Урок-путешествие
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок развития речи. Обучение сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.odt22.49 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Урок развития речи в 5 классе. Обучение сочинению.

Урок-путешествие.

        Цель урока:   Показать учащимся роль глагола в построении связных высказываний.

                                 Обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических

                                 групп, в частности глаголами движения, речи, чувств, звучания.

                                 Прививать любовь к живописи, музыке, воспитывать бережное

                                 отношение к природе.

       Оборудование:  проектор, раздаточный материал, аудио, сочинения учащихся, плакат

                                    «Напутствие М. Пришвина».

                                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.

       Проверка готовности класса к уроку. Сообщение целей и задач урока.

            2.   Вступительное слово учителя.

                -  Предлагаю отправиться в вооображаемое путешествие, в котором мы должны

                  сделать привал на трех станциях:

  1. «Луговая»;
  2. «Лесная поляна»;
  3. «Лесная речка».

      - Почему я так назвала наши станции?

 (по репродукциям — через проектор показаны репродукции картин)

      - Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, обратимся к словам-напутствиям

      М. Пришвина:

   «Обычно вы входите в лес и начинаете греметь барабаном: бум-бум! Кричите, шумите, и от вас все птицы и звери шарахаются и убегают. А вам надо весь этот мир настроить к себе дружественно, доверчиво. Вы должны быть тихи и скромны. Тогда вы услышите шорохи леса, познаете его тайны, Лес раскроет вам глубины своих сокровищ, красоту мира, шире откроет вам двери в наш большой мир жизни».

     - Почему с таким напутствием обращается к нам М.М.Пришвин?

        Вот сегодня мы и попытаемся выяснить: умеем ли мы слушать природу.

        Итак, отправляемся в путешествие.

          3.   Путешествие.

       Станция «Луговая».

 

    Вопрос классу: Что можно услышать на лугу?

                               - Голоса птиц; звуки, издаваемые насекомыми.

 

    Проверка домашнего задания.

                                 Назвать глаголы, передающие голоса птиц, звуки ,

                               издаваемые насекомыми, голос травы

                        - Пчелы жужжат, комары пищат, звенят; кузнечики трещат; ласточки щебечут;

                       синицы тенькают; сороки трещат и т.д.

                       Травы шепчутся, шелестят и т.д.

     Слушание музыки.

                                         «Жаворонок».

   

     Вопросы  классу.    1.  Какие звуки вы услышали в музыке?

  1. А при помощи каких глаголов можно передать восприятие звуков?

                                      - Слышатся, доносятся, раздаются, замирают и т.д.

     Станция «Лесная поляна».

     

      Анализ текста.

                Задание.  1.  Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки

                                     леса?

                 -  Люблю, когда лес шумит, особенно летом, Иду и слушаю, о чем деревья

                 переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо.

                 Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит -

                 погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят,

                 заволнуются, ну жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе

                 делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу  весть подавать.

                А самые старые заохают и  застонут, будто страшно им, что не выдержат,

                сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу

                такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься.

  1.                              (Г. Скребицкий)
  1. К какому стилю речи отнесем этот текст?

   

       Проверка домашнего задания.

                          1.  Назвать глаголы, передающие голоса деревьев.

                       - Березы шепчут; осины лепечут; сосны гудят, стонут и т.д.

                          2.  Написать сочинение-миниатюру.

  1. (читаем)

      Станция «Лесная речка».

              Слушание музыки  «Рассвет на Москве-реке».

          Задание.  Перенесите звуки музыки на репродукцию с картины «Лесная речка».

     Анализ текста.

             -  Из-под камня течет родник. Он  превращается в ручеек, который весело

        бежит на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно

        скатывается вниз. По склону горы он льется дальше. Несколько таких ручейков

        сливается в один большой ручей, и он спокойно течет по равнине, А вот он с шумом

        низвергается в пропасть.

                                                     (К. Паустовский)

     Вопросы классу.  1.   Какие глаголы более точно передают движение ручейка?

                                     2.   Определите стиль текста.

  1. К какому типу речи относится данный текст?

  1. Слово учителя.

                         - Вот и подошло к концу наше путешествие в природу, Мы слушали с вами звуки леса, луга,музыку. А сейчас перед вами стоит задача:

  1. написать сочинение на одну из тем: «Звуки летнего леса», «Лес проснулся»,

«На берегу лесной речки».

            5.   Самостоятельная работа.

  1. (работаем над сочинением на черновиках)

          6.   Домашнее задание.

  1. Дописать сочинение.

           7.    Подведение итогов. Оценки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...