КАКИМ Я ВИЖУ РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАВТРА?
статья по русскому языку по теме

Статья посвящена анализу перспектив развития русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakim_ya_vizhu_russkiy_yazyk_zavtra.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Ершова Татьяна Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии № 526 Московского района

Санкт-Петербурга

КАКИМ Я ВИЖУ РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАВТРА?

Как мне представляется, глубинный смысл вопроса, вынесенного в заглавие эссе, предполагает, прежде всего, рассмотрение пессимистичного сценария развития русского языка, - сценария, основанного на фундаментальном принципе самоорганизующихся процессов «laissez faire» («пусть все идёт, как идёт»).  

Если, в целях чистоты аргументации в пользу активного регулирования процессов развития языка, отбросить советский период тотального управления, в том числе русской словесностью, то можно без труда придти к одному очень важному выводу: с одной стороны, повсеместно наблюдается рост числа русскоговорящих, а, с другой, - его обеднение, являющееся результатом восприимчивости высокообразованной части россиян к иностранным (преимущественно англоязычным) заимствованиям, а остальной части населения - к профессиональному жаргону, а также заимствованной из криминально-уголовной среды ненормативной лексике.

Какие же краски и смыслы утратил русский язык за последнее тысячелетие?

Вспомним молитву русской рати перед Куликовской битвой, произошедшей в один из самых почитаемых для России дней – Рождества Пресвятой Богородицы.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твояго, Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице...»

Язык «Слова о полку Игореве»,  язык Новгородских летописей, церковно-славянский язык и живой великорусский язык Даля – всё это формы «великого и могучего» русского языка, увы, навсегда нами утраченного.

По моему мнению, в ближайшие годы развитие русского языка будет происходить в инерционном варианте,  с сохранением  тех негативных тенденций, которые сложились на рубеже столетий. Анализируя современную языковую ситуацию, невольно начинаешь понимать, что и беды с речевой культурой как частью культуры языка и культуры вообще от того, что школьник утрачивает «вкус» к слову, к искусству слова, к чтению классической литературы, посредством которой соприкасались с идеалами, учились любить, чувствовать и сострадать.

Языковая разнузданность, вульгаризмы, немотивированные заимствования, приверженность штампам, нецензурные выражения – печальные приметы времени. Непристойность не только объявляется нормой, но и  становится знаком приобщенности к контексту современности.

Когда-то М.Е.Салтыков-Щедрин сказал: «Литература – это сокращенная вселенная». В педагогических спорах о модернизации и стратегиях образования мы и не заметили, что эта «вселенная» чьим-то колдовским усилием начинает исчезать из сознания школьников, а «муси-пуси» - активно вторгаться в языковую картину мира ребенка. У нас есть, что противопоставить этому. Это, прежде всего, вечная загадка красоты и таланта, которую носит в себе искусство, и в том числе искусство слова. Язык и речь – это своего рода метафоры нашей мысли, эмоционально-чувственной сферы, формы существования человеческой души, интеллекта, сознания и самосознания. Поэтому необходимо, чтобы слово для школьника стало явлением, событием, «ключом» к познанию мира, себя, других и высшего смысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким я вижу школьный предмет "Музыка".

Целью работыявляется теоретическая разработка, научное обоснование и проверка на практике форм и методов музыкальной педагогики как составной части учебно-воспитательного процесса в школе, направленно...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

Каким я вижу современного учителя

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,   будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,  и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, ...

Каким я вижу современного учителя русского языка и литературы?

Кто такой учитель сегодня? Каким он должен быть? Размышление об учителе и себе......