Главные вкладки

    Критическое мышление через текст и чтение
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Правильное употребление глагола в речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_5kl.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме:

     "Глагол в языке и речи"

    по технологии

     "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Павлова Г.А., учитель русского языка и литературы

    Цели:

     Образовательная:

     Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

    Развивающая:

     развивать умения учащихся:

    - самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
    - работать в парах;
    - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
    - систематизировать материал в кластер.

    Воспитательная:

     Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

    Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.

    Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

    Тип урока: Вводный (изучение нового материала).

    Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

    Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”.

    Ход урока

    Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

    I. Постановка цели.

    Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

    Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

    Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

    Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

    Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

    Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

    Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

    Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

    Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

    Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

    2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

    Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

    Сделайте вывод.

    3. Послушайте отрывок из музыкального произведения “Мечты о море” и постарайтесь передать свое эмоциональное состояние, употребив глаголы.

    Сделайте вывод.

    4. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)

    Сделайте вывод.

    5. Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

    6. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знал…”.

    7. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

    (Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

    (На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

    Вопросы:

    1. На какие вопросы может отвечать глагол?

    2. Что обозначает глагол как часть речи?

    3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

    4. Как он изменяется?

    5. Каким членом предложения обычно бывает?

    II. Работа с текстом.

    1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

    “ ! ” — Я это знал.

    “ + ” — Новое для меня.

    “ - “ — Вызывает у меня сомнение.

    “?” — Вопрос.

    2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

    3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

    4. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    5. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

    6. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

    7. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

    1) Постоянные признаки:

    а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

    б) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).

    2) Непостоянные признаки

    а) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

    б) число: единственное и множественное;

    в) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

    г) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

    3) Синтаксическая роль

    а) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

    б) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

    в) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

    г) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

    III. Стадия рефлексии (размышления)

    После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

    Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на доске.)

    Вопросы:

    1.Что из того, что вы прочитали вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

    2. Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем.

    Узнал (а) новое:

    Знал (а) ранее:

    IV. Подведение итогов.

    Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

    V. Домашнее задание

    Выучить материал по кластеру.

    Выполнить задание на карточках.

    (В конце урока поводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

    Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

    Урок в технологии развития критического мышления через письмо и чтение, работу с текстовой информацией, функциональное чтение

    Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и...

    Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

          Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

    Мастер - класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».

     Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личнос...

    Приемы работы с текстом в свете Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

    Сценарий мастер-класса,  позволяет познакомить слушателей с Технологией развития критического мышления с помощью самой технологии РКМЧП. Содержит 2 приложения: текст для участников мастер-класса,...

    Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

    В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...