"Забавная лексика" урок-игра
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-игра "Забавная лексика" является повторительно-обобщительным уроком по теме "Лексика" и поможет закрепить пройденный материал в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabavnaya_leksika.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Забавная   лексика

                                            (Урок-игра)

  Цель  урока:

-  повторить сведения, полученные по теме «Лексика» ;

- развивать речевые навыки  уч-ся ;

- формировать умение употреблять нужные слова и обороты речи в зависимости от

   разных целей  и ситуаций ;

- воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.

                                        Ход  урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение  темы и цели урока.

  3. Тур первый: «Словарный диктант»

    (по лексическому значению определить слова и записать их в тетрадь)

 - Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (омонимы)

 - Раздел лингвистики, изучающий слова. (лексика)

 - Слова, разные по звучанию и написанию, но с одинаковым значением. (синонимы)

 - Словарный запас человека. (лексикон)

 - Слова с противоположным значением. (антонимы)

 - Устойчивые сочетания слов. (фразеологизмы)

 - Красная строка, отступ в начале строки. (абзац)

      Тур второй: «Синонимы»

      1.Игра «Переводчик»     (кто быстрее заменит слова в предложении                                                                              синонимами)

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (Лису.)  Сохатый вышел из чащи на опушку

леса. (Лось.)  Караульный внимательно осмотрел здание. (Сторож.)

      2.Игра «Кто быстрее»  (расположить синонимы а) по усилению признака; б)по                                                                                     ослаблению признака)

а) Небольшой, малый, маленький, крохотный, миниатюрный, крошечный, карликовый,

  микроскопический.

б) Колоссальный, исполинский, гигантский, огромный, громадный, большой.

     Тур третий: «Омонимы»

«Загадки»

а) Нас много в играх набирают,а иногда и на нос одевают. (очки)

б) В воде он медленно плывёт,в станке летает взад-вперёд.(чёлн)

в) В бою и рубят,и взрывают,а после боя развлекают.(шашки)

г) На лугу –с хвостом,без хвоста-под мостом.(бык)

д) Из земли я воду извлекаю,я ваши вещи сохраняю,законы музыки пишу и ничего в

    вознагражденье от человека не пршу.(ключ)

е) Она согреет вас зимой,не даст часам прийти в покой.(батарея)

д) Их у стола четыре штуки,у куклы две (но то не руки).(ножка)

     2. Найти омонимы и объяснить их значение

Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,может,норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь,а норки-нет!

     Тур четвёртый «Антонимы»

  1.Подобрать антонимы к словам

Заболевать-(выздоравливать), недостаток-(достоинство), нищета-(богатство),

первый-(последний),гористый-(равнинный),обильный-(редкий),передовой-(от-

сталый),великий-(ничтожный),интересный-(скучный),удаляться-(приближаться).

  2.«Прощальная игра»

А вот прощальная игра…Нам книгу закрывать пора.

И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко, а ты ответишь_______ .

Скажу я слово далеко, а ты ответишь________ .

Скажу я слово потолок, а ты ответишь_______ .

Скажу я слово потерял, и скажешь ты _______ .

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты _______ .

Теперь начало я скажу, ну, отвечай _________ .

   Тур пятый «Фразеология»

1.Вычеркни «четвёртый лишний», объясни почему

а) Хоть пруд пруди                            б) Во все лопатки

    Кот наплакал                                      Сломя голову

    Тьма-тьмущая                                    Черепашьим шагом

     Яблоку негде упасть                         В мгновение ока            

в) Слово в слово                                 г) Попасть в просак

    Тютелька в тютельку                          Попасть на седьмое небо    

    Вилами на воде написано                   Попасть в переделку

    Комар носу не подточит                     Попасть в переплёт

2.Отгадай фразеологические загадки

 1.Его вешают,приходя в уныние;его задирают,зазнаваясь;его всюду суют.

 2.Не цветы, а вянут;не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают.

 3.Он в голове у легкомысленного человека;его советуют искать вполе.

 4.Её заваривают,затевая какое-нибудь неприятное дело;она в голове у путаника,

    её не сваришь с тем,с кем трудно сговориться.

 5.Его проглатывают,не желая говорить;он хорошо подвешен у человека,который

    говорит легко и бойко;за него тянут или дёргают, заставляя высказаться.

 4. Жюри подводит итог игры

  5.Итоги урока, оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забавная матрёшка

Тема:Забавная матрёшка. Форма:Рассказ, сравнительный анализ, творческая работа.Цели и задачи: o   Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;o   Формирование навык...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАБАВНЫЙ ЩЕНОК"

"Забавный щенок", изготовлен из семян репейника и семян молочая.  Используемые материалы и инструменты:  -семена репейника  -семена молочая  -клей  -цветная бумага...

Конкурс "Эти забавные животные"

Вопросы можно использовать для игровых проектов, посвящённых животным, учащимся нужно выбрать один из предложенных ответов на вопрос. Конкурс действитель но забавный- и серьёзный и смешной одновременн...

Сложные правила русского языка в простой, забавной и очень наглядной форме.

Практически каждому из нас приходится писать тексты: письма, брифы, задания, посты в блоги и социальные сети, рекламные тексты самых разных объемов и назначений. И все мы...

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку “Забавный английский”, для учащихся 5 классов.

       Предлагаемые виды конкурсов помогают проверить знания , умения и навыки учащихся.в игровой форме.  Конкурсы составлены так , чтобы дать учащимся возмо...

Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"

Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...

"Эти забавные животные" Экологическая игра для учащихся 2-3 классов

Экологичская игра "Эти забавные животные" построена по типу известной телепередачи. Расчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Игра вызывает ж...