Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

(по ФГОС, русский язык, 5 класс)

Учитель: Жидкова Лариса Ивановна

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель как результат деятельности  учащихся:

предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

- различать омонимы и многозначные слова;

- опознавать омонимы и их разновидности;

- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;

- использовать их в собственной речи;

личностные:

- осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные:

- пользоваться толковым словарём и словарём омонимов;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);

-  строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему)  урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Искать пути её решения.

5. Соотносить цели и результаты  своей деятельности.

6. Определять степень успешности работы.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы («инсерт») читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательные технологии: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Приёмы технологии «РКМЧП»: групповая дискуссия, «инсерт», «вопросительные слова», «принцип развёрнутой кооперации», «кластер».

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, КМД (коллективная мыследеятельность при работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основные ресурсы  урока: электронное интерактивное приложение (CD- диск), толковый словарь С.И. Ожегова, словарь омонимов и омоформ русского языка Ю. Н. Гребнева,  учебный словарь омонимов русского языка Л.А. Введенской, Н.П. Колесникова, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия: омонимы, омонимия, омоформы, омофоны, омографы, каламбур.

УМК. 1. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

2. Кудинова А.В. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Кудинова. – 5-е изд., перер. и доп. – м.: Издательство «Экзамен», 2011.

Дополнительная литература:

1. Русский язык. Поурочные разработки под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. 5 кл. – М: Дрофа, 2011г

2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. –

М.:ТЦ Сфера, 2014.

3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2014.

4. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.].  – М.: Планета, 2014.

5. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: учебно-метод. пособие / Г.П. Лазаренко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

6. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах / авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко) / Авт.-сост. Г.М. Вялкова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Планета, 2013.

8. Лунева Л.П. Краеведение как средство формирования культурологической компетенции. Дидактические материалы по русскому языку. Часть I. –  Самара,2002.

Электронные образовательные ресурсы: Pedsovet. su, nsportal. ru, kopilkaurokov. ru,  PRODLENKA.org,  Открытый класс, Открытый урок, ЛИНГВИСТ ДВ, Фестиваль педагогических идей, VIDEOUROKI. NET, your slogan.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Конспект урока по английскому языку в 5б классе на тему «Узнаем больше друг о друге» по УМК “Enjoy English” для 5-6 классов (авторы М.З.Биболетова, Н.В.Добрынина)

Цель урока: развитие лексических навыков по теме «Узнаем больше друг о друге».Задачи урока: Обучающие:·...

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

План-конспект урока английского языка «Как люди и животные помогают друг другу» 4 класс

План-конспект урока английского языка по теме «Как люди и животные помогают друг другу». УМК "Enjoy English", 4 класс....

Урок русского языка в 5 классе "Чем отличаются слова-омонимы"

Урок открытия нового знания.Цель урока: сформировать понятие об омонимии....