Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 

      Цели:  

1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 

2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников новой лексикой.

3. Воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили».

4. Совершенствовать навыки описания произведений живописи;

5.Развивать воображение учеников, навыки устной и письменной  речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shirokov_microsoft_word.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья». (5 класс)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

      Цели:  

1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи;  

2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников новой лексикой.

3. Воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили».

4. Совершенствовать навыки описания произведений живописи;

5.Развивать воображение учеников, навыки устной и письменной  речи 

       Оборудование:

  1. Портрет художника.
  2. Репродукция  картины   Е.Широкова «Друзья».
  3. Компьютер

Ход  урока .

  1. Организационный момент.  
  2. Проверка домашнего задания по тексту Ю. Яковлева

а) Выразительное чтение текста. Синтаксический разбор словосочетаний                                  

б) Ребята, как вы ответили на вопросы  по тексту:

 - Какой это текст- повествование или описание? Докажите

( повествование с элементами описания)              

- Как вы понимаете слова автора, что Коста « поддерживал в них( собаках) веру в человека?    

- Определите тему и основную мысль текста ( тема- человек и животные; основная мысль- человек в ответе за тех, кого приручил)      

- Вы хотели бы дружить с таким мальчиком, как Коста? Почему?

- Кем стали друг для друга пес боксер и Коста?( друзьями)          

 - Как вы понимаете значение этого слова? Докажите, опираясь на текст  

Учитель: сегодня мы продолжим рассматривать эту тему  на примере картины Е. Широкова « Друзья»                                                                                                                                            

  1. Сообщение целей урока.        

   а) Слово о художнике. (демонстрация портрета по компьютерному слайду)Евгений Николаевич Широков-ведущий художник Урала, один из

ярких мастеров изобразительного искусства второй половины 20 века. Его произведения хранятся в музеях России, в том числе в главной сокровищнице

национального искусства – Государственной Третьяковской галерее ( демонстрация слайдов).   

б) Беседа                                                    

-Перед вами репродукция картины Е.Широкова « Друзья». Рассмотрите ее внимательно .    

- Обратите внимание на глаза собаки. Какие они? (грустные печальные)

- Какая поза у собаки? (лежит, поджав задние лапы; голову положил на вытянутую переднюю лапу)  

-Какое выражение лица у мальчика( тоже грустное)

 - О чем говорит поза мальчика? (сидит на полу рядом с собакой,  ласково гладит ее по спине, он жалеет и  утешает друга)

-Что могло произойти, пофантазируйте ( пес заболел, кто-то во дворе ударил собаку и   у нее болит лапа, мальчик уезжает в лагерь на летние каникулы…)

- Почему художник назвал картину « Друзья» ?                                     

                  Наша с вами задача – написать рассказ по картине. Какие типы речи вы будете использовать?( повествование с элементами описания)  

3.Подготовка к сочинению (словарная работа).

На слайде :

Поза - сидит, подогнув под себя ногу;

гладит собаку;

смотрит, наклонив голову;

лежит, положив голову на лапы,

слушает, приподняв ухо.

Лицо мальчика – печальное, грустное, страдальческое, огорчённое, задумчивое.

— Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? (сине-серые, холодные тона)

  1. Работа над сочинением.

  1. Сочинение по репродукции картины  Широкова «Друзья».

У моего товарища  по имени Алеша есть пес Лорд. Они неразлучные друзья. Лорд – королевский дог. Шерсть у него гладкая и  блестящая,  черная, только на кончиках лап белые пятна, как белые носочки.

Однажды я зашел к ним в гости и увидел обоих грустными. Алеша сидел на полу рядом с собакой и гладил её. Лорд лежал, положив голову на вытянутые лапы. Глаза у него были печальные. Оказывается, Алеша уезжал на летние каникулы в лагерь.  Сегодня у них был прощальный вечер.

На другой день мы провожали Алешу. Он обнял за голову  Лорда и что-то прошептал ему в ухо. Собака ласково стала лизать языком его лицо, как будто говорила: «До свидания, мой друг. Возвращайся поскорее. Я тебя буду ждать так, как никто, кроме меня не умеет. Честное собачье слово». (Конторщиков Иван) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;познакомить с основными вопросами риторики;совершенствовать практические умения в произнесении речей;Форма: урок-практикумПодготовительная работа: к...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...