Звуки в, в". Строчная буква в.
статья по русскому языку по теме

Конспект урока по теме "Звуки в, в".Строчная буква в".  Обучение грамоте  1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки [в], [в’], буква в. Строчная буква в.

Предмет: обучение грамоте, 1 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок -  путешествие.

Технология: технология проблемного обучения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, репродуктивный, проблемного и побуждающего диалога.

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся со звуками [в], [в’] и со строчной буквой в.

Развивающая: Развивать навык определения в словах мягких и твердых звуков [в], [в’]. Создать условия формирования всех видов мышления (наглядно - образное, конкретно-действенное), монологической речи, орфографической зоркости и моторики рук.

Воспитывающая: Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения в коллективе, чувство взаимопомощи. Воспитывать любовь к Родине, интерес к городам России. Воспитывать навыки самоконтроля. Формировать положительную мотивацию к учению через ситуации успеха.

Учебно – познавательные компетенции:

Базовый уровень : Уметь выделять звуки [в], [в’] в словах, уметь писать строчную букву в; анализировать графику букв (продуктивный, личностное саморазвитие, ценностно – ориентационная).

Повышенный уровень: Знать значение слов «Отечество», «Родина». Чтение текста «Наше Отечество» (продуктивный, личностное саморазвитие, смысло- поисковая).

Информационная компетенция: Знать историю значимых исторических памятников своей страны (продуктивный, личностное саморазвитие).

Межпредметные связи: чтение, русский язык, музыка, физкультура, окружающий мир.

Информационно – методическое обеспечение: Образцы букв, опора. Иллюстрации исторических памятников городов России, компьютерная презентация.

Оборудование урока: карта России, модели – звуковички, светофоры.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Сегодня  к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь.

 По тропинке к вам школьной спешила.

Любовалась, как жизнь хороша.

Солнце ласково в небе сияло,

И моя улыбалась душа.

 Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок.

II. Введение в тему. Сообщение цели урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие. А где будем путешествовать, вы узнаете, отгадав ребус:

СЛАЙД 1:  РЕБУС:     Р1а (Родина)

Мы будем путешествовать по городам нашей Родины, нашей огромной страны.

 СЛАЙД  2:  (Карта России)

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

СЛАЙД 3: (Образы России).

Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать? (Ответы).

 Мы поедем в восьмом вагоне поезда Москва-Владивосток. Точка отправления город Москва.

Кто знает, что это за город? (Столица России, главный город)

Путешествие будет веселым и увлекательным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции.

Что нам потребуется на уроке? ( Нам понадобится внимание, терпение, старание и, конечно же, умение слушать и слышать друг друга).

III. Восприятие нового материала.

1. Речевая разминка

 Чтобы не скучать в пути, сделаем речевую разминку. Повторяйте.

СЛАЙД 4: (Речевая разминка)

Ва-ва-ва - Вот высокая трава

Вы-вы-вы - Даже выше головы.

Ву-ву-ву - Васильков букет нарву.

Ви-ви-ви - Только много их не рви.

Почему нельзя много рвать полевых цветов? (Потому что они могут исчезнуть)

2. Разминка.

 Встали и поехали по просторам нашей Родины.

СЛАЙД 5: (Физкультминутка: дети встают и выполняют движения под музыку).

3. Знакомство с городом.

Наш поезд прибыл в город Воронеж.

СЛАЙД 6: (Виды Воронежа)

 Воронеж входит в список исторических городов России. В городе было впервые в мире налажено производство самолётов Ил и Ту.

СЛАЙД 7: (Шарики с вопросами)

4. Повторение изученного материала.

Самолеты пролетели и сбросили  воздушные шары с записками.  Посмотрим, что здесь написано.

1 шарик. В чем отличие звуков от букв?

Д. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим).

2 шарик. Учитель читает: На какие две группы делятся все звуки русского языка?

Д. (Звуки делятся на гласные и согласные).

3 шарик. Учитель читает: В чем отличие гласных звуков от согласных?

Д. (Гласные тянутся, воздух не встречает преграду, один звук может образовать слог. При произношении согласного  воздух встречает преграду, согласный  не может образовать слог).

 На станции города Воронеж нас встречает веселый герой. Отгадайте, кто это?

СЛАЙД 8: (Загадка)

Я медом хотел подкрепиться-

И тучкой решил претвориться.

На шарике к пчелкам взлетел,

Но меду поесть не успел. (Винни-Пух).

(Рисунок Винни – Пуха)

Медвежонок Винни хочет поиграть с вами в игру «Кто внимательнее?»

СЛАЙД 9: (Игра «Кто внимательнее?»)

5. Объявление темы урока.

Посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено.

(Васильки, виноград, вишня, верблюд, валенки, варежки).

Какой одинаковый звук услышали в словах? (Звуки [в], [вʼ]). В именах наших учащихся так же встречается звук [в’]. Встаньте и назовите себя. (Вероника, Света)

А  сможем мы правильно записать первую и вторую буквы в этих словах? (Нет). Почему? Кто догадался, какая тема нашего урока?

Дети: ( Звуки [в], [в’], буква в.)

СЛАЙД 10 ( Тема урока)

Сегодня мы будем знакомиться со звуками [в], [в’] и буквой, их обозначающей, строчной буквой в. Опираясь на тему урока, назовите нашу учебную задачу, используя слова:

- познакомиться

- учиться отличать

- учиться читать

Дети: (мы познакомимся со звуками [ в], [в’] и буквой в; будем учиться отличать их от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с буквой в).

На какой главный (контрольный) вопрос нам предстоит ответить?

Дети: (Контрольный вопрос  - Какие звуки обозначает буква в, какова их характеристика?)

СЛАЙД 11: (Контрольный вопрос)

7.Характеристика  звуков.

Кто помнит, в каком городе мы остановились ?  (Воронеж).

Произнесите первый звук. Что вы заметили? (Губы и зубы почти смыкаются, голос встречает преграду). Что это значит? (Это согласный звук).

Закрыли ушки. Слышим ли мы при его произношении голос? (Да). Что это значит? (Звук звонкий). Как он звучит? (Твердо). Дайте общую характеристику звуку В. (Согласный, звонкий, твердый). Произнесите первый  звук в слове Винни. Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий, мягкий).

СЛАЙД 12: Вывод: Итак, что вы можете рассказать о новом звуке? (Звук в – согласный, звонкий, бывает твердым и мягким).

На станции Воронеж мы познакомились с новыми звуками [в], [в’] и пришло время попрощаться с Винни и продолжить наше путешествие дальше. Мы прибыли в город Волгоград. Что вы знаете об этом городе?

СЛАЙД 13: (Виды города)

Дети: ( Город находится на правом  берегу Волги. Это город – герой).

Какой красивый город! Но кто нас встречает здесь?

(Фото вороны)

Нас встречает ворона. А что вы знаете о воронах? (Вороны очень любознательные. Они держатся близко от жилья человека и стараются все узнать, посмотреть). Прилетела ворона неспроста. Она принесла много букв. Назовите изученные буквы, а когда увидите новую (незнакомую) букву, похлопайте в ладоши.

СЛАЙД 14: Буквы – И, Т, П, Р, У, Ш, В

 Вот вы и похлопали новой букве. Как называется эта буква?

СЛАЙД 15: Вывод – На письме согласные звуки [в], [в’] обозначаются буквой В.

СЛАЙД 16: Опора (буквы В, в)

Посмотрите на опору. Какая бывает буква в? (Буква в бывает печатная и письменная). На что похожа буква В печатная? ( На Р, на очки…)

Сейчас мы поучимся печатать и писать букву в. Но сначала разомнем пальчики.

8. Пальчиковая гимнастика: (Сжимание и разжимание пальцев)

В прятки пальчики играли

И головки убирали –

Вот так, вот так-

Так головки убирали.

Откройте тетрадь для печатания на с 31.( Посадка, положение тетради).

9. Работа в тетради для печатания.

Сначала напишем прямую палочку, потом вверху полукруг и внизу. Пропечатайте по образцам и самостоятельно 3 буквы. Закрыли тетради.

Открыли Букварь на с.98., нашили схему (звуковичок), давайте ее завершим. Но сначала вернемся к контрольному вопросу (Буква В обозначает звук [в], [в’] – согласные или гласные? Звонкие или глухие? Рисуем шляпку – звоночек. Звук бывает твердым и мягким, ботиночки будут синего и зеленого цвета.

СЛАЙД 17: Физкультминутка для глаз. (Снеговик).

Рассмотрим образцы письменной строчной буквы в. На какую письменную букву похожа буква в? (на букву д). Из каких элементов состоит в строчная? (Из петли и овала)

Откройте прописи на с. 18.

Начинаем писать с петли с наклоном вверх, округляем, пишем петлю, ведем вниз, не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем овал. Буква в с нижним соединением пишется с буквами а, о, л, м.

Какие буквы, стоящие после в, требуют верхнего соединения? (н, п, т, к, и, у).

Прописали букву в в воздухе.

10. Игра «Угадай букву».

 Задумай букву в (с разным соединением), пропиши соседу на спине. Отгадай букву.

11. Работа в прописи на первой и второй строке.

Вывод: - На станции Волгоград мы познакомились с буквами вэ: печатной и письменной, и пришло время продолжить наше путешествие.

12. Знакомство с городом.

Следующая станция – город Воркута.

СЛАЙД 18: Виды Воркуты.

Ученик: Воркута́ — город в России, расположен на реке Воркута. Название города переводится как «много медведей».

Значит, в этом районе водятся медведи. А с каким еще зверем можно повстречаться в этих местах, вы узнаете, когда соберете слово из букв.

СЛАЙД 19: К О Л В – волк.

Что у вас получилось? (Волк).

СЛАЙД 20: Слоги

Волк предлагает вам прочитать только слоги с новой буквой:

ВА   ВО   РО   ТОК   ГОН   НА   ВОС   КА   ВИЛ

 В каких слогах в обозначает мягкий звук? Почему? Здесь не только слоги, но и зашифрованы слова. Как их прочитать? (Нужно прочитать то, что записано в одинаковых фигурах).

( ВАГОН, ВОСТОК, ВОРОНА, ВИЛКА).

IV. Закрепление.

Наш поезд едет дальше на восток. И вот мы прибыли на конечную станцию – город Владивосток. Что вы знаете об этом городе?

Дети: (Это город – порт на Дальнем Востоке России.  Городу присвоено почётное звание «воинской славы» за мужество и героизм в борьбе за свободу Отечества).

13.  Знакомство с городом.

СЛАЙД 21: Виды Владивостока.

Здесь нас встречает «маленький мальчишка в сером армячишке». Кто это?

Фото воробья.

Он предлагает вам « раздать» слова Совенку и Дровосеку (распредели слова по группам с мягким и твердым согласным звуком в).

СЛАЙД 22: Совенок и Дровосек.

14. Чтение текста Константина Ушинского «Наше Отечество».

1) Беседа о значении слов «Отечество», «Родина».

Назовите слова, которые будут близки по смыслу к слову Отечество. (Родина, Россия, Отчизна, Отечество) Наша страна называется Российской Федерацией. Наша родина – Россия.

Почему слово Родина, родина написана и с маленькой и с большой буквы?). Место вашего рождения – маленькая родина. Для большинства из вас это город Ульяновск. Когда мы будем говорить о маленькой родине, где родились, где живем, будем писать слово родина с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово Родина будем писать с большой буквы.

2) Чтение стихотворений.

Много стихов сложено о Родине.

- Сейчас 2 ученика прочитают вам стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о маленькой родине, а в каком - о стране.

Сергей Васильев. Россия

...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

Зоя Александрова. Родина.

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная, Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Итак, о какой родине говорится в стихотворении, о большой или о маленькой? (В первом стихотворении говорится о стране. Во втором стихотворении говорится о маленькой родине).

3) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество» (с. 99).

а) Работа с текстом до чтения.

Прочитайте слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия. Это ключевые слова текста на с.99. Прочитайте, кто автор текста: Константи́н Дми́триевич Уши́нский — российский педагог.

СЛАЙД 23: Портрет К.Д.Ушинского.

 Как называется текст «Наше Отечество». Сделайте предположение, о чем будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.)

Послушайте текст. (Текст читает учитель.)

Оправдались ли наши предположения?

Чтение по предложениям с комментариями.

б) Работа с текстом во время чтения. (Читают читающие дети по предложениям).

После чтения 2-го предложения:

Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы — это однокоренные слова.)

После чтения 3-го предложения:

Почему Россию зовем своей Родиной? Почему Россию мы зовем матерью?

Чтение последнего предложения.

в) Работа с текстом после чтения.

Какая мысль главная в этом тексте? (Родина — как родная мать, и она у человека одна.)

 СЛАЙД 24.

Рассмотрите иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли.)

Вывод: Что интересного узнали о Родине? (родина бывает малая и страна). Текст «Наше Отечество» о нашей стране, об общей Родине.

V. Итог урока.

1) Отвечаем на вопросы.

1. Что нового узнали на уроке?

2. В каких городах побывали на уроке? (Воронеж, Волгоград, Воркута, Владивосток).

3. С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [в]).

4. Какой буквой они обозначаются? (Буквой вэ).

5. Какая первая буква в этих словах? (заглавная) Почему? (Название городов пишутся с большой буквы).

2) Перспектива.

- Заглавную букву В мы будем учиться писать на следующем уроке.

3) Рефлексия.

- У Вас на парте лежат светофоры.

1. Если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то покажите зеленый сигнал.

2. Если вам не все понятно, то- красный.

Учитель использует метод «Светофор»:

зеленый – иди,

красный – стой.

- Почему вы выбрали именно этот цвет?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке, много узнали.

VI. Ресурсы:

Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимый Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2011 г.

http://www.profistart.ru/ps/blog/23773.html - Конспект урока по теме «Согласные звуки [в], [в’]. Строчная буква в.»

http://vglib.ru/modules/myalbum/photo.php?lid=1864 - Карта России

http://www.bfoto.ru/gorod.php -  фото городов России

http://www.detskiy-sait.ru/parovozik-s-vagonchikami/

http://www.youtube.com/watch?v=B4FnG1ucZYQ&feature=related

http://muzofon.com/search/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE

http://go.mail.ru/search?mailru=1&iewtf=%E2%98%A0&rch=e&mg=1&q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6

http://russia.foto-goroda.ru/volgograd/

http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%D1%85#  Фото Владивостока



Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как фактор социализации личности младших школьников.

        Социализация (от лат.socialis- общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целостное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

        Существуют различные способы воздействия на личность. Одним из мощных факторов является патриотическое воспитание, которое, по сути есть стержень всего российского воспитания. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

        «Родина без нас обойтись может, мы без нее - ничто». Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.

        С первых школьных дней мы воспитываем в детях любовь к родному краю, родной культуре, родной речи. А это начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Знание своих корней, ощущение себя частью исторической цепи поколений ребенку помогает обрести чувство собственного достоинства. «Ты  недавно родился, ты еще ничего не совершил сам, чтобы утвердиться в этом мире, но ты родился не на пустом месте. До тебя на этой Земле жили поколения людей, твоих предков, утвердивших тебя на ней в самом начале твоего пути». Чтобы правильно проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать источники педагогического мастерства; опыт, накопленный веками.

В соавторстве с Трофимовой О.А. я провела работу по социализации младших школьников средствами патриотического воспитания в следующих направлениях:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- внеклассная работа.

Мы организовали систему работы с 1 по 4 класс на основе анализа учебной и методической литературы для каждого класса. Проанализировали возможность учебных предметов в патриотическом воспитании, таких как литературное чтение и окружающий мир. Данные систематизировали  и обобщили. Они представлены в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Социализация личности в процессе обучения и воспитания».

Внеклассная работа также является одним из важных направлений этой деятельности. Ценность ее заключается в том, что она позволяет погрузить ребенка в толщу времени, заглянуть в прошлое. От того, что узнает ребенок о себе и о мире, на какой почве произрастут эти знания, во многом зависит, как в дальнейшем распорядиться он своими силами, талантами, своей судьбой.

 Виды внеклассной работы:

- экскурсии: в музей Народного творчества («Народные мастера Ульяновской области»); в Краеведческий музей («Природа родного края»); в музей Городского быта («Традиции нашего края»); музей пожарной охраны; музей Метеорологическая станция Симбирска, Планетарий; в Дом-музей В.И.Ленина; экскурсия по улицам нашего города; экскурсии в природу (походы в лес совместно с родителями);

-посещение Экологического центра, посещение городской детской библиотеки №28 (беседа о Пластове А.А.); посещение выставочного центра «Радуга»;

- экскурсии в аэропорт «Восточный», на молочный комбинат «Алеф». Запланирована экскурсия в Центр народного творчества в с.Новая Беденьга.

Внеурочная деятельность также была спланирована с 1 по 4 класс:

-классные часы, посвященные символике страны «Почему флаг нашей Родины – триколор?», «Как создавался герб России». В 4 классе – «Знакомство с Конституцией России».

-конкурсы рисунков: «Моя улица», «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Природа родного края»;

-урок «Родная сторона», которому предшествовали экскурсии по историческим местам города.

Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми города. В школе проходили беседы с ульяновским поэтом В.Гришиным. Были организованы встречи с родителями, которые принимали участие в боевых действиях. Встречались с участницей Великой Отечественной войны (прабабушкой ученицы) Милюковой Полиной Ильиничной.

 Работу, посвященную Дню Победы, начинаем сразу с 1 класса:

- в 1 классе начинаем создавать  альбом «Дети рисуют о войне», на классном часе  читаем рассказы, стихи о войне;

-во 2 классе проводим классный час «Дети войны»;

- в 3 классе совместно с классом Трофимовой  О.А. готовим литературно-музыкальную композицию «Поклонимся великим тем годам»; читаем книги о войне, проводим классные часы «Не детская доля на детских плечах»; создаем альбомы «Моя семья и Великая Отечественная война», «Ульяновцы в боях за Родину», дети участвуют в конкурсах «Аленький цветочек», совместно с родителями создают презентации о своих родных – участниках Великой Отечественной войны;

- в 4 классе проводим викторину по произведениям о войне.

Учитель начальных классов                                                 Герасимова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»

Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах  о-а, умению  распознавать   их  внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...

Звуки в, в\'.Строчная буква в.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса....

Урок письма (1 класс). Тема: "Строчная буква ш"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок письма на тему "Закрепление написания строчной буквы Ю"

Урок письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Памятка "Употребление прописной и строчной буквы"

Памятка содержит основные правила употребления прописной и строчной букв, а также правила переноса слов....

Буква у. Знакомство со строчной буквой у.

Русский язык (1 дополнительный класс)Тема: Буква у. Знакомство со строчной буквой у.ЗадачиОбразовательные:- познакомить учащихся с написанием строчной буквы у;- формировать зрительно-моторную координа...