Контрольно-измерительные материалы. Подготовка к ЕГЭ
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Данный учебный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test.doc94.5 КБ
Microsoft Office document icon etalony.doc26 КБ
Microsoft Office document icon kim_po_rya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

1 ВАРИАНТ

         

1.В каких словах в корне с чередованием пишем гласную О?

  1. ПОПЛ…ВОК
  2. ИЗЛ…ГАТЬ МЫСЛЬ
  3. З…РНИЦА
  4. ПРИК…НУТЬСЯ
  5. Р…ВНОМЕРНЫЙ

2. В каких словах в корне с чередованием пишем гласную И?

        1.   УБ…РАТЬ КОМНАТУ

        2.   СЛОВОСОЧ…ТАНИЕ

        3.   ЗАП…РШИСЬ

        4.    ВОСПРИН…МАТЬ

        5.   РАССТ…ЛИТЬ ПОСТЕЛЬ

3. В каких словах пишется гласная О  после шипящих?

  1. ВООРУЖ…ННЫЙ
  2. Щ…ЛКА
  3. ИЗЖ…ГА
  4. ГОРЯЧ…
  5. РАЗМЕЖ…ВЫВАТЬ

4. В каких словах пишется звонкий согласный?

       1.        ФУ…БОЛ

       2.         ВО…ЗАЛ

       3.         ПРО…ЬБА

       4.         КРУ…КА МОЛОКА

  1. КНИ…КА

5.         В каких словах есть  непроизносимый согласный?

  1. ГРУС…НЫЙ ВИД
  2. МЕС…НЫЙ ПРОЕЗД
  3. ОПАС…НЫЙ ПОВОРОТ
  4. ЧУ…СТВОВАТЬ БЕДУ
  5. ПОЗ…НИЙ РЕБЁНОК

6.        В каких словах есть двойные согласные?

  1. СОЖ…ЕНИЕ НА КОСТРЕ
  2. КОЛ…ЕКТИВ
  3. ЭФ…ЕКТИВНЫЙ МЕТОД
  4. КОР…ИДОР
  5. ИМ…УНИТЕТ

7.        В каких словах употреблен разделительный Ъ?

  1. СВЕРХ…ИНТЕРЕСНЫЙ
  2. ОБ…ЁМ
  3. КОМП…ЮТЕР
  4. ОБ…ЯВЛЕНИЕ
  5. П…ЁТ ВОДУ

8.        В каких словах  нужно поставить Ь после шипящих?

  1. НАВЗНИЧ…
  2. НЕВТЕРПЁЖ
  3. ПЛАЧ…
  4. УЛЫБАЕШ…СЯ
  5. НАЗНАЧ…ТЕ

9.        Какие слова следует писать через дефис?

  1. ТРЁХ…ЛЕТНИЙ РЕБЁНОК
  2. ВЫСОКО…ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
  3. КИСЛО…СЛАДКИЙ ВКУС
  4. ДРЕВНЕ….РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  5. СТОП…КРАН

10. Какие из сложных слов  пишем слитно с –ПОЛ?

  1. ПОЛ…ЯБЛОКА
  2. ПОЛ…ЕВРОП
  3. ПОЛ…ОДИННАДЦАТОГО
  4. ПОЛ…ВЕДРА
  5. ПОЛ…ВЕКА

11. В каких словах приставка оканчивается на согласный –З?

  1. ВО…ХОЖДЕНИЕ НА ЭВЕРЕСТ
  2. БЕ…ПРОИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТ
  3. …ДАТЬ ЗАЧЕТ
  4. ВО…ЗВАНИЕ К ПОТОМКАМ
  5. БЕ…ПРИЧИННЫЙ СМЕХ

12. В каких словах пишем приставку –ПРИ?

  1. ПР…ГОРЕТЬ
  2. ПР…СТУПАТЬ ЗАКОН
  3. ПР…ОБРАЖТ
  4. ПР…ХОРОШЕНЬКИЙ
  5. ПР…БОЛЬНИЧНЫЙ ПАРК

13. В каких существительных в предложном падеже пишется в окончании гласная И?

  1. В ПРОИЗВЕДЕНИ…
  2. НА ИСПЫТАНИ…
  3. В ТЕТРАД…
  4. В ГОРОД…
  5. В РЕЧ…

14. В каких словах в суффиксе пишем гласную Е?

  1. КЛЮЧ…К
  2. ЛУЖ…ЦА
  3. РАЗГОВОРЧ…ВЫЙ
  4. ГОРОШ…К
  5. ЗАБОТЛ…ВЫЙ

15. В каких словах в суффиксе причастий  и окончании глагола пишется гласная И?

  1. ИСПОЛНЯ…МЫЙ
  2. СЛЫШ…МЫЙ
  3. ВИД…Т
  4. УЛЫБА…ТСЯ
  5. ИСПОЛНЯ…Т

16. В каких глаголах употреблён суффикс –ОВА (-ЕВА)?

  1. ЗАВЕД…ВАВШИЙ
  2. РАЗГЛЯД…ВАТЬ
  3. ОТКЛАД…ВАТЬ
  4. РАССЧИТ…ВАТЬ
  5. ВО…ВАТЬ

17. В каких причастиях пишем суффикс –УЩ (-ЮЩ)?

  1. СТРО…ЩИЙСЯ ДОМ
  2. ДВИГА…ЩИЙСЯ СОСТАВ
  3. ОБЕРЕГА…ЩИЙ ОТ НАПАСТЕЙ
  4. ЗАВЫВА…ЩИЙ ВЕТЕР
  5. ВЕРТ…ЩИЙСЯ ВОЛЧОК

18. В         каких словах пишется гласная Е?

  1. ОН БОР…ТСЯ
  2. ПРОСМОТР…ННЫЙ ФИЛЬМ.
  3. СЛЫШ..ТСЯ ГРОМ.
  4. ОН НАПО…Т КОНЕЙ
  5. ИСПОЛНЯ…МОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

19. В каких словах нужно вставить букву Н?

  1. ПУТАН…ИЦА
  2. СТАНЦИОН…ЫЙ
  3. ЦИВИЛИЗОВАН…ЫЙ
  4. ВЕТРЕН…ЫЙ
  5. ЖУРАВЛИН…ЫЙ

20. В каких причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях нужно вставить букву Н?

  1. СМОТРИТ ОЗАБОЧЕН…О
  2. РАНЕН…ЫЙ В НОГУ БОЕЦ
  3. УКОРОЧЕН…ЫЙ ПУТЬ
  4. КНИГА  ВЫДАН…А ЧИТАТЕЛЮ
  5. ЖАРЕН…ЫЕ ГРИБЫ

21. Какие слова пишутся с НЕ слитно?

  1. НЕ…РЕШЁНАЯ ВОВРЕМЯ ЗАДАЧА
  2. НЕ…ПОДДАЮЩИЙСЯ ПРИМЕР
  3. ДАЛЕКО НЕ…БЫСТРЫЙ ТЕМП
  4. НЕ…ГРОМКИЙ ПЛАЧЬ
  5. НЕ…ЗАКОНЧЕННОЕ ПИСЬМО

22. . Какие слова пишутся с НЕ раздельно?

  1. НЕ….ГОВОРЯ  НИ СЛОВА
  2. НЕ…ДОЧИТАТЬ КНИГУ
  3. НЕ…ЗДОРОВИТСЯ.
  4. НЕ…ДОВЫПОЛНИТЬ
  5. ГЛУБОКО НЕ…ГОДУЯ

23.  Определите  дефисное написание частиц.

  1. КЕМ….ТО
  2. КАК…БЫ
  3. КОЕ…В ЧЕМ
  4. ЭТОТ…ЛИ
  5. КОЕ…ЧТО

24. Определите слитное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов.

  1. ОТВЕТИТЬ ДОБРОМ НА…ЗЛО
  2. В…ОТКРЫТУЮ
  3. НЕ…СМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ
  4. В…ЗАПЕРТИ
  5. ПО…МЕРЕ СИЛ

25. Определите дефисное написание наречий

  1. МАЛО…ПОМАЛУ
  2. ПО….ТИХОНЬКУ
  3. ВО…ПЕРВЫХ.
  4. ЖИТЬ ПО…НОВОМУ
  5. ПО…ТОВАРИЩЕСКИ

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 ВАРИАНТ

1.. Определите слитное написание сложных слов.

  1. АНГЛО…НЕМЕЦКИЙ        СЛОВАРЬ
  2. НИЗКО…КАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР
  3. ФОТО…АЛЬБОМ
  4. ТЁМНО…КРАСНЫЙ ЦВЕТ
  5. ЧЕРНО…БРОВЫЙ ЮНОША

2. Определите дефисное написание сложных слов с ПОЛ.

  1. ПОЛ…ВЕДРА
  2. ПОЛ…ГОРОДА
  3. ПОЛ…ЛЕПЕСТКА
  4. ПОЛ…БРАТСКА
  5. ПОЛ…АПЕЛЬСИНА

3. В каких словах пишется С в приставке.

  1. НИ…ВЕРГАТЬСЯ  В ПРОПАСТЬ
  2. ГРОМКО ВО…КЛИЦАТЬ
  3. И…ДАВНА
  4. РА…БЕРЕДИТЬ ДУШУ
  5. БЕ…ЛЮДНЫЙ РАЙОН

4. В каких словах пишется приставка ПРЕ?

  1. ПР…КРАСНЫЙ
  2. ПР…ВРАТНОСТИ СУДЬБЫ
  3. ПР…КРЫТЬ
  4. ПР…ДУБЕЖДЕНИЕ
  5. ПР…ЛАГАТЕЛЬНОЕ

5. В каких словах пишется Е в предложном падеже.

  1. В АВАРИ…
  2. НА ОСТАНОВК…
  3. В ПОДНЕБЕСЬ…
  4. О ДОЧЕР…
  5. В ОГОРОД…

6. Определите прилагательные с гласной Е в суффиксе.

  1. СИРЕН…ВЫЙ
  2. РЕЧ…ВОЙ
  3. КРА…ВОЙ
  4. ЗАБОТЛ…ВЫЙ
  5. НАСТОЙЧ…ВЫЙ

7. Определите глаголы с гласной Е в суффиксе.

  1. ЗАКЛЕ…ВАТЬ
  2. ЗАСУЧ…ВАТЬ РУКАВА
  3. БИЧ…ВАТЬ
  4. УВЕШ…ВАТЬ
  5. ГОР…ВАТЬ

8. В окончании каких глаголов  пишется гласная Е?

  1. ЗАНИМА…ТСЯ СПОРТОМ
  2. КОЛЫХА…ТСЯ НА ВЕТРУ
  3. МАШ…Т КРЫЛЬЯМИ
  4. БЛЁКН…Т ТРАВА
  5. ЖАР ПЫШ…Т

9. В суффиксах каких  причастий пишется гласная И?

1.    ПРОПУЩ…ННАЯ ОШИБКА

  1. НЕДВИЖ…МАЯ ГЛАДЬ ВОДЫ
  2.  СЛЫШ…МЫЙ ЗВОН
  3. ПРОСМОТР…ННЫЙ ФИЛЬМ
  4. ОПИСЫВА…МЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

10. Определите слова с гласной У (Ю)  в суффиксе или окончании.

  1. ХЛЕЩ…ЩИЕ БРЫЗГИ
  2. КЛОКОЧ…ЩИЙ ПОТОК
  3. ЗДАНИЕ СТРО…Т РАБОЧИЕ
  4. ЗНАМЁНА РЕ…Т
  5. СЛЫШ…ЩИЙСЯ ГУДОК

11. В каких существительных и прилагательных пишется –НН-?

  1. ВОСПИТАН…ЫЙ
  2. ГОСТИН…ЦА
  3. ПУТАН…ЫЙ
  4. ПЛЕН…ИК
  5. ЖУРАВЛИН…ЫЙ

12. В каких причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях нужно писать –Н-?

  1. МЫСЛЕН…О
  2. НЕПРОШЕН…ЫЙ ГОСТЬ
  3. ИСКРЕН…Е УЛЫБАТЬСЯ
  4. ВЫКРАШЕН…ЫЙ ЗАБОР
  5. КРАШЕН…АЯ ДВЕРЬ

13. Определите раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями.

  1. НЕ…ДОСМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧУ
  2. ВОВРЕМЯ НЕ…ДОБРАЛСЯ
  3. НЕ…ДОВЫСЫПАТЬ
  4. СИЛЬНО НЕ…ЗДОРОВИТСЯ
  5. НЕ…ГОВОРЯ НИ СЛОВА

14. В каких словах пишется безударная гласная О?

  1. ТВ…РЕНИЕ ПРИРОДЫ
  2. ПЛ…ВЕЦ
  3. ОБЛ…ГАТЬ НАЛОГОМ
  4. ОТКЛ…НИТЬ ПРОСЬБУ
  5. СОПРИК…СНУТЬСЯ С ПРЕКРАСНЫМ

15. В  каких словах пишется безударная гласная И?

  1. БЛ…СТАТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ
  2. СЖ…МАТЬ КУЛАКИ
  3. ОБ…РЕГАТЬ ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ
  4. ПРИМ…РЯТЬ ПЛАТЬЕ
  5. НАЧ…НАЮЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ

16. Определите слова с гласной О после шипящих в окончании или суффиксе.

1. СКАЧ…К ВПЕРЁД

2. РАЗБИТ ПАРАЛИЧ…М

3. ПОРАЖ…НЫЙ БОЛЕЗНЬЮ

4. ДЕШ…ВАЯ ПОКУПКА

5. СОКРАЩ…ННЫЙ ТЕКСТ

17. В каких словах пишется звонкая согласная буква?

  1. СПОРТИВНАЯ ГРЕ…ЛЯ
  2. ПРО…ЬБА О ПОМОЩИ
  3. АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРО…КА
  4. ДРУЖЕСКАЯ ПОДДЕР…КА
  5. ОБЛАДАТЬ СНОРО…КОЙ

18. Определите слова с непроизносимой согласной в корне слова.

  1. БЕСХИТРОС…НЫЙ ПОСТУПОК
  2. ОПАС…НАЯ ИГРА
  3. ЛЕЖ…БИЩЕ ТЮЛЕНЕЙ
  4. БЛЕС…НУТЬ ОСТРОУМИЕМ
  5. ВЛАС…ЫЙ ВЗГЛЯД

19. Определите слова с удвоенной согласной.

1.   АГРЕ…СИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

2.   АС…ИСТЕНТ ВРАЧА

3.   КО…МЕРСАНТ

4.   ДЕ…ФЕКТ РЕЧИ

  1. ПАРТИЙНАЯ О…ПОЗИЦИЯ

20. Определите слова с разделительным Ъ.

  1. ПРЕД…ЯВИТЬ ТРЕБОВАНИЯ
  2. ЗАЯЧ…И УШИ
  3. ИЗ…ЯВИТЬ ЖЕЛАНИЕ
  4. РАЗ…ЕДИНИТЬСЯ ВО МНЕНИЯХ
  5. КРАСИВЫЙ ИНТЕР…ЕР

21. Определите слитное  написание НЕ с прилагательными и причастиями.

  1. НЕ…УСТАНОВЛЕНЫЙ ФАКТ
  2. ДОЛГО НЕ…ЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА
  3. НЕ…ЗНАЮЩИЙ ЗАБОТ ЧЕЛОВЕК
  4. НЕ…ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ ПИЩА
  5. НИКОМУ НЕ…ПОНЯТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

22. Определите дефисное  написание слов.

  1. БАГРОВО…КРАСНЫЙ ЗАКАТ
  2. КОЕ…КАКИЕ МЫСЛИ
  3. ТО…ЛИ ЕЩЁ БУДЕТ
  4. У  КОГО…БЫ…ТО НИ БЫЛО
  5. ЖЕЛЕЗНО…ДОРОЖНОЕ ПОЛОТНО

23. Определите слитное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов.

  1. В…КОНЦЕ КОНЦОВ
  2. В…ВИДУ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  3. В…ПЛОТНУЮ К СТЕНЕ
  4. БЕЖАТЬ БЕЗ…ОГЛЯДКИ
  5. В…ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

24. Определите  дефисное  написание наречий, наречных и именных.

  1. МАЛО…ПОМАЛУ
  2. ПО…МАЛЕНЬКУ
  3. РЕШИТЬ ПО…ДРУГОМУ
  4. ВО…ПЕРВЫХ
  5. ПО…ДРУГОМУ ПОВОДУ

25. Определите слитное написание слов.

       1.    МОЙ БРАТ ТО…ЖЕ УЧТИТСЯ

  1. В  ТО…ЖЕ ВРЕМЯ ОН НЕ МОГ НИЧЕГО ОБЪЯСНИТЬ
  2. ЧТО…БЫ ВЕЧЕР ПРОШЁЛ ИНТЕРЕСНО, НУЖНО ХОРОШО ПОДГОТОВИТЬСЯ
  3. ЧТО…БЫ ЕЩЁ ИНТЕРЕСНОГО ПРИДУМАТЬ?
  4. МАЛ ЗОЛОТНИК, ЗА…ТО ДОРОГ

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 ВАРИАНТ

1. В каких словах пропущена безударная гласная О?

  1. ИНТ…НАЦИЯ
  2. ПРЕДЛ…ЖЕНИЕ
  3. АНН…ТАЦИЯ
  4. Г…ЛОДАНИЕ
  5. ОХ…РАКТЕРИЗОВАТЬ

2.  В каких словах пропущена безударная гласная  А?

  1. ИМЯ ПРИЛ…ГАТЕЛЬНОЕ
  2. ПОКЛ…НЕНИЕ СВЯТЫНЯМ
  3. КРУГОСВЕТНОЕ ПЛ…ВАНИЕ
  4. М…ССАЖЁР
  5. Н…ТАРИУС

3.  В каких словах пропущена безударная гласнаяЕ?

  1. ВИН…ГРЕТ
  2. КВАЛ…ФИКАЦИЯ
  3. В…ТРИНА
  4. КОМП…НСАЦИЯ
  5. УН…КАЛЬНЫЙ

4. В каких слов пишется разделительный Ъ?

1.   КИНОС…ЕМКА

  1. ПРЕД…ЮБИЛЕЙНЫЙ
  2. КОМП…ЮТЕР
  3. ТРАНС…АТЛАНТИЧЕСКИЙ
  4. НЕОБ…ЯСНИМЫЙ

5. В каких словах пишется Ь после шипящих?

1.  РОЗЫГРЫШ…

  1. НЕВМОЧ…
  2. УЖ…
  3. ВЕЩ…
  4. УТЕШ…СЯ

6. В каких словах пишется О  после шипящих?

  1. ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ
  2. Щ…ЛОЧЬ
  3. СО СВЕЧ…Й
  4. КРЮЧ…К
  5. ИЗМЕЛЬЧ…ННЫЙ В ПОРОШОК

7.  В каких словах пишется глухой согласный?

1.    МОЛОДОЙ ПАРНИ…КА

  1. ПРО…ЬБА ПОМОЩИ
  2. РУЧНОЙ ТОРМО…
  3. ВОЕННАЯ ФУРА…КА
  4. ПРО…КА ОТ БУТЫЛКИ

8. Определите слова , где нужно вставить непроизносимый согласный.

  1. ЧЕ…СТВОВАТЬ ЮБИЛЯРА
  2. УС…НЫЙ ОТВЕТ
  3. БЕЗЫСКУС…НОСТЬ
  4. ХЛЕС…НУТЬ ЛОШАДЬ
  5. ТЕЛЕС…НЫЙ ЦВЕТ

9. В каких словах нужно писать удвоенные согласные?

1.АГРЕ…СИВНЫЙ

2.БЕЛОРУС…КИЙ

3. КО…МЕРСАНТ

4. ДЕ…ФЕКТ

5. О…ПОЗИЦИЯ

10. В каких словах пишется НН?

       1. ШЕРСТЯ…ОЙ ШАРФ

       2. ОЧАРОВА…ЫЙ СТРАННИК

       3. ЗДАНИЕ ПОСТРОЕ…О

       4. МУРАВЬИ…АЯ КИСЛОТА

       5. БЕЗВЕТРЕ…АЯ ПОГОДА

11. В каких словах нужно вставить Ь после шипящих?

  1. НЕВТЕРПЕЖ…
  2. ПРЕВОЗМОЧ…
  3. КУЛИЧ…
  4. ЧУШ…
  5. НАПРОЧ…

12. Определите дефисное написание сложных слов.

  1. ЛИТЕРАТУРНО…МУЗЫКАЛЬНЫЙ
  2. ТЕПЛО…ЦЕНТРАЛЬ
  3. СОЦИАЛ…ДЕМОКРАТ
  4. ШИРОКО…ВЕЩАТЕЛЬНЫЙ
  5. БЛЕДНО…ГОЛУБОЙ

13.Определите дефисное написание сложных слов с ПОЛ.

  1. ПОЛ…УЧИЛИЩА
  2. ПОЛ…КИЕВА
  3. ПОЛ…ТРЕТЬЕГО
  4. ПОЛ…ПАКЕТА
  5. ПОЛ…ЛЕПЕШКИ

14. В каких приставках пишется согласная –З?

  1. …ГРЕСТИ
  2. БЕ…ЧИСЛЕННЫЙ
  3. НИ…ПРОВЕРЖЕНИЕ
  4. ВО…БУДИТЬ
  5. БЕ…ДЕЙСТВИЕ

15. В каких словах пишется приставка  ПРИ?

  1. ПР…ВОЗНОСИТЬ
  2. ПР…ТВОРИТЬ ДВЕРЬ
  3. ПР…ГРАДИТЬ
  4. ПР…ЗАДУМАТЬСЯ
  5. ПР…ЕХАТЬ

16. В  каких словах в окончании пишется гласная Е?

  1. ОБ  АНАТОЛИ…
  2. В ПОДНЕБЕСЬ…
  3. В ТЕТРАД…
  4. В ТУРЦИ…
  5. В ПУСТЫН…

17. Определите слова с гласной Е  в суффиксе.

  1. ЗАМАНЧ…ВЫЙ
  2. НУЛ…ВОЙ
  3. УГОДЛ…ВЫЙ
  4. ЧЕРЕШН…ВЫЙ
  5. ЗАТЕЙЛ…ВЫЙ

18.  Определите слова с гласной Ы в суффиксе.

1. ПОРАД…ВАТЬСЯ

  1. РАЗГЛЯД…ВАТЬ
  2. ОБОРУД…ВАТЬ
  3. ЗАСЧИТ…ВАТЬ
  4. ОТКИД…ВАТЬ

19. В каких причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях  нужно писать  НН?

1.   СМОТРИТ ОЗАБОЧЕН…О

  1. КОШЕН…ЫЙ КРЕСТЬЯНАМИ ЛУГ
  2. ЗАМЕТЕН…АЯ ДОРОГА
  3. КНИГА  ВЫДАН…А ЧИТАТЕЛЮ
  4. МАСЛЕН…ЫЕ БЛИНЫ

20. В каких окончаниях или суффиксах пишется  гласная Е?

  1. ТЫ ПОСТЕЛ…ШЬ СКАТЕРТЬ
  2. ОН ХВАТА…ТСЯ ЗА ПЕРИЛА
  3. ОХРАНЯ…МЫЙ ОБЪЕКТ
  4. ЗАВИС…МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  5. МЫ ВИД…М

21.  В каких окончаниях глаголов и суффиксах причастий пишется гласная А?

  1. ОНИ МАШ…Т
  2. ОНИ КРОШ…Т ХЛЕБ
  3. СЛЫШ…ЩИЙСЯ ГРОМ
  4. НИЧЕГО НЕ ЗНАЧ…ЩИЕ ФАКТЫ
  5. СКАЧ…ЩИЙ ТАБУН

22. Определите слитное  написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов.

1.     ОТВЕТИТЬ ДОБРОМ НА…ЗЛО

  1. ВЫСТОЯТЬ  НА…ЗЛО НЕУДАЧАМ

3.    НЕ…ВЗИРАЯ НА ТРУДНОСТИ

  1. В…СЕРДЦАХ
  2. ПО…МЕРЕ СИЛ

23. Определите слитное написание союзов, местоименных и наречных сочетаний.

  1. ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА…ТО И ПРОДАЮ
  2. ОН РАБОТАЛ ТАК…ЖЕ, КАК И ВСЕ
  3. Я ПРОСНУЛСЯ ОТ…ТОГО, ЧТО В ДВЕРЬ ПОСТУЧАЛИ
  4. ДЕВОЧКА ТО…ЖЕ УЛЫБНУЛАСЬ МНЕ
  5. САД НЕБОЛЬШОЙ, ЗА...ТО ТЕНИСТЫЙ

24. Определите слитное  написание НЕ с глаголами  и деепричастиями.

  1. НЕ…ДОХОДИТ
  2. НЕ…ЗАПОМНИВ
  3. НЕ…ДОПОНЯТЬ
  4. НЕ…ВЗЛЮБИТЬ
  5. НЕ…УСВОИВ

25.Определите раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями.

  1. НЕ…ОСТАВШИЕСЯ В ПАМЯТИ ДНИ
  2. ВОВСЕ НЕ…ДОСТОЙНОЕ ЗАНЯТИЕ
  3. НЕ…ЗАКОНЧЕННОЕ ПИСЬМО
  4. ОТВЕТ НЕ…ПОЛУЧЕН
  5. НЕ…НАДЕЖНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

       



Предварительный просмотр:

ЭТАЛОН

к экзаменационным тестам по учебному предмету «Русский язык и культура речи»

1 вариант

  1.        4
  2.        1, 4
  3.        3, 4
  4.        4, 5
  5.        1, 2, 4, 5
  6.        1, 2, 3, 5
  7.        2, 4
  8.        1, 4, 5
  9.        3, 5

10)      4, 5

11)      4

12)      1, 5

13)      1, 2, 3, 5

14)      1, 4

15)      2, 3

16)      1, 5

17)      2, 3, 4

18)      1, 2, 5

19)      2, 3

20)      1, 2, 3

21)      2, 4, 5

22)      1, 2, 5

23)      1, 5

24)      3, 4

25)      1, 3, 4, 5

«5»  –  56 – 62 правильных ответов            (90% - 100%)

«4»  –  50 – 55 правильных ответов            (80% - 89%)

«3»  –  44 – 49  правильных ответов           (70% - 79%)

«2»  -  43  и  менее  правильных ответов   (69% - менее)

ЭТАЛОН

к экзаменационным тестам по учебному предмету «Русский язык и культура речи»

2 вариант

  1.         2, 3, 5
  2.         3, 4, 5
  3.         2
  4.         1, 2, 4
  5.         2, 3, 5
  6.         1, 2, 3
  7.         3, 5
  8.         1, 2, 3, 4, 5
  9.         2, 3
  10.         1, 2, 4
  11.         1, 4
  12.         2, 5
  13.        1, 2, 5
  14.        1, 2, 4, 5
  15.        1, 2, 5
  16.        1, 2
  17.        1, 3, 5
  18.        1, 5
  19.        1, 2, 3, 4, 5
  20.        1, 3, 4
  21.        1, 4
  22.        1, 2
  23.        2, 3
  24.        1, 3, 4
  25.        1, 3, 5

«5»  –  62 – 69 правильных ответов            (90% - 100%)

«4»  –  55 – 61 правильных ответов            (80% - 89%)

«3»  –  48 – 54  правильных ответов           (70% - 79%)

«2»  -  47  и  менее  правильных ответов   (69% - менее)

         

ЭТАЛОН

к экзаменационным тестам по учебному предмету «Русский язык и культура речи»

3 вариант

  1.           1, 2, 3, 4
  2.           1, 3, 4
  3.           1, 4
  4.           1, 2, 5
  5.           2, 4, 5
  6.           1, 3, 4
  7.           1, 2
  8.           2, 4
  9.           1, 2, 3, 4, 5

10)          2, 5

11)          2, 4, 5

12)          1, 3, 5

13)          1, 2, 5

14)          4, 5

15)          2, 4, 5

16)          2, 5

17)          2, 4

18)          2, 4, 5

19)          1, 2, 3

20)          1, 2, 3

21)          2, 3, 4

22)          2, 3

23)          3, 4, 5

24)          3, 4

25)          1, 2, 4

«5»  –  62 – 69 правильных ответов            (90% - 100%)

«4»  –  55 – 61 правильных ответов            (80% - 89%)

«3»  –  48 – 54  правильных ответов           (70% - 79%)

«2»  -  47  и  менее  правильных ответов   (69% - менее)



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

По своему содержанию тестовая работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. В нее включены задания, проверяющие:

  1. элементарную лингвистическую компетенцию, т.е. знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом;
  2. языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  3. коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте.

В соответствии со сказанным контрольно-измерительные материалы содержат задания, проверяющие подготовку по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:

  1. Знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису);
  2. Речеведческие знания:
  1. текст, абзац, средства связи в нем;
  2. типы речи: повествование, описание, рассуждение;
  3. стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
  4. использование языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения, стиля и типа речи;
  1. Знание основных орфографических и пунктуационных правил;
  2. Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
  3. Владение нормами литературного языка:
  1. орфоэпическими;
  2. лексическими;
  3. морфологическими;
  4. синтаксическими;
  5. стилистическими.

Задания по русскому языку

Раздел минимума содержания школьного курса

Вопрос минимума содержания

Речь

Текст

Синтаксис

Простое и сложное предложение

Морфология

Морфологические признаки частей речи

Пунктуация

Вводные слова

Орфография

Безударные гласные корня

Орфография

Гласная после шипящих и Ц

Орфография

Правописание приставок

Орфография

Правописание глагольных форм

Орфография

Правописание суффиксов

Орфография

Правописание слов-омофонов

Орфография

Правописание НЕ с различными частями речи

Морфология

Служебные части речи

Орфография

Дефисное написание

Словообразование

Разбор слова по составу

Культура речи

Морфологическая норма

Культура речи

Синтаксическая норма

Культура речи

Грамматическая норма

Культура речи

Орфоэпическая норма

Культура речи

Лексическая норма

Пунктуация

Сложносочиненное предложение

Пунктуация

Осложненное простое предложение

Пунктуация

Предложение с однородными членами

Пунктуация

Тире в простом и сложном предложениях

Пунктуация

Предложения с сочинительной и подчинительной связью

Речь

Текст. Анализ содержания

Речь

Текст. Стиль речи. Тип речи

Речь

Текст. Средства связи

Речь

Текст. Изобразительные средства языка

Морфология

Морфология и орфография

Синтаксис

Синтаксический разбор

Фонетика и графика

Фонетический разбор

Словообразование

Разбор слов по составу

Синтаксис

Сложное предложение

Морфология

Морфолого-орфографический разбор

Синтаксис

Синтаксический разбор

Синтаксис

Синтаксический разбор

                                                                                                                                                                                                  

Вариант I

Инструкция для абитуриента

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 30 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа. Часть 2 состоит из заданий типа В (В1 – В6), где надо дать краткий ответ.

 К каждому заданию типа А (А1 – А24) даны 4 варианта ответов, из которых один верный. Выполняя эти задания, напишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

При выполнении заданий типа В (В1 – В6) требуется записать краткий ответ (1 – 2 слова или число).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к работе. Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 – 4.

А. Названия рек, озер, сел и городов – это народное поэтическое оформление страны.

Б.  В противном случае названия превратятся в словесный мусор, и наши потомки не смогут насладиться поэтикой русского слова.

В. Поэтому названия нужно уважать, менять их в крайнем случае и конечно делать это грамотно, со знанием истории страны и с любовью к ней.

Г. Они говорят о жизни народа, отражая его историю и особенности быта.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. Г, А, В, Б.
  2. В, А, Б, Г.
  3. А, Г, В, Б.
  4. Б, А, Г, В.

А2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А.
  2. Б.
  3. В.
  4. Г.

А3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

  1. Предложение А – простое предложение с однородными членами.
  2. Предложение Б – сложносочиненное предложение.
  3. Предложение В – сложноподчиненное предложение.
  4. Предложение Г – простое предложение с деепричастным оборотом.

А4. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. Превратятся – глагол в форме настоящего времени.
  2. Поэтикой – имя существительное в форме единственного числа, творительного падежа.
  3. Отражая – деепричастие от глагола ОТРАЖАТЬ.
  4. Грамотно – наречие.

А5. В каком слове пишется НН?

  1. ШЕРСТЯ…ОЙ шарф.
  2. ОЧАРОВА…ЫЙ странник.
  3. Здание ПОСТРОЕ…О.
  4. МУРАВЬИ…АЯ кислота.

А6. В каком слове пишется буква Я?

  1. ВОЗРОЖДА…ЩИЙСЯ.
  2. Они ХЛОПОЧ…Т.
  3. Они КРАС…Т дом.
  4. ПОМОГА…ЩИЙ.

А7. В каком примере возможно только одно написание?

  1. ЗА(ТО).
  2. ПР(И/Е)СЛОНИТЬСЯ.
  3. (НЕ/НИ)ЧЕГО.
  4. ТАК(ЖЕ).

А8. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

  1. ИНТ…НАЦИЯ, М…ССАЖЕР, ПРЕДЛ…ЖЕНИЕ.
  2. Б…ГАЖ, К…МБИНАТ, НАКЛ…НИТЬСЯ.
  3. Г…ЛОДАНИЕ, СОПРИК…СНОВЕНИЕ, ОХ…РАКТЕРИЗОВАТЬ.
  4. ПОГЛ…ТИТЬ, В…ЛЕЙБОЛ, ПРИЛ…ЖЕНИЕ.

А9. Укажите слово с орфографической ошибкой.

  1. ДЕШЕВЫЙ.
  2. ДЕВЧЕНКА.
  3. МОЧЕНЫЙ.
  4. ДРУЖОК.

А10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ПР…СЛЕДОВАТЬ, ПР…ДВОДИТЕЛЬ, ПР…ОСТАНОВИТЬ.
  2. ПРЕД…СТОРИЯ, РАЗ…ГРАТЬ, ПО…ГРАТЬ.
  3. ВО…СТАНОВИТЬ, БЕ…ДЕЛЬНИК, …БРОСИТЬ.
  4. ПРЕД…СТАВИТЬ, ВОЗ…БНОВИТЬ, П…ДРОБНО.

А11. В каком предложении НЕ с последующим словом пишется отдельно?

  1. Художник (не)навидит фальшь.
  2. Мы купили (не)большую вместительную сумку.
  3. Работа (не)закончена.
  4. Раздумывать было (не)когда.

А12. В каком случае допущена орфографическая ошибка?

        Чтобы(1) ни(2) говорили дурного о брате, сестра по-прежнему(3) продолжала ему доверять(4).

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (ПО)ЭТОМУ, КАКОЙ(ТО), ЧЕРНО(БЕЛЫЙ).
  2. КТО(ЛИБО), ГДЕ(НИБУДЬ), (ПО)НЕМНОГУ.
  3. БУД(ТО), (В)ДВОЕ, (ПО)БРАТСКИ.
  4. КТО(ТО), (ВО)ПЕРВЫХ, (ПО)ЛИСЬИ.

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

  1. СТЕКЛЯННЫЙ.
  2. ЛЖИВОСТЬ.
  3. ПЕРЕКРУЧИВАЕШЬ.
  4. ГОВОРЛИВЫЙ.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. Все повара.
  2. Более глубже.
  3. Шестьюстами метрами.
  4. Кладите на место.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Закрыв книгу,

  1. ПОСТАРАЙТЕСЬ ПО ПАМЯТИ ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ.
  2. ГЕРОИ НЕДОЛГО ОСТАЮТСЯ В ПАМЯТИ.
  3. МНЕ ВСПОМНИЛОСЬ О ЛЕТНЕМ ОТДЫХЕ НА БЕРЕГУ МОРЯ.
  4. ВСЕ ПРОЧИТАННОЕ СРАЗУ ЖЕ ЗАБЫВАЕТСЯ.

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

  1. После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.
  2. Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.
  3. Мы выписываем журнал «Природу».
  4. Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

А18. В каком слове ударение на втором слоге?

  1. ЗАНЯЛ.
  2. ОПТОВЫЙ.
  3. АЛФАВИТ.
  4. ПОЗВОНИШЬ.

А19. Значение какого слова определено неверно?

  1. публицистика – вид литературы, посвященный злободневным общественно-политическим вопросам современности.
  2. Щедрый (человек) – богатый, состоятельный.
  3. Лабиринт – сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог.
  4. Гармония – согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего-либо, благозвучие.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

        Я лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной ( ) и придал устному рассказу письменную форму.

  1. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

  1. 1, 3.
  2. 1, 2.
  3. 2, 3.
  4. 1, 2, 3, 4.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Мал соловей, да хорошо поет.
  2. За окном проносились перелески, поля и редкие хутора.
  3. Мы посадили в саду кустарники: крыжовник, смородину.
  4. Среди приехавших были, и опытные инженеры, и молодые специалисты.

А23. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

  1. Окунь рыба прожорливая.
  2. Пятью пять двадцать пять.
  3. Жить Родине служить.
  4. Елочки в парке выросли высокими и стройными.

А24. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Чтобы развить память, шахматисты иногда играют (в)слепую, то есть (не)смотря на доску.
  2. (в)течение нескольких суток не было (ни)какой связи с городом.
  3. Кит продолжал плыть прямо (на)встречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.
  4. (на)протяжении веков люди пытались изобрести летательный аппарат и подняться (в)высь.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6, сформулировав ответ предельно кратко.

        (1) «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время – наша собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании».

        (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х.

        (5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

        (6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(По Д. Гранину)

В1. Из предложения 11 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук [з].

В2. Напишите, каким способом образовано слово ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ.

В3. Напишите, какой тип связи используется в словосочетании наращивает скорости.

в4. из предложения 2 выпишите причастие(я).

В5. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение, в составе которого есть придаточные причины (напишите его номер).

В6. Укажите простое односоставное безличное предложение с однородными членами (напишите его номер).


Государственное медицинское училище г. Братска

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                 Директор

                                                                                                                 _________  С.А. Черемных                                                                                                           «____» _____________ 2004 г.

.

.            

Вариант II

Инструкция для абитуриента

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 30 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа. Часть 2 состоит из заданий типа В (В1 – В6), где надо дать краткий ответ.

 К каждому заданию типа А (А1 – А24) даны 4 варианта ответов, из которых один верный. Выполняя эти задания, напишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

При выполнении заданий типа В (В1 – В6) требуется записать краткий ответ (1 – 2 слова или число).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к работе. Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 – 4.

А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето.

Б. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов.

В. Должно быть у каждого человека случается счастливое время открытий.

Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далекими и еще не пережитыми.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. А, Г, Б, В.
  2. В, А, Г, Б.
  3. В, Г, А, Б.
  4. Б, А, Г, В.

А2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

  1. Предложение А – простое двусоставное предложение, подлежащее – ЛЕТО.
  2. Предложение Б – сложносочиненное предложение, состоит из двух простых.
  3. Предложение В – простое двусоставное предложение.
  4. Предложение Г – сложное предложение.

А3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. УЗНАЛ – глагол прошедшего времени.
  2. ИЗВЕСТНЫМИ – прилагательное в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. РАНЬШЕ – предлог.
  4. ПЕРЕЖИТЫМИ – причастие от глагола ПЕРЕЖИТЬ.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А.
  2. Б.
  3. В.
  4. Г.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1. ПРЕПОД…ВАТЬ, ПОЛ…ГАЕТСЯ, УПР…ЩАТЬ.
  2. ПРЕДСТ…ВЛЯТЬ, ПРЕДНАЗН…ЧЕНИЕ, ДЕК…РАЦИЯ.
  3. Д…РОЖЕНЬКА, Ф…НТАЗИЯ, Л…БОРАТОРИЯ.
  4. ПРИГЛ…ШАТЬ, УГ…САТЬ, ВЫР…СТИ.

А6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

  1. ЦЫПЛЕНОК.
  2. ШОКОЛАДНЫЙ.
  3. ЧУЖОЙ.
  4. РУЧЕНКА.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ПРОБ…РАТЬСЯ, СОЕД…НЕНИЕ, ОТ…ГОЩАТЬ.
  2. ЗАБЛ…СТЕЛ, РАЗВ…ВАТЬ (ум), ПРИОР…ТЕТ.
  3. ПРИВ…ЛЕГИРОВАННЫЙ, ПОСТ…ЛАТЬ, ИЗВ…НИЛСЯ.
  4. РОСТ…РАТЬСЯ, ПАЛ…САДНИК, ПРЕНЕБР…ЖИТЕЛЬНО.

А8. В каком слове пишется НН?

  1. РЕШЕ…ЫЙ вопрос.
  2. ПРИКАЗ…О отойти.
  3. В ВЯЗА…ОЙ шапочке.
  4. Говорила ПУТА…О.

А9. В каком слове пишется буква И?

  1. Небо ПЫШ…Т зноем.
  2. Лес ДРЕМЛ…Т.
  3. Он ГОН…ТСЯ.
  4. ПРИЕМЛ…МЫЙ.

А10. В каком примере возможно только одно написание?

  1. ПОСВ(Е/Я)ТИТЬ.
  2. ВЫЧЕРКН(Е/И)ТЕ
  3. ВСТРЕЧ(А/Е)ННЫЙ.
  4. (НА)КОНЕЦ.

А11. В каком примере НЕ пишется слитно?

  1. Требуется (не)простое перечисление фактов, а их анализ.
  2. Три дня мы работали (не)разгибаясь.
  3. В комнате (не)убрано.
  4. Среди собравшихся было несколько (не)знакомых мне лиц.

А12. В каком случае допущена орфографическая ошибка?

        Темнеют кусты неодетого(1) леса, будто(2) сам соберает(3) к ночи(4) свои думы.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (ЕЛЕ)ЕЛЕ, (КОЕ)ГДЕ, (ПО)МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ.
  2. (ЮГО)ЗАПАД, (БЛЕДНО)РОЗОВЫЙ, КАК(НИБУДЬ).
  3. (ДАВНЫМ)ДАВНО, (ПО)ТИХОНЬКУ, (КАК)ЛИБО.
  4. (КРЕПКО)НАКРЕПКО, (ДАЛЬНЕ)ВОСТОЧНЫЙ, (ПО)ЛУЧШЕ.

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

  1. РАСКИДАЛИ.
  2. БУФЕТЧИЦА.
  3. МЯЧИК.
  4. ДИКОВАТЫЙ.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. С ПОЛУТОРА тысячами.
  2. Одну ТУФЛЮ.
  3. Опытные ИНЖЕНЕРА.
  4. БЛИЖАЙШИЙ.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Окончив училище,

  1. НАС НАПРАВИЛИ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.
  2. МНЕ БЫЛО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ЛЕЙТЕНАНТА.
  3. МНОГИЕ ИЗ НАС ОСТАЛИСЬ РАБОТАТЬ В РОДНОМ ГОРОДЕ.
  4. ВСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СОВЕТОВАЛИ МНЕ ПРОДОЛЖИТЬ УЧЕБУ.

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

  1. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов.
  2. Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе.
  3. Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
  4. Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.

А18. В каком слове ударение на первом слоге?

  1. ЦЕМЕНТ.
  2. ПРИНЯЛИ.
  3. ЗВОНИТ.
  4. ОБЛЕГЧИТЬ.

А19. Значение какого слова определено неверно?

  1. РАДУШНЫЙ – радостный беспечный.
  2. ДЕЛИКАТНОСТЬ – вежливость, мягкость в обращении с другими.
  3. РЕПУТАЦИЯ – общественное мнение, сложившееся о ком-то или о   чем-то.
  4. СОЛИДНЫЙ – основательный, серьезный, важный, степенный.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

        Светало ( ) и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.

  1. В предложении есть однородные члены, соединенные союзом И, запятая перед И не ставится.
  2. Предложение сложное (сложносочиненное), перед И ставится запятая.
  3. В предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.
  4. Предложение сложносочиненное, запятая перед И не ставится.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        Нежно-голубое небо покрыто легкими (1) как пух (2) и (3) словно пар (4) прозрачными облаками (5) подернутыми багряным румянцем.

  1. 1, 4, 5.
  2. 1, 2, 3, 4, 5.
  3. 1, 5.
  4. 1, 2, 5.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Выражение «сизифов труд» происходит от имени героя древнегреческого мифа, который был наказан за оскорбление богов.
  2. Наказание состояло в том, что он должен был вкатывать на гору огромный камень.
  3. Как только Сизиф достигал вершины горы, камень скатывался вниз, и так повторялось каждый раз.
  4. Поэтому когда мы говорим об утомительной и безрезультатной работе, мы вспоминаем о Сизифе.

А23. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания на расставлены).

  1. Глаза у галчонка черные и блестящие.
  2. Звезды небесные тела состоящие из раскаленных газов.
  3. Все было мокрым от росы трава кусты скамейки.
  4. Наташа все время повторяла ах как здесь чудесно.

А24. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы переносятся легче.

  1. 1, 3.
  2. 1, 2, 3.
  3. 3.
  4. 2, 3.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6, сформулировав ответ предельно кратко. 

           (1) Часто мы ошибочно соединяем в одно целое два разных понятия – то, что мы называем экзотикой, и то, что мы называем романтикой..

(2) В юности я пережил увлечение экзотикой. (3) В скучной киевской квартире, где прошло мое детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. (4) Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения.

(5) Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, раскаты тропической грозы… (6) Я никогда не видел ни темных тисовых лесов (за исключением нескольких тисовых деревьев в ботаническом саду), ни атлантического океана, ни тропиков. (7) Пестрый мир экзотики существовал только в моем воображении.

(8) Моей любимой наукой в гимназии была география. (9) Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (10) Я знал, что тогдашняя наша скудная и неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их.

(11) Мое состояние можно было определить двумя словами – восхищение и тоска. (12) Восхищение перед воображаемым миром – и тоска из-за невозможности увидеть его. (13) Эти два чувства преобладали в моей первой незрелой прозе.

(14) С годами я ушел от экзотики, от ее нарядности, пряности, приподнятости и безразличия к простому и незаметному человеку. (15) Я ушел от экзотики, но я не ушел от романтики и никогда от нее не уйду. (16) Экзотика оторвана от жизни – романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками.

(17) Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. (18) Чем больше знает человек, тем резче он воспринимает, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее.

(19) Истинное счастье – это, прежде всего, удел знающих, а не невежд. (20) Невежество делает человека равнодушным к миру. (21) Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, и в конце концов равнодушный человек остается один на один со своим невежеством и своим жалким благополучием.

(22) Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. (23) В романтике заключена облагораживающая сила.

(По К. Паустовскому)

В1. Из предложения 12 выпишите слово(а), в котором(ых) все согласные звуки мягкие.

В2. Назовите способ образования слова ПРИПОДНЯТОСТЬ.

В3. Назовите тип связи, который используется в словосочетании СВОЙСТВЕННА ВСЕМУ.

В4. Выпишите полное причастие из последнего абзацы.

В5. Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным (напишите его номер).

В6. Найдите в тексте предложение с уточняющими дополнениями, которые присоединяются к уточняемому слову с помощью вводного слова (напишите его номер).

Государственное медицинское училище г. Братска

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                 Директор

                                                                                                                 _________  С.А. Черемных                                                                                                           «____» _____________ 2004 г.

Вариант III

Инструкция для абитуриента

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 30 заданий, которые разделены на две части. Часть 1 содержит 24 несложных задания с выбором ответа. Часть 2 состоит из заданий типа В (В1 – В6), где надо дать краткий ответ.

 К каждому заданию типа А (А1 – А24) даны 4 варианта ответов, из которых один верный. Выполняя эти задания, напишите цифру, соответствующую выбранному ответу.

При выполнении заданий типа В (В1 – В6) требуется записать краткий ответ (1 – 2 слова или число).

Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Приступайте к работе. Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1 – 4.

А. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках.

Б. Позднее в связи с распространением письменности (к XIV – XV векам) содержание деловых бумаг становится все более разнообразным.

В. Вероятно самые древние из них относятся к IX веку, когда деловые документы стали использоваться в деятельности государства и жизни людей.

Г. Еще в Древней Руси существовала деловая переписка.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. Б, Г, В, А.
  2. А, В, Б, Г.
  3. В, А, Г, Б.
  4. Г, А, В, Б.

А2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А.
  2. Б.
  3. В.
  4. Г.

А3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

  1. Предложение А – простое предложение с причастным оборотом.
  2. Предложение Б – сложное предложение.
  3. Предложение В – сложноподчиненное предложение.
  4. Предложение Г – простое предложение; грамматическая основа – ПЕРЕПИСКА СУЩЕСТВОВАЛА.

А4. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

  1. БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНЫМ – имя прилагательное в форме сравнительной степени.
  2. ОТНОСЯТСЯ – глагол несовершенного вида.
  3. ПОЗДНЕЕ – имя прилагательное.
  4. НАЙДЕННЫЕ – причастие от глагола НАЙТИ.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1. НЕСГ…РАЕМЫЙ, ВПЕЧ…ТЛЕНИЕ, ВЕЛ…СИПЕД.
  2. К…САЮЩИЙСЯ, МЕДИК…МЕНТЫ, П…СТУХ.
  3. ВЫР…СЛА, ДЕКЛ…РИРОВАТЬ, ОПР…ВДАТЬ.
  4. ИЗЛ…ЖЕНИЕ, К…НТИНЕНТ, МИНИ…ТЮРА.

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

  1. ЦИСТЕРНА.
  2. РЫЖИЙ.
  3. ШОПОТ.
  4. ПТЕНЦЫ.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ВЫР…ЩЕННЫЙ, ПОР…СЛЬ, ДОГ…РАТЬ.
  2. СКЛ…НЯТЬ, СЛ…ГАЕМОЕ, СЛ…ЖЕНИЕ.
  3. ЗАР…СЛИ, БЛ…СТЕТЬ, ВЫЖ…ГАТЬ.
  4. ПОДР…СТИ, ИЗЛ…ГАТЬ, ОЗ…РЕНИЕ.

А8. В каком слове пишется НН?

  1. МЫСЛЕ…О.
  2. ПОДПИСА…О.
  3. ЕДИ…ЫЙ.
  4. СЕРЕБРЯ…ЫЙ.

А9. В каком слове пишется буква Е?

  1. ПОСМОТР…М.
  2. ПОДАР…М.
  3. НАМЕЧА…МЫЙ.
  4. НЕВИД…МЫЙ.

А10. В каком примере возможно только одно написание?

  1. (ТО)ЖЕ.
  2. ПРИМ(Е/И)РЯТЬ.
  3. К(О/А)МПАНИЯ.
  4. ВРЯД(ЛИ).

А11. В каком ряду частица НЕ пишется раздельно со всеми словами?

  1. (НЕ)ЛЕПЫЙ; (НЕ)ПОНИМАЯ.
  2. (НЕ)ВЛАДЕЮЩИЙ иностранным языком; (НЕ)ДОРОГОЙ, но красивый подарок.
  3. Никому (НЕ)НУЖНЫЙ; (НЕ)ПРОТИВЛЕНИЕ злу.
  4. Якорь (НЕ)ДОСТАЕТ до дна; (НЕ)ВМЕШИВАЯСЬ.

А12. В каком случае допущена орфографическая ошибка?

        Так же(1), как нельзя одновременно играть вдвоем(2) на одной скрипке, по-моему(3), неследует(4) писать сообща одну и ту же картину.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. ТИХО(ТИХО), КАК(БЫ), (ПОЛ)ВОРОНЕЖА.
  2. ГДЕ(ТО), ИССИНЯ(ЧЕРНЫЙ), ТЯНЬ(ШАНСКИЙ).
  3. (СИНЕ)ЗЕЛЕНЫЙ, (ПО)ДРУЖЕСКИ, (ДРЕВНЕ)РУССКИЙ.
  4. (В)ПЯТЫХ, (ПО)КРЕПЧЕ, КОГДА(НИБУДЬ).

А14. Какое слово состоит из пяти морфем?

  1. СВОБОДНЫЙ.
  2. СТРЕМИТСЯ.
  3. ПРЕВЗОШЛИ.
  4. ВЛЮБЛЕННЫЙ.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. ТРЕНЕРЫ.
  2. Нет новых НОСОК.
  3. В СЕМИСТАХ шагах.
  4. Килограмм ПОМИДОРОВ.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Приехав в столицу,

  1. ВСЕХ ПОРАЖАЕТ КРАСОТА.
  2. У ВАС НЕ БУДЕТ ВРЕМЕНИ СХОДИТЬ В МУЗЕЙ.
  3. ИДИТЕ СРАЗУ НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ.
  4. У МЕНЯ БЫЛО ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

А17. В каком примере БЫ пишется слитно?

  1. ЧТО(БЫ) ни делал человек, ГДЕ(БЫ) ни жил, всегда он стремится к миру, счастью.
  2. Каждый ходит и мечтает, ЧТО(БЫ) счастье вдруг пришло.
  3. ЧТО(БЫ) ни случилось, никогда не исчезнет из памяти народов всего мира героический подвиг нашего народа в Великой Отечественно войне.
  4. И ЧТО(БЫ) мы ни делали, всегда мы заодно.

А18. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. СЕМЬЯ.
  2. ПОВЕСТЬ.
  3. ПРОЕЗД.
  4. ЕСТЬ.

А19. Значение какого слова определено неверно?

  1. ПРЕДОСТАВИТЬ – дать возможность пользоваться.
  2. ШОКИРОВАТЬ – вызывать восторг или негодование.
  3. РЕПРОДУКЦИЯ – воспроизведение рисунка, картины.
  4. ЛЕГАЛЬНЫЙ – допускаемый законом, признанный, открытый.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

        Солнце пряталось за холодные вершины ( ) и беловатый туман начал расходиться в долинах.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

        В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

  1. 1, 3.
  2. 1, 2, 3.
  3. 1, 2.
  4. 1, 2, 3, 4.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Самое лучшее – ничего не ждать, знать, что ничто тебя не ожидает, ни новая любовь, ни внезапный успех.
  2. Волынки вдали замирают, снег летит, как вишневый цвет.
  3. Чайковский любил Россию, и, по его собственному признанию, никакая роскошь итальянского пейзажа не могла заменить ему невзыскательного, милого московского пейзажа.
  4. Работа шла полным ходом, и ни днем, ни ночью не замолкал гул моторов на переправе.

А23. В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

  1. Пробуждение природы великое чудо.
  2. Погода прекрасная.
  3. Ранняя осень прекрасная пора.
  4. Природа осень красота, здоровье.

А24. На месте каких цифр нужны запятые?

        Умение говорить так (1) чтобы вас слушали (2) и понимали (3) есть великое умение (4) которое дается очень немногим.

  1. 2, 4.
  2. 2, 3, 4.
  3. 1, 3, 4.
  4. 1, 2, 3, 4.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6, формулируя ответ предельно кратко.

(1) Фарадей был одним из героев моего детства. (2) Я прочел книжку о том, как он мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрепанными томами, которые приносили переплетать заказчики. (3) Жизнь его начиналась трудно и далеко от славы и науки. (4) Она не требовала для подражания ничего, кроме увлеченности и бедности. (5) Я тоже хотел стать великим ученым. (6) Тем более, что у Фарадея все выглядело как нельзя более просто. (7) Лишь потом я начал кое-что понимать в простой, с виду монотонной жизни этого человека.

(8) В 31 год Фарадей записал в своей книжке: «Превратить магнетизм в электричество». (9) Так записывают себе задание в календаре. (10) В карман сюртука он положил медную спираль и железный брусок. (11) Брусок был магнитом, спираль – проводником. (12) С тех пор он носил их постоянно, то и дело принимаясь по-всякому вертеть в руках. (13) Куда бы он ни шел, что бы ни делал, всегда с ним были в кармане спираль и брусок.

(14) Другие физики вскоре отступились от этой задачи, решив, что ток посредством магнита получить невозможно. (15) Фарадей упорно продолжал вертеть в руках свою спиральку и брусок.

(16) Среди поучительных, анекдотических, хрестоматийных историй великих открытий открытие Фарадея антилегердарно. (17) Не падало яблоко, не прыгала крышка чайника. (18) Случай не приходил на помощь. (19) Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (20) Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (21) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. (22) Так Хемингуэй 37 раз переписывал последнюю страницу романа «Прощай оружие!».

(23) Фарадея не занимали практические результаты: революция в энергетике, электростанции, генераторы – все, к чему приведет его открытие. (24) Он хотел разгадать один из секретов природы.

(25) Шли годы, усилия его ни к чему не приводили. (26) А впрочем, неверно, он что-то узнавал, - это процесс познания, счастливый уже сам по себе.

(27) Спустя 10 лет он получил и тот самый результат, тот знаменитый, конечный, исторический, который осветил весь его путь светом славы.

(По Д. Гранину)

В1. Из предложения 19 выпишите слово, в котором буква Т обозначает звук [д].

В2. Из предложения 2 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

В3. Напишите, какой тип связи используется в словосочетании ЗАПИСЫВАЮТ ЗАДАНИЯ.

В4. Выпишите из предложений 8 – 22 деепричастие совершенного вида.

В5. Найдите во втором абзаце односоставное неопределенно личное предложение (напишите его номер).

В6. В первых трех абзацах найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным (напишите его номер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ по содержательным линиям.

1.В   файлах  размещены материалы для эффективной подготовки старших  школьников  к ЕГЭпо обществознанию.2.Материал распределен по основным разделам курса обществознания: " Совреме...

Контрольно-измерительные материалы для подготовки к олимпиадам

Контрольно-измерительные материалы для подготовки к олимпиадам...

Методические рекомендации по разработке контрольно - измерительных материалов для выявления уровня подготовки студентов СПО

Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения устанавливают, что учебные заведения при подготовке специалистов обязаны обеспечивать га...

Подготовка к ГИА по географии в 9 классе. Контрольно-измерительные материалы.

Тесты и задания по различным  темам географии России...

Использование системы контрольно-измерительных материалов для оценки уровня подготовки учащихся на уроках истории

Тестирование пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Тесты ценятся за возможное использование на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контр...

Контрольно-измерительные материалы по темам для подготовки к ГИА по обществознанию

Включает в сябя разбитые по основным главам и типам задания...