Методические разработки. Конспект урока. Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Жанна Викторовна Имамалыева

 

 

 

 

Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.

- сформировать умения правильного применения правила при выборе букв о и е в суффиксах существительных.

- сформировать умение определять значение суффиксов существительных.

- развивать пунктуационную зоркость, речь, мышление учащихся.

- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять рассказ на грамматическую тему (при работе с иллюстрациями, рисунками).

-формировать  познавательный  интерес к предмету 

-воспитывать культуру умственного труда

-прививать любовь к русскому языку, к прекрасным образцам  художественного слова.

 

 

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Средства урока (оборудование):доска, мел, учебник, карточки, иллюстрации, рисунки, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.

- сформировать умения правильного применения правила при выборе букв о и е в суффиксах существительных.

- сформировать умение определять значение суффиксов существительных.

- развивать пунктуационную зоркость, речь, мышление учащихся.

- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять рассказ на грамматическую тему (при работе с иллюстрациями, рисунками).

-формировать  познавательный  интерес к предмету  

-воспитывать культуру умственного труда

-прививать любовь к русскому языку, к прекрасным образцам  художественного слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства урока (оборудование):доска, мел, учебник, карточки, иллюстрации, рисунки, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Побудительная мотивация.    

Учитель задает вопрос классу: «Ребята, умеете ли вы отгадывать  загадки?»

Учитель читает загадки и просит учеников их отгадать.

Маленький шарик

Под лавкой шарит.

( Мышь.)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

( Волк.)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

( Заяц.)

Под  дубочком, под листочком

Свился, скрючился  клубочком.

( Еж.)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

(Белка)

 

Слова-отгадки записываются учителем ( на доске ).

Учитель просит ребят назвать детенышей этих животных.

1 ученик записывает слова на доске:

мышонок, волчонок, зайчонок, ежонок, бельчонок.

Называется тема и цель урока. ( Учитель: « Сегодня на уроке , ребята, вы должны научиться определять, когда нужно писать букву о, а когда  букву е после шипящих в суффиксах существительных.)

Учитель сообщает как ученики будут работать на уроке, как эти знания пригодятся для изучения новых тем.

3. Актуализация знаний.

Учитель: « Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение имеет суффикс – онок  в этих существительных?». ( слова записаны на доске)

4.Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание информации.

 Учитель: « Расставьте в этих словах ударение и выделите суффиксы».

1 ученик работает у доски.

« Скажите, во всех этих словах после шипящих, какая буква пишется? На что еще нужно обратить внимание в этих словах?»

« Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести правило о правописании буквы о после шипящих в суффиксах существительных»

5. Осознание и осмысление нового материала.

« Но есть еще буква е в суффиксах существительных.

Чтобы узнать, когда пишется буква е в суффиксах существительных, нужно обратиться за помощью к учебнику. Прочитайте правило №35 на стр. 101 и ответьте на вопрос: «Когда пишется буква е в суффиксах существительных после шипящих?»

Найдите примеры на данное правило.

Дополним наши слова на доске данными примерами».

1 ученик вызывается к доске. Задание: записать на доске примеры слов и обозначить во всех существительных условия выбора букв о и е в суффиксах после шипящих.

Учитель: « Скажите, как мы определяем, когда нужно писать букву о, а когда букву е после шипящих в суффиксах существительных?»

« Правило вы знаете. Теперь вам нужно научиться применять его в различных заданиях на уроке».

Работа с таблицей ( упр.№253)

2 ученика работают у доски.

Задание: 1 ученик заполняет 1колонку таблицы, выписывая из упр. существительные , в которых пишется буква о в суффиксах после шипящих, 2 ученик заполняет 2 колонку таблицы , выписывая из упр.  существительные, в которых пишется буква е в суффиксах. Обозначьте условия выбора букв о и е в суффиксах существительных.

Взаимопроверка ( парная.) Ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

Затем учащиеся проверяют работу 2 учеников у доски.

Обсуждаются недочеты, дополнения данных работ.

Учитель:« Ребята, кто из вас хорошо справился с ролью ученика?  

А кто из вас хорошо справился с ролью учителя?»

Упр.№254  Задание: Учащиеся « по цепочке» ( устно) вставляют и читают слова на месте пропусков. Затем определяют во   вставленных словах значения суффиксов.

6. Применение знаний в новой, незнакомой ситуации.

3 ученика из класса выполняют работу по карточкам.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в данные слова.

Составьте 2-3  сложных предложения с любыми из данных слов.

Медв…ж…нок, зайч…нок, волч…нок, мыш…нок, галч…нок, скворч…нок.

Остальным учащимся учитель предлагает рассмотреть иллюстрации и рисунки. Затем назвать животных, изображенных на этих рисунках.

Задание: Составьте небольшой рассказ, используя существительные с уменьшительно- ласкательным значением суффиксов. В свой рассказ вы можете  внести описания животных, изображенных на данных иллюстрациях и рисунках. Озаглавьте свой рассказ.

Несколько учеников зачитывают свои творческие работы, учитель анализирует эти сочинения.

7. Итог урока.

Учитель: « Ребята, сегодня на уроке вы ознакомились с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Расскажите мне это правило».

Учитель спрашивает 2-3 учеников.

У каждого ученика на парте лежат  карточки с буквами о и е.

Учитель диктует слова, ученики должны определить какую гласную букву нужно написать в суффиксе существительного, если букву о, то они должны поднять карточку с буквой о, если  нужно написать в слове букву е, то они должны поднять карточку с буквой  е.  

Слова: медвежонок, галчонок, доченька, крольчонок, бочонок, бумажечка, ложечка, ручонка, рученька.  

8. Аналитическая мотивация.

Учитель: « Ребята, кто из вас хорошо понял  тему сегодняшнего урока? Поднимите, пожалуйста, руки. Какие  трудные моменты были для вас на уроке? Почему?»

Учитель спрашивает учеников, которые поднимают руки.

9. Рефлексия.

У каждого ученика на парте лежит листок с написанными словами: понятно, непонятно, грустно, весело, трудно, радостно, интересно, познавательно.

Задание: ученики должны внимательно прочитать данные наречия и определить какое слово  (наречие) они бы выбрали  для оценки сегодняшнего урока. Почему?

Учитель спрашивает 5-6 учащихся.

Перед объяснением домашнего задания, учитель объявляет оценки за урок.

10. Домашнее задание.

Ученикам предлагается задания по выбору.

А) Выполнить упражнение № 255. ( по заданию).

Б) Придумать, составить и записать загадки, пословицы, поговорки, в которых должны быть существительные с буквами о и е после шипящих в суффиксах. Можно выписать загадки, пословицы, поговорки из художественного текста. Нарисовать рисунки к своим работам,  например, рисунки- отгадки на  загадки.

Учитель поясняет, что « хорошую» оценку за домашнее задание могут получить те ученики, которые выберут задание под буквой Б. (т.е. второе задание).

Титульный лист

Ф.И.О.: Имамалыева Жанна Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс:  6

Тема: Конспект урока «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Должность: учитель старших классов

МАОУ «СОШ №2»

Город Мегион


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания глас...

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...

Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных".Цель: формировать умение правильно писать гласную в суффик...

Семяшкин А.М._Компетентностно ориентированное задание по русскому языку по теме "Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Материал посвящен усиленному изучению правописания гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных....

Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Конспект урока в 5 классе по теме  «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных»....