Внеклассное занятие "Слово о словах"
классный час по русскому языку (5 класс) по теме

Буртовая Алла Васильевна

Фразеологизмы, пословицы и поговорки оживляют речь, делают ее более выразительной. Особый колорит придает речи употребление диалектных слов. Внимательное отношение к слову - залог правильной, убедительной и красивой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_slovo_o_slovah.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Слово о словах»

Цели: 1.Научиться лучше передавать словом мысли и чувства.

          2.Учиться правильному употреблению слов.

          3.Обогатить словарный запас.

Задачи:1. Определить значение фразеологизмов.

             2. Изучить слово в пословицах и поговорках.

             3. Познакомиться с диалектизмами, употребляемыми казаками, на  

                примере стихотворений Н.И.Дранникова.

             4.Создать «Паспорт слова».

   В русском языке есть крылатое выражение «Нет мук сильнее муки слова». Возникло оно на основе стихотворения Семена Надсона в 1882г. и используется в ситуации, когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной и письменной речи.

«Хромое слово – кривая речь», - гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была не кривой, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.Тогда можно хорошо понять прочитанное и увиденное, точно рассказать об этом.

Все, что нас окружает и волнует, представляется нам и кажется, мы называем и высказываем словами, которые выступают либо в составе предложения, либо как самостоятельные единицы. Слова образуют строительный материал языка как определенной знаковой системы, отражающей нашу прошлую и современную жизнь, изменяющийся быт и культуру.

       Умение владеть языком, а не просто знание свода правил – вот      настоящее достояние. Умея без запинки определить окончание существительного, гласную после шипящей и т.д., нельзя оставаться глухим к красоте, гармонии, живой душе слова. Именно живая речь, художественные тексты помогают почувствовать вкус родного слова.      

          Необходимое условие овладения языком – знание фразеологии. Фразеологизмы убеждают нас в богатстве русского языка. Так, только со словом «рука» их больше 50.

«Набить руку» - выработать навык, приобрести сноровку.

«На широкую руку» -  не скупясь, щедро.

Ходить «руки в брюки» - ходить без дела.

«Руки коротки» - нет права, возможности, силы что-то сделать.

«Руки опускаются»- пропадает желание, охота действовать.

«Рукой подать» - довольно близко, не так далеко.

И т.д.

Знание фразеологии помогает повысить культуру речи, обогатить словарный запас образными выражениями.

Фразеологизм – свободно воспроизводимый в речи оборот, обладающий целостным значением.

В последнее время заметно вырос интерес к пословицам и поговоркам.

Все чаще встречаем мы их на полосах газет и журналов, слышим из уст политиков и журналистов. И это не случайно: пословицы и поговорки известны, убедительны, живут долго. Это обусловлено не только отраженной в них житейской мудростью, но и достоинствами их языка.

          Емкое, общественно значимое содержание в пословицах облекается в лаконичную и изящную форму: «Есть притча короче носа птичья, в ней загадка, разгадка, да семь верст правды…» И каждая такая «притча» советует, как поступить, предупреждая о последствиях, напоминает о промахах или ошибках.

      Коготок увяз – всей птичке пропасть.

      По пляске погудка – по песне припев.

      Сторонушка и не дальняя, а печальная.

      Клевета что уголь – не  обожжет, так замарает.

      Не море топит корабли, а ветры.

     

         Лексика пословиц требует к себе особого внимания. Хотя в целом она отличается меткостью, ясностью и общедоступностью, современные слова сосуществуют в ней с устаревшими. Это историзмы, лексические архаизмы и диалектизмы.

Историзмы – это слова, обозначающие уже исчезнувшие предметы и явления окружающего мира, дающие нам представление о жизни народа в его историческом прошлом. Выходя из активного употребления, выпадая из современного состава русского языка, некоторые из них сохранились в устойчивых сочетаниях: пословицах, поговорках, фразеологизмах.

         В пословицах и поговорках встречаются различные группы историзмов: наименования старинных единиц измерения веса, длины и денежных единиц (например: фунт, золотник, сажень, верста, вершок, алтын, гривна); названия представителей прежних социальных групп и единиц территориального деления (например: стрелец, смерд, холоп, удел, вотчина); обозначения предметов и явлений, отражающих старый быт (например: епанча, булава, бердыш, вереи, ендова) и т.п.

         Фунт пуду уступает. (Фунт – 1/40 пуда=409,5г; пуд – 16,38 кг)

         Болезнь приходит пудами, а уходит золотниками. (Золотник – 4,26 г)

         Для друга семь верст не околица. (Верста – 1,067 км)

         На одном вече да не одни речи. (Вече – в древней и средневековой Руси  народное собрание на городской площади для обсуждения общих дел).

         Иное от книг, иное от ендовы. (Ендова – широкий открытый сосуд с носиком, из которого наливали вино, пиво, мед на пирах).

         Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке.

Среди архаической лексики выделяется группа собственно лексических архаизмов.Это слова, ранее обозначавшие такие предметы и понятия, которые мы сегодня называем  по-другому.

В пословицах и поговорках встречаются лексические архаизмы, обозначающие старые названия букв кириллицы (например: аз, буки, веди, глаголь, ижица, мыслете и др.); абстрактные понятия (например: алчба – голод, лихо – горе, лепота – красота); конкретные понятия (например: зга – дорога, брашно – еда).

Не суйся, буки, наперед аза.

Простота, чистота, правота – наилучшая лепота.

Кроме историзмов и лексических архаизмов в пословицах и поговорках встречаются диалектизмы – языковые особенности, присущие диалектной речи, вкрапливаемые в литературный язык.

Диалект – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью.

Часто ставят нас в тупик такие, например, слова, как кукан, трясца, гребь, кулемеса, звяга ,перевясло, кулижки и многие подобные, щедро рассыпанные по пословицам и поговоркам и бережно собранные В.И.Далем в его сборнике «Пословицы русского народа».

Среди диалектизмов, встречающихся в пословицах и поговорках, можно выделить следующие группы: названия абстрактных понятий (например: истора – трата; кукан – неволя, привязь; голдобня – шум, брань, крики; грунь – тихая конская рысь); названия предметов домашнего обихода (кут – угол; ботало – колокольчик, вешаемый скоту на шею; перевясло – узелок, связка, пучок; тенета – сеть); названия кушаний и продуктов питания (юшка – похлебка, бурак – свекла, брухма – брюква); названия, связанные с природой (взводень – большая волна; кулижка – полянка, прогалинка; волотка – былинка и др.)

Без перевясла и веник рассыпется.

По капельке море, по волотке стог.

 

В составе пословиц и поговорок обильно представлены и диалектные глаголы, например: расквелить – разжалобить, таимничать – скрывать,баить – говорить, желкнуть – вянуть; диалектные прилагательные: ланской – прошлогодний; баской – красивый, речистый; наречия: всугонь – вдогонку, охлябь – верхом вез седла.

Москву слезами не расквелить.

Всугонь гостя не употчуешь.

Клетский поэт Н.И.Дранников часто употребляет в своих стихах диалекты донских казаков.

За Доном ветер бьет в ладоши,

Дубы прибрежные квелит…

Завернули морозы на славушку,

Все скукожилось и замерло…

(Скукожиться – сжаться, уменьшиться в размерах).

Разведрило нынче…

(Разведрить – проясниться).

Мотив земли – крестьянки синеокой –

Подхватит стая заполошных птах…

(Заполошный – суетливый).

Ухожу, куда глаза глядят,

От постылого домашнего порога…

(Постылый – нелюбимый, надоевший).

И смеются, и искрят куреней оконца…

(Курень – дом у казаков).

Диалекты помогают услышать живую народную речь.

Каждое слово – живое.

Создадим «Паспорт слова», и оно выстроится как целостное произведение:

1.Лексическое значение.

2.История слова.

3.Слова-родственники.

4.Синонимы.

5.Антонимы.

6.Слово во фразеологических оборотах.

7.Слова-рифмы.

8.Слово в фольклоре.

9.Слово в названиях произведений.

10.Слово в текстах художественных  произведений.

11.Слово в названиях картин, фильмов, музыкальных произведений.

Слово «Птица».

1.Птица – покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.

2.Исконно русское, от «пъта» - «яйцо». Буквально – «вылупившаяся из яйца». Птаха, птенец.

3.Птичий, птичка, птичница, птицелов…

4.Птаха.

5. –

6. «На птичьих правах», «редкая птица», «птица высокого полета», «важная птица».

7.Странница, синица, страница, землица…

8.Красна птица перьем, а человек уменьем. Сказка «Жар-птица».

9.Метерлинк «Синяя птица», Ю.Сотник «Невиданная птица».

10. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».(А.Н.Островский «Гроза»).

11.Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» (Гуашь 1820 г.)

Известный русский философ Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной мере живем в их царстве».

Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Пусть оно всегда будет чистым, уместным, понятным.

Литература

Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т./В.И.Даль. – 4-е изд., стереотип. – Рус.яз. – Медиа, 2007.

Словарь устаревших слов русского языка./Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 т./П.Я.Черных, - 8-е изд., стереотип., М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.

Тематический словарь русского языка./Л.Т.Сяяхова, Д.М.Хасанова, В.В.Морковин; под ред. проф. Морковина.  – М.:Дрофа, 2007.

Русская фразеология. Словарь-справочник: ок. 1500 фразеологизмов/Р.И.Яранцев.- 5-е изд., стереотип. – М.:Рус.яз. – Медиа, 2007.

Пословицы русского народа: сборник В.И.Даля. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.

Дранников Н.И. Жаворонки над степью: книга стихотворений с фотоиллюстрациями / Николай Дранников, Владимир Колесников. – Волгоград, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие Лишь слову жизнь дана

Внеклассное мероприятие "Лишь слову жизнь дана" проводилось в 5 классе. Первая часть мероприятия представляет собой рассказ о том, как создаётся книга. О том, какой путь ей пришлось пройти, кто приним...

Внеклассное мероприятие "Главное слово в любом языке"

Внеклассное мероприятие "Главное слово в любом языке" для учащихся 5 классов. Цель данного мероприятия: показать социальную значимость семьи, развивать культ матери. ...

Презентация внеклассного урока "Могущество слова" (речевая мозаика)

.Русский язык - это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.В речи че...

Конспект внеклассного мероприятия «Устаревшие слова» (6 класс)

Данная разработка поможет провести внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие слова"....

Сценарий внеклассного мероприятия ...Священные слова, Москва за нами!

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый битве под Москвой в ВОВ. ...

Внеклассное мероприятие "Сила слова или яд сквернословия"

Внеклассное мероприятие "Сила слова или яд сквернословия"...

внеклассное мероприятие "Экология слова, или поговорим о культуре русской речи"

«Спасите русский язык!» - такой призыв всё чаще звучит со стороны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Язык с улиц с нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную...