Падеж имен существительных
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Старченко Елена германовна

Основная цель урока – отработать умение определять падеж имен существительных. На данном уроке учащиеся открывают для себя, что  в русском языке существует ряд слов, которые не изменяются по падежам и называют их несклоняемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Падеж имен существительных»

ЦЕЛИ:

развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;

отрабатывать умение определять падеж имен существительных;

развивать память, логическое мышление, творческое воображение

воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер,

                                    экран, раздаточный материал ( карточки)

ТИП УРОКА: урок обобщения знаний

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов

А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике.

 -Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА)

- Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число

Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу

Записывают в тетрадях число и классную работу

Актуализация имеющихся знаний

Чтение стихотворения « Весна»

В рощах птичье пенье,

А в классе – тишина

Проходили мы склонение,

Склоняется « Весна».

Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну

Как зайчик на блесне

- Ребята, а как изменяется слово « весна»?

Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие

- Какая тема сегодняшнего нашего урока?

Давайте запишем ее в наших тетрадях

Постановка цели урока

Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность

Прослушивание стихотворения

Ответы на вопросы

Запись темы в тетради

Беседа

- А сколько падежей в русском языке?

- А помните ли вы их названия? Давайте повторим?!

Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы

Ответы учащихся

Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?

Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)

Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным)

Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину)

Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить  и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным.

Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе)

3. Решение поставленной задачи

- Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1

-______, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании

Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме

Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах)

4. Ситуация «разрыва»

- Хорошо, ребята, мы помогли падежам , а  теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?!

- Определите падеж существительных, постройте график

Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность.

Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале

5. Физминутка

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

Демонстрируют свою внимательность

Повторение движений за учителем

6. Ситуация «успеха»

        - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж?

Демонстрируют успешность;

сотрудничают друг с другом и учителем.

Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах)

Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны

Давайте изменим по падежам словосочетание «у  красивого пальто»

- Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете?  ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО

7. Конкретизация: работа по учебнику

- А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам?

Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам -  склонять их.

Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка»

Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание.

Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.

Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах)

8. Итог урока: рефлексия

Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли ли этой цели и как?

- Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме.

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных

Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...

Урок английского языка во 2 классе по теме "Притяжательный падеж имен существительных"

Здесь представлена подробная разработка урока и презентация к уроку. Урок проводится в 3 четверти 2 класса по УМК под ред. М.З. Биболетовой....