Урок развития речи в 9 классе "Мое представление о личности Александра Пушкина по картине О. А. Кипренского"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Колпакова Ольга Геннадьевна

Урок разработан на основе системно- деятельностного подхода в образовании, ориентирован на формирование универсальных учебных действий, интегрирует знания по литературе, мировой художественной культуре и русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 9 классе

Тема урока: подготовка к написанию сочинения «Мое представление о личности А. С. Пушкина по картине О. А. Кипренского».

Организационный момент

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, помочь осознать цели урока, совместно с учащимися  спланировать этапы деятельности для достижения результата.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Записывают эпиграф к уроку, анализируют его, отвечая на вопросы учителя.

«На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей – их страдания, порывы, мужество, любовь. Все оставило след в их облике и было перенесено на холст»

                  (  Паустовский о живописных портретах Кипренского)

Задает вопрос учащимся: «Какую особенность живописных портретов Кипренского отмечает Паустовский?

Устно формулируют цель урока:

создать словесный психологический портрет Пушкина

«Художник создал живописный портрет Пушкина, а нам какой портрет необходимо создать?»

Формирование способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий

Предлагают этапы деятельности для достижения цели:

Узнать историю создания портрета.

Выяснить, к какому периоду жизни поэта относится этот портрет.

Что пережил Пушкин к этому периоду, каким стал?

Что осознал?

Рассмотреть портрет и устно описать.

Составить план сочинения и записать в тетрадь

Собрать словарный материал для написания сочинения.

«Что необходимо для написания сочинения?»

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения. Помочь использовать известные им по урокам литературы факты биографии и творчества Пушкина для создания словесного портрета поэта.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Один из учащихся выступает с устным сообщением на тему: «История создания портрета А. С. Пушкина».

7.  Портрет А.С.Пушкина (описание и история создания)

Сведения об истории создания и краткий искусствоведческий анализ картины Кипренского О.А. "Портрет А.С.Пушкина".

[Карточка ресурса]

Учитель спрашивает индивидуальное домашнее задание одного из учеников

Формирование умения выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением

Умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.

Отвечают на вопросы, которые готовили дома:

1.Что пережил Пушкин к 1827 году? Что осознал? Каким стал?

«Сумел ли художник Кипренский пережитое А. Пушкиным отразить в его внешности?»

Формирование национального самосознания, интереса к творчеству А. Пушкина.

Формирование способности свободно излагать свои мысли

Планируемые результаты: ученики должны сделать вывод, что перед ними портрет поэта, достигшего своей поэтической зрелости, многое пережившего, осознавшего свое великое пророческое предназначение. «Умнейшего человека  России»,- по выражению Николая1.

Изучение нового материала

Цель: организовать групповую деятельность учащихся по сбору словарного материала для описания внешности Пушкина.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают в группах по 4 человека по карточкам: выбирают из ряда предлагаемых  определений позы, взгляда, лица поэта наиболее правильные и точные, озвучивают их и записывают определения в тетрадь.

«1. Внимательно рассмотрите портрет Пушкина. Что хотел передать Кипренский в облике поэта? Обрати внимание на позу, взгляд, глаза, черты лица, одежду поэта.

2.Что изображено на заднем плане?

3.Каковы особенности колорита картины?

Помочь овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Планируемые результаты: учащиеся должны записать в тетрадь:

1.Поза поэта- величавая, полная достоинства, уверенности.

2.Руки- скрещены на груди

3.Лицо выделено светом, открытое, но в тоже время волевое, значительное.

4.Глаза умного человека, в них скрыта затаенная грусть

5.Взгляд задумчивый, спокойный и одновременно устремленный вдаль, полный поэтического вдохновения.

6. Одет строго и просто. На нем черный сюртук и белая рубашка.

Закрепление учебного материала.

Цель: организовать работу по составлению плана сочинения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

ууд

Обсуждают и предлагают пункты плана сочинения, записывают в тетрадь:

1.Время и история создания портрета А. Пушкина

2.Что пережил поэт к этому времени?

3.Как это отразилось в его внешности? (Поза, взгляд, глаза, лицо, поза)

4.Колорит картины

«Какое впечатление произвела на вас картина Кипренского?»

Формирование способности определять последовательность действий, оценивать результаты и формулировать их в письменной форме.

Подведение итогов

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Пишут сочинение на 2-ом уроке.

Формирование потребности в самовыражении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»

Цели:  1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....