Главные вкладки

    урок русского языка в 10-11 классе по подготовке к ЕГЭ
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

    Комплексный анализ текста.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Аннотация и авторский проект урока русского языка в 11 классе.

    Русский язык – предмет, который традиционно относится к числу наиболее сложных учебных дисциплин. Многие поколения из года в год писали на уроках диктанты и сочинения, где применяли полученные знания по орфографии, пунктуации и культуре речи. Однако в связи с введением обязательного экзамена в форме ЕГЭ  учащимся должны предлагаться  тестовые задания и задания по разноаспектному анализу текста с целью подготовки к наиболее трудной части ЕГЭ – сочинению –рецензии. Задание С аттестационной работы призвано выявить уровень речевого развития учащегося. Проблема развития речи должна быть актуальной в течение всего периода обучения русскому языку. Как показывает практика, подготовка к ЕГЭ требует организации специальной работы.

    Цель  занятий  по русскому языку в выпускном классе — закрепить, обобщить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к новой форме сдачи выпускного экзамена и успешно выдержать испытания при поступлении в вуз.
        С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти разноаспектный анализ текста.    
    Отсутствие опыта работы по анализу текста приводит к разочарованиям и неудачам ученика, имеющего знания, но не сумевшего применить их на практике, растерявшегося при решении нестандартной задачи. Таким образом, становится очевидной необходимость использовать на уроке разноаспектный анализ текстов.

        Перед школой сегодня в условиях модернизации поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных.

     Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач.

    Тема урока: РР Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения  (часть С).

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Вид урока: практикум

    Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная.

    Цели урока:

    Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.

    Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

    Воспитательный аспект: Прививать интерес к родному языку, любовь к родной природе,  на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки,    совершенствовать  навыки  этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

    Методические цели:

    - индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

    -осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

    -осуществление самоконтроля, осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

    Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

    - понимать читаемый текст,

    - определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

    - аргументировать свою точку зрения,

    - строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

    - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

     - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

    Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

    -лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

    - языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

     - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

    - интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

     Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.  Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

    Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

    Задачи урока:

    Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

    Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

    Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

    Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

    Совершенствовать навыки правописания.

    Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

    Орфоэпическая разминка

    Лексико-орфографическая работа

    Творческая работа

    Мини-тест

    Контроль / Работа в парах/индивидуальная

    Комплексный анализ текста

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

    Методы работы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

    по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

    по источнику знаний: словесные, практические;

    стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

    интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

    контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

    по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

    Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

    Оборудование: Рабочий лист урока, слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, портрет В.М.Пескова, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.

     Интернет-ресурсы:

     http://www.journalist-nsk.ru

     katlianik@gmail.com

      

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент. Введение в тему.

    Слайд №1-тема урока. (Приложение №1)

    Сообщение учителем цели и задач урока.

    1. Слово учителя:

    Ребята, давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.

    Слайд №2-эпиграф к уроку.( Приложение №1)

                                                              Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

    А.Н.Толстой

    Вопрос классу:

    - Как вы понимаете слова известного русского писателя?

    Ответ учащихся.

    Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости-директора школ нашего района. Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе и о вас сложилось приятное впечатление?

    Ответ учеников.

    Учитель: Да, конечно же, культуру речи. Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю вам провести урок практикум по подготовке к ЕГЭ.

    Слайд №3-  задание №1(Приложение №1)

    Орфоэпическая разминка:

    Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить

    Вспомним теоретический материал по синтаксису словосочетания и простого предложения и выполним задания:

         Слайд №4 – вопросы: -Что называется словосочетанием?

    - Назовите способы связи в словосочетаниях, приведите примеры.

     Презентация « Способы подчинительной связи в словосочетании»

    (Приложение №2)- выполнила ученица 11 класса

         Слайд №5 – Убери лишнее

    1. Хорошо подготовлен                             3. Дотянулся, привстав
    2. Их присутствие                                      4. Обратился к нему

    (Приложение №1)

    Слайд №6 – выпишите  словосочетание(-я) с подчинительной связью согласование из предложения:

    Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта.

    (Приложение №1)

    Слайд №7 – вопросы: - Что называется предложением?

    (Приложение №1)

    - Что называется простым предложением?

    - Какие виды односоставных предложений вы помните? Приведите примеры.

     Фрагмент видео урока «Односоставные предложения»

    (Приложение №3)                                  

    Комплексный анализ текста

    1.Чтение учителем текста В .М. Пескова в сопровождении видео слайды с изображением осенней природы. (Приложение №4)

    Вопросы комплексного анализа:

    1.Что вам известно об авторе текста?

    Сообщение учащегося о В. М. Пескове.

    Слайд №8 – портрет Пескова В.М.

    (Приложение №1)

    Слайд №9   – вопросы 2-8

    Слайд №10 – вопросы 9-13(Приложение №1)

    Подведение итогов урока.

    Слайд №11 –домашнее задание

    (Приложение №1)

    Выставление оценок.

    Заключительное слово учителя

    Чтение  отрывка из стихотворения Л.А.Никитиной под музыкальное сопровождение (Музыка Ю.Антонова «Места родные» ) (Приложение №5)

    Любуясь Никольской природой,-

    Считаю, краше ее нет.

    Хоть в ясный день, хоть в непогоду,

    Хочу всегда о ней я петь…

    Щедра природа к человеку-

    В ней есть богатство, красота,

    А в человеке к человеку

    Его любовь и доброта.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Василий Михайлович Песков

     

     Род деятельности:

    писатель,
    журналист,
    тележурналист,
    телеведущий,
    путешественник

    Дата рождения:

    14 марта 1930 (81 год)

    Место рождения:

    Орлово, Центрально-Чернозёмная область, СССР

    Гражданство:

     СССР,  Россия

    Биография В.М. Пескова
    Василий Михайлович ПЕСКОВ

    Известный журналист, писатель, фотокорреспондент. Родился в 1930 году в крестьянской семье в селе Орлово Воронежской области. В 1947 году семья переехала в село Тресвятское, где В. М. закончил среднюю школу. Затем — строительный техникум, была попытка поступления в военное училище в Харькове (но его вскоре расформировали). Работал в школе — преподавал физкультуру, вел детский фотокружок. Увлечение фотографией и близость к природе сделали его известным фотожурналистом. В 1952 году в Воронеже стал учеником профессионального фотографа, его снимки публиковались в местной газете. В 1956 году послал свою первую корреспонденцию в «Комсомольскую правду», с этой газетой он и связан всю жизнь. С 1957 года стал профессиональным репортером — создал особый жанр — не только публикует фотографии, но сопровождает их художественными статьями и очерками. Особая тема его творчества — природа, экология. Автор книг: «Записки фоторепортера» (1961), «Шаги по росе» (1963), «Белые сны» (1965), «Край света» (1967), «Земля за океаном» /со Стрельниковым/, (1975), альбома «Отечество» (1986), «Война и люди» (1979), «Птицы на проводах» (1982) и других. Много путешествует — побывал в Африке, Австралии, Индии, Вьетнаме, Америке. Долго жил на Аляске и издал книгу «Аляска больше, чем вы думаете» (1994). Несколько лет был ведущим телепередачи «В мире животных». В 1964 году удостоен Ленинской премии по журналистике.

    В.М. Песков – большой друг Новосибирских журналистов. В 2007 году с его разрешения в серии «Библиотека Новосибирской областной организации Союза журналистов России» вышла книга П. «Таежный тупик. История семьи староверов Лыковых». В 2006 он дал согласие на учреждение Новосибирской областной организацией СЖ премии своего имени под названием «За верность профессии». Подобной премии в мире больше не существует.

    ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИИЗА

    (1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую погоду особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

    (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.     (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

    (17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

    (20) – Зачем?

    (21) – А просто так…

    (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

    (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

    ( По В. Пескову)

    Комплексный анализ текста  

    1.Прочитайте текст. Что вам известно об авторе данного  текста?

    2. Определите стиль текста. Ответ аргументируйте.

    3. Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

    1) описание,      

    2) повествование,

    3) повествование с элементами рассуждения,

    4) описание с элементами рассуждения.

    4. Какова тема текста? В чем может быть выражена тема текста?

    Озаглавьте текст.

    5. В каких предложениях отражена основная мысль текста?

    6. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

    7. Сформулируйте позицию автора.

    8.Закончите предложение:

    1).В своей статье автор поднимает проблему…

    2).Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…

    3).Автор призывает нас, читателей…

    4).Я полностью разделяю точку зрения автора…

    9.Среди предложений 1-7 укажите односоставные предложения.

    10. Прочитайте предложения 8-16. Укажите номера предложений, в которых употребляются контекстные синонимы.

    1) 8,9                      2) 12,13                       3) 13,14                         4) 14,15

    11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:

    1) 6                         2) 7                                3) 9                                4)17

    12.Укажите предложение, в котором содержится олицетворение:

    1) 1                           2) 4                               3) 11                               4) 26

    13. Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 23-26 предложениях?

    1) Парцелляция;

    2) синтаксический параллелизм;

    3) сравнение;

    4) оксюморон.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на

    Слайд 2

    Грамматическое значение словосочетания Примеры Предмет и его признак(определительное) Большой дом, Яркий свет, Интересная книга Действие и предмет(дополнительное) Построить дом Читать книгу Решать задачу Действие и его признак(обстоятельственное) Бегать быстро Говорить громко Писать грамотно Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

    Слайд 3

    Не являются словосочетаниями!!! Основа предложения (весна пришла), Однородные члены (умный и внимательный), Предлоги со словами (мимо дома), Составные формы (сорок первый, буду читать, менее вкусный) Сочетания слов в составе фразеологизмов (повесить нос)

    Слайд 4

    Связь слов в словосочетаниях В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием .

    Слайд 5

    Согласование Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Например: липовая аллея, первый в строю, натруженные руки, твой подарок. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Например: по липовой аллее, с натруженными руками.

    Слайд 6

    Управление Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Например: встретить друга, посмотреть на него, работать с удовольствием. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется. Например: встретил друга – встретишь друга – встретивший друга.

    Слайд 7

    Примыкание Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие или неопределенная форма глагола. Например: очень хорошо, незаметно удалиться, позволяет учиться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА

    Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...

    Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

    Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

    Урок русского языка. "Методика работы с текстом при подготовке к сочинению по русскому языку в 11 классе"

    Данная работа направлена на осознание последовательности работы над сочинением. Поэтапно изложенный материал раскрывает особенность каждого критерия. Приведены примеры по отработке материала....

    Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к ГИА.

    Подготовка к ГИА. Часть А5, А6, Б2, Б4....

    Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

    Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....