Красота и величие русской природы в картине А.А. Пластова «Летом» Подготовка к сочинению.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Никулина Оксана Анатольевна

Этот урок способствует обучению правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность побранных слов, на соответствие тому, что изображено; обогащению  речи учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника, а также способствует  формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе.

Красота и величие русской природы в картине А.А. Пластова

 «Летом» Подготовка к сочинению.

Цель: 1. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность побранных слов, на соответствие тому, что изображено.

2. Обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.

3. Способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов.

Оборудование: репродукция картины А.А. Пластова «Летом», мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока:

Кто не любит родную природу – тот не знает народной души!

        А.А. Пластов

1. Оргомомент.

2. Слово учителя

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоёмы в озёрах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!

  - Любите ли вы лето? (Да, очень!)

 - Ходите ли вы в лес?

 - Собираете ли вы в лесу грибы и ягоды?

Так вот, ребята, сегодня мы будем готовиться к сочинению- описанию картины Аркадия Александровича Пластова, которого очень привлекает время года – лето, когда вся природа расцветает. Наша цель не только написать сочинение по картине, то есть раскрыть  содержание картины, но и выразить своё отношение к изображённому.

 - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

- Ребята, а вы знаете, кто такой Ар. А. Пластов? Итак, давайте окажемся очевидцами одного диалога.

 3. Входят два ученика и беседуют:

- Мне вчера попалась на глаза книга, это была не простая книга, а книга о художниках.

- Ну, и что в ней такого непростого?

- Она рассказывает о жизни и творчестве художников, а особенно меня заинтересовал Аркадий Александрович Пластов.

 - А что в нём такого особенного?

 - Он очень любит природу и в своих картинах изображает красоту и величие русского пейзажа. Давайте познакомимся с ним поближе.

                             Презентация

4. Сообщение сведений о художнике.

 Ученик: (Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов – русский художник 20 века. Он родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провёл большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были художниками.

Ученик: (Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображённые люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

 Ученик: ( Слайд 3). Перед нами открываеться как бы особый мир, красота родной природы.

Ученик: ( Слайд 4,5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда.

Ученик: ( Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки.

Ученик: ( Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже огбыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать»,- говорил А.А.Пластов.

Ученик: ( Слайд 9). Жизненная правда полотен А.А. Пластова.

- трудная жизнь;

- нероскошный быт;

- душевная радость; - бодрость и энергия тела;

- благородная трудовая усталость; прикосновение к земле;

Ученик: ( Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, ограничное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь», - писал А.А.Пластов.

Слайд 11 НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА

Ученик: ( Слайд 12). Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относятся, например, «Летом» (1945). На этом полотне автор вполне показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

5. Беседа по картине «Летом»

(слайд 13)

Воспользуемся советом А.П. Чехова, который говорил, что обязательно нужно представить самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт. Попробуем «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух, шелест листьев. Опишем свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда мы оказались в солнечный летний день на лесной поляне.

1. Какое первое впечатление у вас от картины? 

Я сорвал цветок – он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться  к красоте

Можно только сердцем.

      М. М. Пришвин

Пейзаж… Природа…Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живём. Искусство пейзажа напоминает нам об этом.

Словарная работа

Пейзаж – (франц. paysge, от pays местность) вид, изображение какой-либо местности; основной предмет изображении – природа.

2.  Когда происходит  действие,  изображённое на картине?

3. Что прежде всего привлекает внимание?                                                        

4.Где расположились грибники?

5. Почему они выбрали это место?

6. Как удается художнику передать своё настроение человеку, рассматривающему картину?

                           Понятие о цветовой гамме.

Настроение картины художник передаёт с помощью красок. Красный, оранжевый, жёлтый называются в живописи тёплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зелёный, синий, фиолетовый, серый, чёрный – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, песали.

7. Какие  цвета встречаются в картине?

Вывод: в картине «Летом» преобладают тёплые цвета. Богатство цветущей природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные яркие, насыщенные цвета.

Лексическая работа

Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами:

Зелёный – изумрудный (найти в словаре)

яркий – ослепительный.

Зеленая полянка,

 изумрудная трава;

яркие краски,

 ослепительный луг 

Понятие о переднем и заднем плане картине.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

Сбор и систематизация материала по картине.

Слайд13

Щедрые дары природы.
                                     Передний план. Слева.

Кувшин – глиняный,    красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная

 желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве,

 наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми

 цветами, лиловыми колокольчиками.

Передний план. Справа.

Герои картины (слайд14)

Девочка – загорелая, на щеках румянец;
в ярко – красном платке и светлом
платьице; обрывает  спелые ягоды.

Женщина – уставшая; в синем

платье и синем платке; загорелая

рука труженицы

Собака – светло-серая, верная,

 положила  голову на лапы,                                      

                отдыхает

 и охраняет,  ей очень жарко)

Задний план

(слайд15)

Поляна –   светлая, просторная, залитая   солнцем,   изумрудная   трава, кроткие полевые цветы.

 

Берёзки –     сероватого цвета с темными пятнами, словно   сестрёнки, распустили    косы,   стоят  в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной. 

Пень – светло-коричневый.

7. Физкультпауза

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили вперёд.

        8.Орфографическая работа

        1.Залит…  солнцем поляну,   на опушке лес…,  толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев,  знойн… (жарк….)  полдень, устал…  грибники,  наполнена дыханием летн…  дня, зап…хи трав, в тени деревьев,  грибники, отдыхающ… на траве.                                                                                                        

9.Найти  красочные прилагательные с существительными, сравнения:

        Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев).

 Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом.  (Г. Николаева).

 Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых изумрудным  листом полушалках. (К.Паустовский).

Составление плана описания картины.

(слайд 18)

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

     2.Общее впечатление от картины (время года,  краски, почему

      картина так названа).

II. Основная часть. Описание картины «Летом».

1. Передний план. Герои и предметы картины.

2. Задний план. Пейзаж.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина.

Учитель: вооружайтесь терпением и вниманием к родной природе, к человеку и научитесь читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать её Аркадий Пластов.

Домашнее задание: напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова  «Летом».



Подписи к слайдам:

Красота и величие русской природы в картине А.А. Пластова «Летом»
«Кто не любит родную природу - тот не знает народной души!» А.А.Пластов
Аркадий Александрович Пластов(1893-1972)
село Прислониха Ульяновской области
Тема красоты родной природы
«Пора ягод», 1938-39
«Золотые березы», 1950
«Июльский вечер», 1940 год
«Стожки», 1952 год
Тема крестьянского труда
«Сенокос», 1945
Деревенские ребятишки- любимые герои художника
«Тройка. Ребятишки у речки»
Народный художник СССР (1962)Член Академии художеств СССР (1947)Лауреат Государственных премий (1946, 1972)Лауреат Ленинской премии (1966)
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Ульяновском областном художественном музее, Самарском областном художественном музее
Наследие художника
Беседа по картине
7. Какие цвета встречаются в картине?
«Летом», 1953-1954 год
1. Какое первое впечатление у вас от картины?
3. Что прежде всего привлекает внимание? 4.Где расположились грибники?
6. Как удается художнику передать своё настроение человеку, рассматривающему картину?
2. Когда происходит действие, изображённое на картине?
5. Почему они выбрали это место?
Щедрые дары природы Передний план. Слева.
Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.
Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.
Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.
Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.
Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы
Собака – светло-серая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет, ей очень жарко)
Герои картины
Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды
Задний план
Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы. Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.Лес – тёмно - зеленый, встаёт стеной. Пень - светло – коричневый.
I. Вступление. 1. Слово о художнике А. А. Пластове. 2.Общее впечатление от картины (время года, краски, почему картина так названа).II. Основная часть. Описание картины «Летом». 1. Передний план. Герои и предметы картины.2. Задний план. Пейзаж.III. Заключение.Настроение, которое создает картина.
План:
Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».
Домашнее задание
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".

Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных...

Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом».

Конспект урока по подготовке к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом». Поможет обучению учащихся  правилам сбора и систематизации материла,  редактированию текста....

Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"

Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом".Презентация к  уроку РР в 5 классе....

Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе. Развитие речи. Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом".

Данная презентация помогает проверить знания по теме "Имя прилагательное"; развивать интерес к произведениям живописи,наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки развития ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"

Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....

Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"

Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...