опорный конспект к заданию В (ЕГЭ)
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Данный опорный конспект поможет выпускникам школ в выполнении задания В в тестах ЕГЭ. Так как он основан на систематизации знаний школьной программы по разделам необходимым при решении тестовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornyy_konspekt_ege.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Задание В1. Способы словообразования      Печать на одном листе с обеих сторон!

 Приставочный –исходное и новое слово относятся  к одной части речи:

мазать ЗАмазать., куда – НЕкуда,  большой – НЕбольшой.

 Суффиксальный- новое слово, как правило, относится к другой части речи нежный - нежнО, управлять– управлЕНИе,

узнавать –узнаваНИе,  глупый –глупОСТЬ,

Приставочно-суффиксальный

ПОДбородОК,  ПО-русскИ, ИЗдавнА,  БЕЗработНый, РАСкричатьСЯ, ПО-моЕМУ,

БЕЗбилетНы

БЕЗбиле

Бессуффиксный

Только существительные от глаголов

и прилагательных: выходить – ВЫХОД,

ударять – УДАР,  глубокий – ГЛУБЬ.

Задание В2. Части речи

Прилагательное

Деепричастие

Наречие

Местоимение

Качественное имеет краткую форму, степени сравнения, сочетается со словом «очень» (легкий, простой, темный)

Притяжятельное отвечает на вопросы чей? чья? чьи? (отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост)

Все остальные – относительные (железная дверь, осенний день)

Степени сравнения

сравнительная                      превосходная

   простая                                    простая

суффиксы                                  суффиксы                          

(-Е, -ЕЕ,-ШЕ)                          (-ЕЙШ,-АЙШ)

  легче                                         легчайший

составная                                 составная                                

слова более                            слова самый,

и менее +  н.ф.                         наиболее,   

 более  легкий                       наименее + н.ф.                      

                                               самый легкий

Отвечает  на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? Обозначает добавочное действие к основному и не изменяется (нет окончания)

Суффиксы: -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ: кричА, бегаЯ, пробежаВ, умыВШИсь, принесШИ.

Отвечает на вопросы: где? куда? откуда?  когда? почему? зачем? как? каким образом? в какой степени? в какой мере?

Главный признак – неизменяемость (нет окончания) сидеть спокойно, удивительно яркий, прогулка пешком.

Степени сравнения

сравнительная                      превосходная

   простая                                        простая

суффиксы                                      суффиксы

-Е,-ЕЕ (-ЕЙ), ШЕ                   - АЙШЕ (-ЕЙШЕ) 

сильнее                                          строжайше                                

составная                                     составная

слова более, менее                 слова всего(всех),             

+ наречие                            наиболее, наименее

 более сильно                              + наречие

менее строго                              глубже всех        

Внимание!  Чтобы отличить наречие от прилагательного, нужно установить от какого слова  зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от сущ., то это прилагательное: лицо тоньше, класс дружнее. Если она зависит от глагола, то это наречие: нарезать тоньше, запеть дружнее.

Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Возвратное: себя.

Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, ее, его, их.

Вопросительно- относительные кто(?) что(?) какой(?) каков(?) чей(?) который(?) сколько(?)

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько; кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то; кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо; кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь; кое-кто, кое-что, кое - чей, кое-какой.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего.

Указательные: тот, этот, такой, таков, этакий, столько.

Определительные: сам, самый, всякий, каждый, любой, иной

Причастие

Отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой?-ая?-ое?-ие?

Действительные – действие выполняется самим предметом, лицом

Суффиксы: -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-),

-ВШ, -Ш-

Читающий мальчик, упавшие листья.

Страдательные – действие, которое испытывает на себе предмет.

Суффиксы  -ЕМ-(-ОМ-), -ИМ-, -НН-,

-ЕНН-, -Т-

Рассказанная история, посаженные цветы.

Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?

Является постоянным признаком предмета: дорога длинна (сама по себе), утро туманно(само по себе)

Обозначает действие, производимое кем-то или чем-то: скамейка покрашена (кем-то),  бокалы наполнены (чем-то)

Числительное

Союз – связывает между собой однородные члены или части сложного предложения

Предлог – вместе с окончаниями образует формы косвенных падежей сущ., числит., мест.

Частица

1.Количественные числительные

отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов (три кинофильма) или числа (девяносто, сто один). Количественные числительные могут называть:

а) целые числа (шесть падежей);

б) дробные числа (две третьих участка) - это дробные числительные;

в) количество от двух до десяти предметов как единое целое (четверо ровесников, семеро храбрых, оба, обе) – это собирательные числительные.

2.  Порядковые числительные –отвечает на вопрос который? и имеет счетно-порядковое значение (первый, двадцать второй, двести семьдесят  восьмой)

сочинительные

и, а, да, но, или, либо, зато, но зато, однако, также, тоже, ни…ни, то…то, не то…не то,


подчинительные

что, чтобы,  как, будто, когда, едва, пока, лишь, только, как только,  потому что, так как, для того чтобы,  если,  хотя, как будто, словно и др.

Непроизводные

без,  в, до,  для, за,

из, к, на, над, о, об,

от,  по,  под,  перед,

при,  про, с, у, через

Производные – образованы от других

частей речи.

вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг, вследствие, наподобие, в продолжение,   в течение, ввиду, в заключение, в связи, благодаря,

несмотря на и др.

Образуют  форму глагола: бы, б, пусть, пускай, да, давай, давайте

Выражают  различные значения:

Отрицание: не, ни

Усиление: даже, даже и, ни, ведь, и же, уж, все, все-таки, -то, еще, ни

Вопрос: разве, неужели, ли (ль), что ли

Восклицание: что за, как, ну и

Сомнения: вряд ли, едва ли, авось

Уточнение: именно, точно, прямо, как раз

Выделение, ограничение: только, лишь, почти, исключительно.

Указательные: вон, а вот, вот, а вон, это

Смягчение просьбы: -ка

Внимание! В сложноподчиненном предложении роль союза, соединяющего его части могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что сколько) и относительные наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего зачем). Они называются союзными словами. Союзные слова являются членами предложения.

                          Различайте

      предлоги                       сочетания слов

Несмотря на дождь

Насчет меня

В течение недели

Вследствие болезни

Навстречу друзьям

Не смотря в таблицу

На счет в банке

В течении реки

В следствии по делу

На встречу с друзьями

Задание В3. Способы подчинительной связи

Примыкание

Согласование

Управление

К главному слову примыкает  неизменяемые слова:

наречие, деепричастие, инфинитив

сидеть тихо, сидеть согнувшись, желание учиться.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос какой?-ая?-ое?-ие? При  изменение главного слова меняется и зависимое! Красивая девочка (о красивой девочке), мой наряд (о моем наряде), наш сад (о нашем саде)

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (т.е. можно задать падежные вопросы (кого? чего? кому чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? и др.)

Нет друзей, прийти к другу, мечтать о чем-то, гордясь собой

Грамматическая основа – это предложение, а не словосочетание!

Задание В4. Виды односоставных предложений

1. Назывные

Один главный член – подлежащее.

Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!

2. Определенно-личные

Один главный член –сказуемое. К нему можно подставить местоимения

Я,ТЫ, МЫ,ВЫ.

Люблю грозу в начале  мая.

Стремитесь к добру.

3.Неопределенно-личные

Один главный член –сказуемое. К нему можно подставить местоимение ОНИ.

По радио объявляют посадку. Уже грузят багаж. Подали грузоподъемники.

4.Обобщенно-личные

Если действие выражается обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто (пословицы, поговорки, афоризмы и т.п.)

На деньги ума не купишь.

Цыплят по осени считают.

5. Безличные

Нет  и не может  подлежащего (лица, производящего действия).

Светало. В доме тихо. Мне не спалось.

Задание В5. Обособленные члены

Обособленные – выделенные интонационно при произношении и запятыми на письме (определения, обстоятельства, приложения, дополнения)

Обособленные определения  могут  быть выражены:

- причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами)

- прилагательными с зависимыми словами

- одиночными прилагательными и причастиями

  Обособляются в следующих случаях:

1. Если стоят после определяемого слова:  Тропинка, петляющая между деревьями, вывела нас к морю. Дни, теплые, мягкие, радовали нас.

2. Если относятся  к личному местоимению (во всех случаях): Увлеченная чтением, она не услышала звонка. А он, мятежный, просит бури.

3. Если можно заменить придаточным причины (потому что, так как): Измученная многодневной засухой, земля жадно утоляла жажду.

3. Если можно

Приложение – определение, выраженное сущ. Между одиночным приложением и определяемым словом ставится дефис: инженер- механик, герой-рассказчик, Москва-река.

Обособляются:

1. Если относятся  к личному местоимению (во всех случаях): Он, охотник, знал все тайны звериных и птичьих следов.

2. Если стоят после определяемого слова: Мне часто снятся все ребята, друзья моих военных лет.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

3. Если приложение с союзом КАК имеет значение причины (потому что, так как): Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу.

Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире: Их  встретила  в доме горничная – молодая  женщина.

Обособленные обстоятельства  могут быть выражены:

 - одиночными деепричастиями: Улыбаясь, он заснул.

Волны несутся, гремя и играя.

- деепричастия с зависимыми словами (деепричастные обороты): Не думая ни о чем,  он пошел дальше.

-  существительные с предлогами  несмотря  на, согласно, благодаря,  вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие и др.

  С  раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных.

  Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своими родителями.

Задание В6. Виды сложного предложения

Придаточные  определительные – отвечают  на вопрос КАКОЙ? и присоединяются к главному  при помощи союзных слов  КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,  КТО и др.

Мы ночевали в гостинице, в которой уже останавливались.

Над долиной, где  мы  ехали, опустились тучи.


Придаточные  изъяснительные – отвечают на падежные вопросы  и  присоединяются к главному 1) при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, и др.

2) при помощи союзных слов КТО, ЧТО, КАК, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др. 3) при помощи частицы ЛИ.

Я сказал мальчикам, что заблудился.

Я не знаю, буду ли дома вечером.

Придаточные обстоятельственные

1. Образа действия и степени - как? каким образом? в какой степени? 2. Места – где? куда? откуда? 3. Времени – когда? с каких пор? до каких пор? 4. Причины –почему? отчего?

5. Условия – при каком условии? 6. Сравнения – как что? подобно чему? 7. Цели –зачем? с какой  целью? 8. Следствия – что из этого следует? 9.Уступки – несмотря на что? вопреки чему?

 Последовательное подчинение – от главного предложения задаем вопрос к 1-му придаточному предложению, от 1-го придаточного задаем вопрос к  2-му придаточному, от 2-го к 3-му  и т.д. (друг за другом, последовательно):

И теперь страшно вспомнить (что?), что сделалось с моей матерью (когда?),  когда забрали отца.




Однородное подчинение – от главного предложения к придаточным задаются одинаковые вопросы.

Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Внимание! Иногда  второй союз может отсутствовать,

Но все-таки каждый надеялся, что операция пройдет успешно и __он уцелеет.

Параллельное подчинение – от главного предложения к придаточному задаются разные вопросы.                                            

Когда погасли вспышки молний, мы увидели, как полыхает огромный дуб на берегу реки.

Пока укладывали вещи в коляску, Трофим попросил, чтобы ему позволили попрощаться с барыней. 

Задание В7. Средства связи предложений в тексте

 Лексический повтор: Вокруг города по низким холмам раскинулись ЛЕСА, могучие нетронутые. В ЛЕСАХ попадались глухие озера с огромными соснами. Однокоренные слова: Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой  и не таким ТАЛАНТЛИВЫМ, но прекрасно знал разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному – первый признак ТАЛАНТЛИВОСТИ. Синонимы: В лесу мы видели ЛОСЯ. СОХАТЫЙ шел вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы: У природы много ДРУЗЕЙ. НЕДРУГОВ  у нее значительно меньше. Личные местоимения: Он неожиданно вернулся в родное село. ЕГО приезд обрадовал мать.  Указательные местоимения (такой, тот, этот) Над поселком плыло темное небо с яркими, иглистыми звездами. ТАКИЕ звезды бывают только осенью. Местоименные наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал  прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. ТАК  он и делал.  Союзы: Обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может. Вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. Синтаксический параллелизм: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Задание В8

   

  А

 Анафора – повторение слов в начале предложения.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.


Антитеза – противопоставление.

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую.


   Б

Бессоюзие –  пропуск между словами и предложениями союзов. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет.


   В

Вопросно-ответная форма изложения – автор сначала ставит вопрос, а потом сам на него отвечает.

 Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться  повышению в должности? Отнюдь нет!


   Г

Гипербола – преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал.

Редкая птица долетит до середины  Днепра.

Градация  (от лат. «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего.

 Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю.

Дом Обломовых…все беднел, мельчал, и, наконец, незаметно потерялся.


  Д

Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями определенной местности: кочет -  петух,

бурак – свекла, цибуля – лук.


  Ж

 Жаргонизмы – слова и выражения определенных социальных групп: тачка (автомобиль), клава (клавиатура), перо (нож).


   И

Инверсия – нарушение прямого порядка слов.

Прямой порядок слов: Мой брат купил вчера книгу. 

Инверсия: Купил вчера книгу мой брат.



Ирония – скрытая насмешка. Посмотрите на него: каков Геракл! (о слабом, хилом человеке)


Индивидуально-авторские слова  - новые слова, создаваемые поэтами, писателями. Громадьё, медногорлый, стихачество (В. Маяковский)

 

К

Контекстные (контекстуальные) антонимы – это слова, приобретающие противоположное значение в определенном контексте. Погнался за крохою – потерял ломоть.



Контекстные (контекстуальные) синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удержала его.


Л

Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова. И ближе, ближе все звучал грузинки  голос молодой.


Литота – преуменьшение

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.


   М

Метафора - скрытое сравнение: костер рябины красной, взрыв ярости, сыплет черемуха снегом.


Метонимия – указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные:  город отмечал юбилей, читать Пушкина, съесть всю тарелку.


Многосоюзие –  намеренный повтор союзов:

 И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…



  Н

Неполные предложения - предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый по речевой ситуации: Он стрелял, как всегда, победоносно, я – довольно тихо.



  О

Олицетворение – свойства человека переносятся на животных, неодушевленные предметы. Отговорила роща, журавли не жалеют, молчит лес.


Оксюморон – соединение логически несовместимых понятий: живой труп, веселая печаль, красноречиво молчать.


 П

Парцелляция – разделение предложения на части.

Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Все живое вокруг.


  Р

Разговорная  лексика (разговорные слова)  - слова, которые употребляются в разговорной речи, в повседневной сфере общения.


Риторический  вопрос – это вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность: И кому же в ум придет  на желудок петь голодный?





Риторическое восклицание – восклицательное

предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.


Риторическое обращение – обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу:

Поля! Я предан вам душой.


  С

Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста.

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой.


Сравнение (сравнительный оборот ) – один предмет сравнивается с другим при помощи:

1. слов как, будто, точно, словно, похоже и т.п. Глаза, как небо, голубые. Ты прошла, словно сон мой, легка.

2. формой творительного падежа: Заботы пчелами кружились вокруг.

3. сравнительной степенью: бежал быстрее лани.


 Т

Термины – слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве: суффикс, парцелляция, сила тока, оксид и др.


  Ф

Фразеологизм ы – устойчивые сочетания слов: скрепя сердце, бить баклуши, кот наплакал.


Ц


Цитирование – приводить цитату из кого-нибудь (какого-нибудь автора) из чего-нибудь (какого-нибудь сочинения).


Э

Эмоционально – оценочные слова – слова, которые не только определяют понятия, но выражают отношение к ним говорящего. Эмоциональная окраска слова может выражать как положительную, так и отрицательную оценку: белый (нейтрал.) – белоснежный (+) – белесый(-)


Эпитет – образное использование прилагательных.

Роща золотая, березовый язык, темная судьба.


Эпифора – повторение слов в конце предложения.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"

Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Физика. 7класс. Опорные конспекты и разноуровневные задания Марон А.Е 2009г.

Для учеников 7-х классов Прочитать, просмотреть, разобраться, усвоить-понять и применять на практике.Для закрепления материала - порешать выбранные здесь задачи....

Опорный конспект по заданию 7 (грамматические ошибки) ЕГЭ по русскому языку

На занятиях по подговке к ЕГЭ по русскому языку использую опорные конспекты. Практика показывает, что ребята так лучше запоминают материал, да и повторять потом легче. Предлагаю Вашему вниманию такой ...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....


 

Комментарии

Данный опорный конспект будет хорошим помощником как выпускникам школ, так и преподавателям.