Урок развития речи в 6 классе. Собирание материала к сочинению "Вид из окна нашего класса"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Зайцева  Светлана Сергеевна

Конспект урока по развитию речи в 6 классе. Собирание материала к сочинению "Вид из окна нашего класса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГАЛЬЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урок развития речи.

Собирание материала к сочинению по наблюдениям

«Вид из окна нашего класса

   г.о. Домодедово

2012 г.

Урок развития речи.

Собирание материала к сочинению по наблюдениям

«Вид из окна нашего класса».

Цель: 1) ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению; 2) подготовить их к самостоятельному сочинению по наблюдениям.

Ход урока.

Проверка  домашнего задания.

Знакомство с памяткой «Как собирать материал к сочинению (по наблюдениям)». (Желательно оформить памятку в виде раздаточных карточек или записать на доске. Смотри приложение на стр. 5)

Обсуждение темы сочинения. Объявив тему ( «Вид из окна нашего класса»), учитель просит назвать то, что ученики видят из окна класса (например:  двор, сквер, сад, спортплощадку, деревья; или: верхушки деревьев,  верхние этажи домов, небо и т.п.) Затем он записывает тему на доске и предлагает учащимся уточнить её. В результате обсуждения возникает следующая запись:

Тема.                                           Возможные подходы к раскрытию темы:                        

Вид из окна нашего класса.                               а) говорит о наступлении осени;  

                                                                              б) сегодня (в солнечный                      

                                                                               осенний день) прекрасен     \

                                                                               (обыкновенен);

                                                                               в) мне хорошо (в деталях)  

                                                                               знаком  (известен) и т. д.

       4.   Составление рабочих материалов.  Выбрав один из возможных подходов к раскрытию темы, учитель предлагает определить, о каких предметах ученики стали бы говорить и в какой последовательности. Возможны разные ответы – важно, чтобы дети обосновали свои суждения. Например:

1. Надо вначале написать о небе: его больше всего видно из окон нашего класса. 2. Я бы начала с веток клена, который заглядывает к нам в окна, потому что этот клен говорит нам, что осень уже наступила.

Коллективно составляется и записывается материал к  одной из подтем сочинения, например к описанию неба:   Из окна виден кусок голубого неба. Оно высокое и ясное. Но ведь это осень. Нет-нет и появляется на нем нежное бело-серое дымчатое облако.    Затем ученики составляют и записывают рабочие материалы к остальным пунктам плана. Записи обсуждаются, дополняются. Учитель показывает, как можно, поставив знак V, запись дополнительный материал под этим же знаком рядом на полях или в конце работы.

Специально обсуждается вопрос о том, как можно начать сочинение, например:   Я смотрю в окно и вижу, что осень уже наступила  . . .(В это начале содержится замысел сочинения.) Дальше нужно рассказать о тех признаках наступления осени, которые видит автор:  Погожий осенний день.                                                                     В окна нашего класса светит солнышко. И я с удовольствием смотрю в окно. ( Из этого начала ясно, что автор сочинения должен дальше «нарисовать» хороший осенний день так, чтобы читатель убедился, что автор действительно «с удовольствием» смотрит в окно.)

Домашнее задание:  уточнить тему сочинения и подготовить дома материалы к сочинению.                    

Приложение

Памятка.

Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать. Если  это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

 Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

 Запиши кратко самое главное из того, что заметил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...