Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сахарова Ольга Евгеньевна

Конспект урока в 5 классе по теме  «Гласные О и Е  после шипящих в суффиксах существительных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_o-e_posle_shipyashchih_v_suffiksah_sushch_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Цели урока:

  1. Обучающая цель: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
  2. Развивающая цель: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
  3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, активной жизненной позиции.

Технологии : Личностно – ориентированная, информационно- коммуникативная, проблемно- диалогическая, системно- деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы: коллективная, творческая, групповая.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Приветствую учащихся, создаю комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяю готовность к уроку.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня! И думаю, что этот день принесет нам много радости от общения друг с другом. Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу и скажите про себя « я радуюсь школе, друзьям, я хочу учиться и готов работать»

  1. Актуализация знаний

- орфографическая разминка. ( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 1)

1) как называется плод дуба? (жёлудь)

2) цвет одуванчика? (желтый)

3) предмет для чистки зубов? (щетка)

4) тонкая веревка? (бечёвка)

5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)

6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)

7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)

8) водитель автомобиля ( шофер)

Запись на доске (Слайд № 2)

Ж…лудь ш…фёр снеж…к горош...к

Ж...лтый ш…рник горш…к крош…чка

Щ…тка ж…кей зайч…нок доч…нка

Беч…вка ш…к крюч…к точ…чка

Прочитайте слова 1и 2 столбика, какая орфограмма пропущена всловах?(Правописание гласных в корнях имен существительных после шипящих).

Вспомните правило правописания гласных в корнях существительных после шипящей (П од ударением в корне слова у имен существительных пишется ё, без ударения – о)

Вставьте пропущенные буквы.

Прочитайте слова 3 и 4 столбика, какая орфограмма пропущена в словах? ( Правописание о-е после шипящих и ц окончаниях имен существительных).

Вспомните правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

(После шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.

  1. Целеполагание ( Слайд № 3)

Ребята, взгляните на слова 3 и 4 столбика.

- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе)

- После каких согласных находится буква- орфограмма? ( После шипящих)

- В словах какой части речи? ( В существительных)

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Тема урока: «Правописание гласных о-е псле шипящих в суффиксах существительных»

  1. Мотивация к учебной деятельности (Слайд № 4)

Сравните написание гласных в суффиксах. Какую закономерность в написании суффиксов вы заметили?

Орешек – посошок

Человечек – пастушок

Кусочек – старичок

(Под ударением – о, без ударения – е)

  1. Объяснение нового материала. (Слайд № 5)

(Подвожу учащихся к формулировке предметных целей урока ( гипотезы).

-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).

1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

Запись на доске: (Слайд № 6)

Мужичок замочек

Мышонок доченька

Книжонка рученька

- От чего зависит выбор гласных О- Е после шипящих в суффиксах существительных?

- Давайте проверим по учебнику и познакомимся с новым правилом

А сейчас, ребята, в парах попробуйте разобрать алгоритм применения правила написание букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных с учетом полученной информации.

#1060;изминутка

7. Закрепление и обобщение материала.

#1059;стно упражнение № 303. Образец: друж..к- в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е

#1057;амостоятельная работа ( Слайд № 7)

Задание –вставить гласные в суффиксах существительных на месте пропусков.

Друж..к

Жуч..к Уменьшительно- ласкательное значение

Замоч..к

Человеу…к

Одеж…нка

Книж…нка Пренебрежительное значение

Грач…нок

Галч…нок Детенышей животных

#1044;ифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу,остальные работают с текстом.

Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

Карточка №3 Запишите предложение.

Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке.

Объясните постановку тире в предложении. Найдите в предложении слово на изученную орфограмму, объясните его правописание. Значение слова ветхая найдите в «Толковом словаре», выберите одну иллюстрацию к предложению.

Каково значение слова одежонка? (уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное)

После проверки, вопрос ко всему классу:

Как вы относитесь к старикам, на которых такая одежда?

Это благодаря пожилым людям наше поколение живёт под мирным небом. Они не должны быть ненужными. Доброжелательность, сострадание должны быть в каждом из нас.

Надо уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать таких людей, пока они живы, когда им тяжело.

Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение!

8. Контроль усвоения материала

1. Игра « Найди лишнее слово» (Слайд № 8)

А) подушечка, орешек, зайчик

Б) точечка, девчонка, чемпионка

В) ящичек, пучок, кулачок

2. Найдите в предложениях слова с изучаемой орфограммой ( Слайд№ 9)

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.

3. Буквенный диктант «Проверяю себя» (Слайд №10) Дети отвечают с помощью сигнальных карточек.

#1044;линный языч…к,

#1044;етский стиш..к

3. Душистый горош…к

4. Молодой стаж…р

#1047;олотой петуш...к

#1055;оследний кусоч…к

#1054;пытный монтаж…р

№ сло-ва

1

2

3

4

5

6

7

Вариант

ответа

о

о

е

ё

о

е

ё

#1055;одведение итогов. Анализирую работу учащихся, выставляю оценки в журнал и в дневники, даю рекомендации.

10. Дифференцированное домашнее задание (Слайд № 11)

;54 упражнение 304

#1053;аписать мини-сочинение «Маленькое путешествие в зимний парк»

11. Рефлексия .

С помощью метода « Пять пальцев» учащиеся делятся впечатлениями.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....