конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Булыгина Ирина Алексеевна

Урок построен по деятельностному методу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_klasse_po_teme.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«О,Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».

Учитель Булыгина И.А.

Сталь закаляется в огне, а человек в труде.

1. Создание условий для включения в деятельность.

Прочитайте эпиграф. О чем он? С какой целью введён? Пригодится ли в жизни такая позиция? Глядя на обозначения, можем предположить, чем будем заниматься на уроке? Верны ли окончания?

Сверим с нашей таблицей. Ученик у доски восстановит:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.

-Ы,-И

-

Д.

-

П.

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

Диктовка слов под запись у доски:

Кирпичом, за окном, с конём, за столом, перед врачом, с флагом, за мячом, с багажом, снегом, светом, огнём, лучом, товарищем, обручем.

- выделим окончания;

- что выбрано для повторения?

- что общего у всех слов?

- как думаете, для чего они выбраны?

3.Самостоятельная постановка целей урока и определение темы:

- что нового в этом задании?

- подчеркните слова, вызвавшие затруднение при написании;

- на основе изложенного определим тему урока и поставим перед собой цели, которых нужно достичь.

4. Пробуем найти выход из затруднения самостоятельно:

- предлагаем способы решения проблемы;

- приходим к выводу, что ошибки в словах с основой на шипящую;

- пробуем обратиться к алгоритму:

1. Существительное с основой на шипящую?

        

ставим ударение                                    смотрим таблицу окончаний

2. Ударение падает на окончание?

Лучом                        Ношей

5. Пробуем применить алгоритм:

- первичное закрепление с проговариванием;

вспомним существительные м.р. 2 скл. с основой на шипящую:

лещ, луч, мяч, обруч, богач;

- ставим в форму Т.п.;

- проговариваем правописание окончания сначала фронтально;

- какое слово выделяется и почему? (обручем);

- вспоминаем сущ. других склонений с основой на шипящую, попутно проговариваем определение основы (алыча, вожжа, плечо, каланча);

- ставим в форму Т.п. и проговариваем друг другу правила правописания с опорой на алгоритм.

6. Подготовка к самостоятельной работе:

- устно закрепили, проговорили и отработали. Как думаем, что дальше необходимо сделать для усвоения материала?

- вставляем буквы в индивидуальные карточки (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

7. Рефлексия усвоения нового способа на уровне самопроверки и комментария затруднений, возникших при самопроверке (эталон написан на доске):

- создание ситуации успеха;

- обращается внимание на слова ВРАЧОМ, БЫЧОК, ЧУЖОЙ, БЕЛЬЧОНОК, БОЛЬШОЙ, СВЕЖО, РЕЖЕ, определяется частеречная принадлежность слов;

- выделяем морфемы, в которых есть похожая орфограмма и приходим к выводу о том, что знание данной темы понадобится при изучении других частей речи;

- вспоминаем, какую, на первый взгляд, схожую орфограмму изучили недавно, проговариваем правило, готовимся к распределительному диктанту:

О,Ё в корне слова

О,Е в окончаниях существительных

Жесткий диван, чугунная решетка, дешевый товар, чопорный человек, ударить вожжой, идти за багажом, бежать с ношей, тихий шорох, двойной шов, мягкая шерстка, с вкусной грушей, за плечом друга, с смелым товарищем, укрыться плащом, с тяжелой ношей;

- какое словосочетание записали сразу в две колонки? Почему? Поменялись тетрадями – взаимопроверка;

- составьте предложение из данных слов, объясняя их правописание, выполните синтаксический разбор;

- с опорой на данные словосочетания придумайте миниатюру на тему «В лесу».

8. Рефлексия:

- чем занимались на уроке? Чему научились? Что было трудным? Какая форма работы понравилась больше? Докажите, что не зря пришли на урок?

- как эпиграф связан с уроком?

9. Домашнее задание:

Обязательная часть:

  1. 553 (выбрать сущ., поставить в форму Т.п., записать, выделяя орф.)
  2. 554 (выбрать сущ., поставить в форму Т.п., записать, выделяя орф.)
  3. 557 (выбрать сущ., поставить в форму Т.п., записать, выделяя орф.)

Творческая часть:

- составьте небольшой текст, используя слова на данную орфограмму.

Необязательная часть:

- сочините стихотворение, включив слова на сегодняшнюю орфограмму.

Самоанализ урока.

Содержание урока.

Тип урока – урок открытия новых знаний. Учащиеся получили знания о правописании окончаний имен существительных после шипящих, попытались применить их на практике с помощью алгоритмизации. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний шла на основе  ранее приобретённых знаний об окончании существительного, Таким образом осуществлялась связь нового с ранее изученным. Также  была осуществлена преемственность тем (знание данной темы нужно для верного написания окончаний прилагательных и суффиксов наречий).

Упражнения были подобраны различной степени сложности с учётом уровня подготовки класса.

Принципы обучения:

- принцип доступности, систематичности и последовательности (от более простого материала к более сложному, от наблюдения к применению на практике);

- принцип дифференциации реализован в домашнем задании, индивидуализации – во время урока (ученики работали самостоятельно по карточкам).

Методы:

- открытие нового знания;

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- творческая деятельность.

Организация учебной работы на уроке:

- на каждом этапе учащиеся пытались самостоятельно поставить перед собой цель, достичь её и сделать вывод;

- на уроке применялись различные формы работы (индивидуальная, парная, фронтальная);

- осуществлялось чередование различных видов деятельности (беседа, ответ на вопрос, работа в парах, самостоятельная  и творческая работа, самопроверка, взаимопроверка);

- на уроке уделялось внимание развитию логического (алгоритмизация), критического (выявление собственных ошибок и затруднений), умение сравнивать, делать выводы и обобщать.

- вставить буквы (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

- вставить буквы (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

- вставить буквы (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

- вставить буквы (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

- вставить буквы (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

- вставить буквы (врач..м, грач..м,  кирпич..м, чертеж..м, малыш..м, крыш..й, груш..й, удач..й, плеч..м, сургуч..м, ключ..м, карандаш..м, стуж..й, плач..м, палач..м, туч..й, с Александром Кузьмич..м, за Ильёй Лукич..м, с Василием Савич..м, с Геннадием Никитич..м, с Сергеем Осипович..м). // Дополнительное задание: составить предложение, используя как можно больше данных слов, объединённых по смыслу.)

да

нет

да

нет

о

е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС....

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Карточки на тему "Буквы о/ё после шипящих в именах существительных"

Карточка на тему "Буквы о/ё после шипящих в именах существительных" содержит слова, предназначенные для отработки практических навыков в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных....

Методические разработки. Конспект урока. Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Цели урока:- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.- сформировать умения правильного применения правила при выборе букв о...