Урок русского языка в 6 классе по теме: «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Вениаминова Ольга Павловна

Урок построен по базовой модели трех фаз технологии РКМЧП.

3 этапа урока соответствуют  следующим фазам:

  • 1 фаза – мотивационная или фаза вызова.
  • 2 фаза – реализация смысла (работа с новой информацией)
  • 3 фаза – рефлексия

 

На уроке использовались следующие  приёмы технологии:

  • Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Составление опорных схем-памяток
  • Синквейн

Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.

Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ

Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные

Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheupotr._leksika_.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вениаминова О.П., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 9 им. А.С.Пушкина.

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Имя урока: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»(М.Горький)

Тип урока: получение новых знаний

Цели урока :

1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления

2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно

3) Воспитательная:  воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку

Технологии.

Урок построен по базовой модели трех фаз технологии РКМЧП.

3 этапа урока соответствуют  следующим фазам:

  1. 1 фаза – мотивационная или фаза вызова.
  2. 2 фаза – реализация смысла (работа с новой информацией)
  3. 3 фаза – рефлексия

На уроке использовались следующие  приёмы технологии:

  1. Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
  2. «Тонкие» и «толстые» вопросы
  3. Составление опорных схем-памяток
  4. Синквейн

Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.

Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ

Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные

Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).

Технологическая карта урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент

1 мин.

Фаза вызова (мотивационная)

Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.

Цель

Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации

Длительность этапа

8 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная

Функции преподавателя на данном этапе

Организация диалога

Основные виды деятельности преподавателя

Беседа с классом. Учитель формулирует задание, не участвуя в самом процессе припоминания информации

Промежуточный контроль

Ответы на проблемные вопросы

Фаза реализации смысла (работа с новой информацией)

Практическая часть

Цель

Самостоятельное «добывание» знаний,

активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания

Длительность этапа

20 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, вариативная, индивидуальная

Игровые моменты

Функции преподавателя на данном этапе

Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности

Основные виды деятельности преподавателя

Диалог с классом, организация проблемно-поисковой деятельности

Промежуточный контроль

Ответы на проблемные вопросы, решение учебно-познавательных задач

Физкультминутка

2 мин.

Рефлексия

Актуализация знаний

Цель

Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Длительность этапа

10 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организация диалога

Основные виды деятельности преподавателя

Обучение делать выводы с помощью синквейна, обучение составлению  опорных схем-памяток

Промежуточный контроль

Ответы на проблемные вопросы

 «Мостик» интереса к следующему уроку.

Домашнее задание, оценка деятельности

4 мин.

Конспект урока «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.(М.Горький)

Ход урока.

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Всем говорю я: Здравствуйте!

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я.

Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.

Садитесь, пожалуйста. Запишем число урока.

Фаза вызова (мотивационная)

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.

Слайд. Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Л

Выб? ру

Во?зал

Ко?ьба

Расст?лаю

к

Р?сточек

л

Крыж?вник

Мя?кий

Ц?фра

я

Ответ: Лексикология

Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю),  Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках. Данные тетради мы ведём с учащимися,  начиная с 5-го класса. Это тетрадь с опорными схемами-памятками по уроку , которые составляются обучающимися на уроках  в первое время с помощью учителя, а в дальнейшем самостоятельно.

Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?

Посмотрите в свои тетради-памятки, вспомните их.

(Работа в парах с тетрадями-памятками.)

Заполнение графы Я знаю

Знаю

Синонимы, антонимы омонимы, лексика

Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.

А какие слова всем понятны? А как будут называться слова, которые не все понимают и употребляют?

Возможные ответы учащихся: Те слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные.

Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.

Слайд. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?

Что мы хотим о них узнать?

(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

Заполнение графы Хочу узнать.

Хочу узнать

Что такое общеупотребительное слово

Почему слова называются необщеупотребительными

Кто и Где употребляет Необщеупотребительные слова

Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?

Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.

Фаза реализации смысла (работа с новой информацией)

Работа с текстом учебника. Чтение вслух.

Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.

А кто же и где употребляет Необщеупотребительные слова? Ответ найдем после самостоятельной работы.

Практическая часть( работа всего класса по вариантам и индивидуально у доски)

Слайд. Задания

1вариант. Разгадать кроссворд.

Кроссворд

1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - град

2.Шестой месяц календарного года - июнь

3. Учебное заведение - школа

4. Антоним к слову тяжелый - легкий

5.  Популярный  горячий напиток, но не чай - кофе

6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток

7. Летательный аппарат – самолет

8. Личное название человека – имя

9. Синоним к слову холод  - мороз

10. Черточка, обозначающая вычитание – минус

11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёры 

2 вариант. Выписать из текста необщеупотребительные слова.  

Текст

Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.

Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород.  Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.

Информация для учителя

ШАХТА         [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...

КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают

рудные материалы, топливо.

РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи

ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;

ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь

Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.

3 вариант. Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:

  1. Надел   тут   Федюня  пимишки…
  2. Глядит  -  пустоплесье  какое-то, а кругом лес густой.
  3. Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
  4. На голбчике у печки девчоночка сидит.

( Из  уральских сказов  П. Бажова.  )

Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка  у печи, яичница-глазунья

Информация для учителя

Добавление частицы «то» к окончаниям существительных и прилагательных – особенность уральских говоров,  так называемое уральское «токанье».

Работа с классом после выполнения заданий

Задания первого варианта

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский?

Люди какой профессии используют данные слова?

Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?

Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

Слайд. Профессионализмы.

Дополнительная информация: Из истории слов

ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».

 Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.  

Задания третьего варианта. 

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются ?  

Чтобы узнать, как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные, посмотрим, как разгадан кроссворд. Если все слова были определены правильно, в середине кроссворда будет наш ответ.

Задания первого варианта

Слайд. Кроссворд

Учитель: Какие слова из кроссворда были общеупотребительными, а какие необщеупотребительными?

Прочитаем, какое слово получилось у нас в середине кроссворда

Ответ: Диалектизмы

Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?

Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Слайд. Диалект

Дополнительная информация: Из истории слов

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Учитель: Кто же и где может употреблять Необщеупотребительные слова? 

Физкультминутка

Рефлексия.

Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги. 

Слайд. Закончите предложения  

Сегодня я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

Заполните графу «Я узнал» опорной схемой по теме урока или составьте Синквейн на тему: «Слова». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.

Работа  учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.

Возможные варианты

Узнал

Слова

Общеупотребительные

и Необщеупотребительные:

профессионализмы диалектизмы

Синквейн

  1. Слова
  2. Общеупотребительные, необщеупотребительные
  3. Показывают, называют, помогают
  4.  «Слово – одежда фактов, мыслей»
  5. Лексикон

«Мостик»  к следующей теме о словах необщеупотребительных.

Учитель: Закончите предложение

Я хотел бы узнать…

Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления

Слайд. Просмотр видеосюжета

Учитель:  Я не поняла из разговора ребят некоторые слова. А вы? Помогите мне. Почему  вы переводили мне с русского на русский? Все слова были общеупотребительными?

Взрослые употребляют такие слова? А кто употребляет? Как называются такие слова, вы узнаете на следующем уроке.

Д/з. п.14,15.  Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"

Технологическая карта урока с презениацией...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "

Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Тип урока: изучение нового материалаЦели:Образовательные:Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;Уметь находить в текс...