Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему

Валова Надежда Владимировна

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановленного диктанта и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_konferencii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы обучения на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации.

Students with different cognitive styles of getting and reproducing information. Forms and methods of teaching them in their Russian lessons.

Nadezda Valova.

The article refers to the Russian teachers experience and analyses different styles of perceiving and reproducing information. It is based on regular work with nhe group of children. The article represents various forms and methods of teaching, that may be useful and effective for every particular students. Every type of cognitire activiti is estimated and analysed in the article.

Отечественная педагогика формировалась десятилетиями. Многое уже сказано нашими выдающими педагогами, написано огромное количество трудов о работе с детьми, но время вносит свои коррективы в уже сложившиеся, как нам кажется, методы работы. Всё течёт и изменяется, меняются и формы преподавания. И вот современная школа требует от нас внедрения различных научных достижений и технологий на уроках. Естественно, у нынешнего школьника изменились способы восприятия окружающего мира, всё их свободное время занимают не игры во дворе со сверстниками, а взаимоотношения в виртуальном мире, этого мы просто не можем не учитывать. И чтобы привлечь их внимание на уроке нам нельзя пренебрегать всем тем, что предлагает современная наука (создание презентаций к урокам, работа с интерактивной доской, работа за компьютером при проведении проверочных работ, тренажёры). Тем не менее, наряду со всем новым мы продолжаем работать и «старыми» методами. На мой взгляд, всё новое хорошо, если помещается на устойчивый фундамент классических методик, на которых долгое время основывалось преподавание школьных дисциплин. В своей деятельности  я стараюсь применять разные формы работы, не пренебрегая ни традиционными, ни появившимися совсем недавно.

Несомненно, каждому педагогу хотелось бы уделять больше внимания каждому ученику в отдельности, что, к сожалению, в современных условиях (при наполняемости классов 25-30 человек) не всегда удаётся. А ведь все мы знаем, что дети воспринимают, перерабатывают и усваивают новый материал по-разному. Поэтому каждый педагог старается использовать на уроках такие виды работ, которые позволят учитывать особенности каждого ребёнка.

В статье мы рассмотрим те формы занятости ребят, которые можно использовать на уроках русского языка, занимаясь с детьми, обладающими аналитическим способом восприятия информации. То есть дети, которые способны не только на проведение какой-либо деятельности, но и способные потом оценить её результат. Конечно, это не значит, что все остальные ребята в этот момент отдыхают. Как показывает практика любой ребёнок в той или иной степени справляется с заданием. Но самое главное, это то, в чём помогают каждому из них такие упражнения. Конечно, моя задача состоит в том, чтобы вся информация, произнесённая на уроке, была не только услышана, но и усвоена, что порой бывает непросто осуществить.

Рассмотрим некоторые из таких работ, их пользу для ребёнка, постараемся оценить результаты предлагаемых видов деятельности и ту помощь, которую оказывают они школьнику, сдающему экзамены в новой форме.

Среди всех видов диктантов, которые используются в школе, я бы выделила восстановленный диктант, который позволяет сделать переход от диктанта к изложению  постепенным. Под восстановленным диктантом мы подразумеваем работу по связному тексту, в процессе которой школьник прослушивает целиком текст, затем пишет по нему выборочный диктант (выписывает только наречия или только простые предложения) и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. С диктантом этот вид работы сближает то, что ученик прослушивает исходный текст не только целиком, но и по предложениям. С изложением - то, что содержание текста восстанавливается самостоятельно, хотя опорные слова или предложения, которые выписал ученик, помогают восстановить прослушанное с большей лёгкостью, чем при написании изложения.

Плюсы этой работы в том, что она может проводиться при изучении любой темы, но, как показывает практика, более эффективен при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии.

Рассмотрим методику проведения восстановленного диктанта на примере. В 6 классе можно провести такой диктант при изучении глагола. Дается задание: выписать из диктуемого рассказа все глаголы, а затем по выписанным глаголам восстановить текст. Перед учащимися ставится цель: внимательно прослушать и постараться запомнить текст, выделить в нём глаголы.

Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигает длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была пошире и попросторнее. Любит он лежать в таких местах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, рака сцапает и лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке совсем неподвижно.

Применительно к другому тексту можно дать задание: выписать глаголы в форме прошедшего времени, обозначить их  суффиксы или выписать только возвратные глаголы и т.д.

Восстановленный диктант может занимать весь урок или его часть. Он должен быть контрольно-обучающим, т.е. на вопросы учеников учитель отвечает только после работы. Такая работа готовит детей к написанию не только подробного изложения, но и сжатого (учит выделять главное и отсекать то, что второстепенно, без чего в тексте можно обойтись). Это очень важно, потому что готовит ребят к новой форме аттестации. Являясь промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая и некоторые элементы описания по картине, восстановленный диктант-хорошее средство для развития связной речи. Он помогает усвоить композицию повествования, описания и рассуждения, поставить новые мыслительные задачи, для решения которых нужно использовать полученные ранее знания. А ведь для нас это очень важно. Мы не только узнаем новое, но и учимся выстраивать логические цепочки, делаем выводы, повторяем изученное ранее, а значит - закрепляем. В одной работе совмещается и повторение, и размышления на заданную тему, и обучение, и творческий поиск. Конечно, ребята, обладающие аналитическим способом восприятия справятся с такой задачей легко. Ученикам, обладающим другими способами восприятия, которым, возможно, придётся сложнее, такая работа тоже пойдёт на пользу. Ведь такой диктант приучает одинаково внимательно относиться  и к правописанию, и к содержанию текста, и к его логике, и к композиции, и к языковому оформлению материала. Кроме того, учит разбираться в особенностях каждого типа речи. Ученик может сам прийти к выводу о том, что за тип речи использован в предлагаемом тексте и доказать свою позицию, а это уже ответ-рассуждение с аргументацией сказанного. Он ещё и обогащает словарь школьника, что так важно для нас. Не стоит забывать, что для аналитика главное-проведение эксперимента и определение результата. Прослушали текст, выписали слова или предложения в соответствии с заданием, восстановили и оценили то, что получилось.

Составление таблиц и схем. Все мы помним таблицы на больших ватманах, которые в обучении использовали наши учителя. Оказывается, что такая форма обучения и обобщения изученного не устарела. Напротив, какое обилие пособий, именно в виде таблиц, предлагают нам сегодня.

На своих уроках, когда объясняю новый материал, очень часто использую таблицы и схемы. Например, при изучении видов сложного предложения.

Сложное предложение

союзные

бессоюзные

ССП

СПП

?

?

?

?

?

Причем я даю только основу, всё остальное по мере изучения нового материала ребята восстанавливают сами. В этой таблице они должны будут отразить, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных, привести примеры сочинительных союзов, которые связывают части сложносочинённого предложения и примеры подчинительных союзов и союзных слов, которые связывают части сложноподчиненного предложения. Тем самым объяснить, как отличаются эти союзные предложения, в чём их особенности, следовательно, и особенности в составлении схем ССП и СПП.                Составив схемы, показать различие подчинительных союзов и союзных слов, проиллюстрировав всё примерами. Видно, что такая работа тренирует мыслительную деятельность и, как правило, интересна ребятам. Можно вызвать к доске ученика-аналитика, он быстро выполнит эту работу, а ребёнок-визуал посмотрит, проследит за рассуждениями товарища и запомнит. В следующий раз, на уроке обобщения можно вызвать уже его, поставить задачу: восстановить таблицу и попробовать всё записанное прокомментировать. Аудиалы в это время слушают и запоминают. При повторении  материала можно разрешать ребятам пользоваться таблицами, так в памяти быстрее восстановится то, что было пройдено ранее.

Область использования таблиц широка: и орфографии (например, мягкий знак на конце слов после шипящих или о-ё после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании), при изучении частей речи, строения предложения и словосочетания-словом, всего не перечислишь. При использовании таблиц и схем в обучении охваченными получаются практически все дети: и визуалы, и аудиалы, и аналитики. Последние, конечно, быстрее других подключаются к такой работе.

Задание на поиск ошибок. В своей практике я использую ещё один вид задания: найди в тексте все ошибки и исправь их. Причём, не только орфографические и пунктуационные, но и речевые, и грамматические. Как правило, такое задание нравится всем без исключения. Ведь на минуточку каждый становится учителем, который не только ищет ошибки, но и учится оценивать работу. Потом работа каждого «учителя» оценивается.

Такая работа учит ребят не только находить ошибку, используя полученные знания, но и не допускать таких ошибок самому.

И последний вид работы, который  хотелось бы представить в статье – это комплексный анализ текста.

Анализ текста предполагает как знание орфографических и пунктуационных правил, так и умение определять стиль и тип текста, аргументировать своё мнение, доказать, что это текст, а не просто набор предложений (т.е. определить, каким способом связаны предложения, тему текста, идею), найти в тексте художественные средства изобразительности (если текст художественный или публицистический), возможно, задание и на нахождение фигур речи. Здесь отрабатывается и умение производить морфемный и словообразовательный разборы, фонетический, синтаксический разбор как простого, так и сложного предложения. Ребятам предлагаются задания типа: найдите, объясните, разберите, докажите. Конечно, эта форма работы стимулирует у  ребят познавательную деятельность, учит находить и выбирать нужный материал, формирует грамотную и связную речь (тип речи-рассуждение: тезис – доказательства – вывод). Учащиеся, обладающие аналитическим умом, всегда готовы к такого рода деятельности, у них получается выстроить логическую цепочку при ответе на тот или иной вопрос и сделать вывод. У остальных ребят такая работа иногда вызывает трудности, но при систематическом включении таких заданий в ход урока, эти трудности уходят.

Описанные формы работы доказывают, что на уроке можно не только занять, но и научить  каждого ребёнка. Самое главное, найти ту форму работы , которая ему будет понятна и доступна, конечно, важно, чтобы виды деятельности менялись в течение урока, так как необходимо учитывать особенности всех учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...

Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....