царевна обошла

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

        (Убрала – взобралась, засветила – свечку)

  1. Выпишите грамматическую основу предложения из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(Царица хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать, вертеться)

  1. Составьте словосочетания со словами  дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи. Как называются эти слова с точки зрения лексики? (Дуло пистолета – из окна дуло; рву васильки – во рву много воды; тепло одеваться – беречь тепло. Эти слова называются омоформы)

  1. В устойчивых выражениях одно слово употреблено неверно, его следует заменить

Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

(Кот в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля. Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Подложить свинью. Медвежья услуга.)

  1.  Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. В этом стихотворении выполняют большую роль метафоры и эпитеты.
  2. Пассажир обязан оплатить за проезд и провоз багажа.
  3. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса.

(Выполняют – играют, оплатить – заплатить, впервые дебютировала - дебютировала) 

 

  1. Исключите 4-е лишнее. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка (китайка, оно однозначное и не может обозначать одушевлённое лицо и неодушевленный предмет).
  2. Исключите 4-е лишнее. Уйти в свою скорлупу, отгородиться китайской стеной, вариться в собственном соку, прожигать жизнь (прожигать жизнь – этот фразеологизм является антонимом по отношению ко всем остальным)
  3. Исключите 4-е лишнее. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Бахчисарайский фонтан» («Бахчисарайский фонтан» не принадлежит Некрасову Н. А.).
  4. Проведите соответствие.

1.Птицы одинакового оперенья держатся           1. Когда рак на горе свистнет.

вместе.

2. Когда море вернёт всех погибших в нём.       2. Будет и на нашей улице праздник

3. Для каждой собаки наступит её день.             3. Два сапога пара.

4. Не стоит и пуговицы.                                        4. Беречь как зеницу ока.

5. На другой стороне холма и трава зеленее.      5. Называть вещи своими именами.

6. По самые локти.                                                 6. Как дважды два.

7. Просто, как пирог.                                             7. Гроша ломаного не стоит.

8. Убить двух птиц одним камнем.                      8. Убить двух зайцев

9. Называть лопату лопатой.                                 9. Там хорошо, где нас нет.

10. Хранить в вате.                                                10. По горло.  

(1-3; 2-1; 3-2; 4-7; 5-9; 6-10; 7-6; 8-8; 9-5; 10-4)

  1. Какого гласного звука никогда не бывает в начале исконно русских слов? (а)

  1. Какое лексическое значение имеет слово «гламур»? (очарование, шарм, шик)
  2. Какого рода слово очки в русском языке (нельзя определить род, так как слово множественного числа).

  1. Разграничьте в следующих примерах а) литоту  б) анафору  в) антитезу  г) олицетворение  д) гиперболу
  1. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?
  2. Одну секундочку! Сейчас открою!
  3. Тысячу раз тебе говорил: «Вымой руки!»
  4. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
  5. Как метель, черёмуха машет рукавом.

1б, 2а, 3д, 4в, 5г.

  1. Как звали бы Вагнера, известного композитора, если бы он был не немцем, а французом?

1) Рихард  2) Риккардо  3) Ришар

  1. Посмотрите на слова аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний?
  1. собака  2) телёнок  3) кошка  4) курица  5) волк  

(собачий холод, телячьи нежности, куриные мозги, волчий аппетит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Эвристические задания на уроках словесности

Эвристические задания на уроках словесности- это способ развить творческие способности.Предлагаю Вашему вниманию примерные задания...

Разработка заданий к недели Словесности

Разработка заданий по руссому языку для 5-9 классов к недели Словесности....

15.04.2020 Задание для 6-х классов: Работа №9. Создаем словесные модели

Практическая работа 9 в текстовом редакторе по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика, 6 класс". Дистанционный режим обучения....