конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок построен по деятельностному методу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse_po_teme.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«О,Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».
Учитель Булыгина И.А.
Сталь закаляется в огне, а человек в труде.
1. Создание условий для включения в деятельность.
Прочитайте эпиграф. О чем он? С какой целью введён? Пригодится ли в жизни такая позиция? Глядя на обозначения, можем предположить, чем будем заниматься на уроке? Верны ли окончания?
Сверим с нашей таблицей. Ученик у доски восстановит:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р. | -Ы,-И | - | -И |
Д. | -Е | - | -И |
П. | -Е | -Е | -И |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.
Диктовка слов под запись у доски:
Кирпичом, за окном, с конём, за столом, перед врачом, с флагом, за мячом, с багажом, снегом, светом, огнём, лучом, товарищем, обручем.
- выделим окончания;
- что выбрано для повторения?
- что общего у всех слов?
- как думаете, для чего они выбраны?
3.Самостоятельная постановка целей урока и определение темы:
- что нового в этом задании?
- подчеркните слова, вызвавшие затруднение при написании;
- на основе изложенного определим тему урока и поставим перед собой цели, которых нужно достичь.
4. Пробуем найти выход из затруднения самостоятельно:
- предлагаем способы решения проблемы;
- приходим к выводу, что ошибки в словах с основой на шипящую;
- пробуем обратиться к алгоритму:
1. Существительное с основой на шипящую?
ставим ударение смотрим таблицу окончаний
2. Ударение падает на окончание?
Лучом Ношей
5. Пробуем применить алгоритм:
- первичное закрепление с проговариванием;
вспомним существительные м.р. 2 скл. с основой на шипящую:
лещ, луч, мяч, обруч, богач;
- ставим в форму Т.п.;
- проговариваем правописание окончания сначала фронтально;
- какое слово выделяется и почему? (обручем);
- вспоминаем сущ. других склонений с основой на шипящую, попутно проговариваем определение основы (алыча, вожжа, плечо, каланча);
- ставим в форму Т.п. и проговариваем друг другу правила правописания с опорой на алгоритм.
6. Подготовка к самостоятельной работе:
- устно закрепили, проговорили и отработали. Как думаем, что дальше необходимо сделать для усвоения материала?
- вставляем буквы в индивидуальные карточки (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
7. Рефлексия усвоения нового способа на уровне самопроверки и комментария затруднений, возникших при самопроверке (эталон написан на доске):
- создание ситуации успеха;
- обращается внимание на слова ВРАЧОМ, БЫЧОК, ЧУЖОЙ, БЕЛЬЧОНОК, БОЛЬШОЙ, СВЕЖО, РЕЖЕ, определяется частеречная принадлежность слов;
- выделяем морфемы, в которых есть похожая орфограмма и приходим к выводу о том, что знание данной темы понадобится при изучении других частей речи;
- вспоминаем, какую, на первый взгляд, схожую орфограмму изучили недавно, проговариваем правило, готовимся к распределительному диктанту:
О,Ё в корне слова | О,Е в окончаниях существительных |
Жесткий диван, чугунная решетка, дешевый товар, чопорный человек, ударить вожжой, идти за багажом, бежать с ношей, тихий шорох, двойной шов, мягкая шерстка, с вкусной грушей, за плечом друга, с смелым товарищем, укрыться плащом, с тяжелой ношей;
- какое словосочетание записали сразу в две колонки? Почему? Поменялись тетрадями – взаимопроверка;
- составьте предложение из данных слов, объясняя их правописание, выполните синтаксический разбор;
- с опорой на данные словосочетания придумайте миниатюру на тему «В лесу».
8. Рефлексия:
- чем занимались на уроке? Чему научились? Что было трудным? Какая форма работы понравилась больше? Докажите, что не зря пришли на урок?
- как эпиграф связан с уроком?
9. Домашнее задание:
Обязательная часть:
- 553 (выбрать сущ., поставить в форму Т.п., записать, выделяя орф.)
- 554 (выбрать сущ., поставить в форму Т.п., записать, выделяя орф.)
- 557 (выбрать сущ., поставить в форму Т.п., записать, выделяя орф.)
Творческая часть:
- составьте небольшой текст, используя слова на данную орфограмму.
Необязательная часть:
- сочините стихотворение, включив слова на сегодняшнюю орфограмму.
Самоанализ урока.
Содержание урока.
Тип урока – урок открытия новых знаний. Учащиеся получили знания о правописании окончаний имен существительных после шипящих, попытались применить их на практике с помощью алгоритмизации. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний шла на основе ранее приобретённых знаний об окончании существительного, Таким образом осуществлялась связь нового с ранее изученным. Также была осуществлена преемственность тем (знание данной темы нужно для верного написания окончаний прилагательных и суффиксов наречий).
Упражнения были подобраны различной степени сложности с учётом уровня подготовки класса.
Принципы обучения:
- принцип доступности, систематичности и последовательности (от более простого материала к более сложному, от наблюдения к применению на практике);
- принцип дифференциации реализован в домашнем задании, индивидуализации – во время урока (ученики работали самостоятельно по карточкам).
Методы:
- открытие нового знания;
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- творческая деятельность.
Организация учебной работы на уроке:
- на каждом этапе учащиеся пытались самостоятельно поставить перед собой цель, достичь её и сделать вывод;
- на уроке применялись различные формы работы (индивидуальная, парная, фронтальная);
- осуществлялось чередование различных видов деятельности (беседа, ответ на вопрос, работа в парах, самостоятельная и творческая работа, самопроверка, взаимопроверка);
- на уроке уделялось внимание развитию логического (алгоритмизация), критического (выявление собственных ошибок и затруднений), умение сравнивать, делать выводы и обобщать.
- вставить буквы (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
- вставить буквы (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
- вставить буквы (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
- вставить буквы (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
- вставить буквы (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
- вставить буквы (врач..м, грач..м, кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)
да
нет
да
нет
о
е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Урок русского языка в 6 классеТема. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...
Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС....
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....
Карточки на тему "Буквы о/ё после шипящих в именах существительных"
Карточка на тему "Буквы о/ё после шипящих в именах существительных" содержит слова, предназначенные для отработки практических навыков в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных....
Методические разработки. Конспект урока. Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Цели урока:- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.- сформировать умения правильного применения правила при выборе букв о...