Программа кружка "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку на тему

Юрьева Наталья Владимировна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_kruzhka_zanimatelnaya_grammatika.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

___________

 

Протокол № ___ от


«____»____________2011 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Должанская ООШ»_

________Ломакина Т.М. Приказ № ___   от


«__31_»__августа__2011 г.

Рабочая программа

кружка «Занимательная грамматика»

     7-8  классы

                                     Автор-составитель

                    учитель русского языка и литературы

                      второй квалификационной

                                     категории

                      МОУ «Должанская ООШ»                      

            Юрьева Наталья            

        Владимировна

2011-2012 уч. год

Пояснительная записка

 Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка в школе. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.

Программа курса может быть реализована в объеме 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю)

Цели курса:

повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,

углубление содержания основного курса и его практической направленности,

развитие познавательной активности,

подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

формировать общую культуру обучающегося, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;

развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.

Требования к уровню образованности обучающегося.

 Предметно-информационная составляющая образованности:

знать о праязыке русского языка,

кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,

буквенные и цифровые обозначения в кириллице,

определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы; синонимы, антонимы; старославянизмы, фразеологизмы.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование кружка

 «Занимательная грамматика»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

1-2

Откуда пошла славянская письменность

2

Лекция с элементами беседы

3-4

Признаки старославянизмов в художественной литературе

2

Практическая работа

5-6

Славянские языки и признаки их родства

2

Беседа, практическая работа

7-8

Если хочешь познать истину, начни с азбуки

2

Лекция с элементами беседы

9-10

Глаголица и кириллица

2

Беседа

11-12

Практикум по работе с кириллицей

2

Практическая работа

13-14

Лингвистическое конструирование

2

Урок-размышление

15-16

Практикум по лингвистическому конструированию

2

Практическая работа

17-18

«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века

2

Диспут

19

Лексическое значение слова

1

Лекция с элементами беседы

20

Однозначные и многозначные слова

1

Лекция с элементами беседы

21-22

Лексические омонимы и омоформы

2

Лекция с элементами беседы

23

Омографы

1

Лекция с элементами беседы

24

Омофоны

1

Лекция с элементами беседы

25

Синонимы

1

Практическая работа

26

Антонимы

1

Практическая рабта

27

Паронимы

1

Лекция с элементами беседы

28

Исконно русские слова

1

Лекция с элементами беседы

29

Старославянизмы

1

Лекция с элементами беседы

30

Заимствованные слова

1

Лекция с элементами беседы

31

Диалектная и специальная лексика

1

Практическая работа

32

Активная и пассивная лексика

1

Практическая работа

33

Фразеологизмы

1

Лекция с элементами беседы

34

Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски

1

Практическая работа

35

Фразеологизмы-термины

1

Лекция с элементами беседы

36

Фразеологизмы-омонимы

1

Практическая работа

37

Фразеологизмы-синонимы

1

Практическая работа

38

Фразеологизмы-антонимы

1

Практическая работа

39

Тест по теме «Фразеологизмы»

1

Практическая работа

40

Стилистика. Язык- друг мой?

1

Дискуссия

41

Словесная живопись

1

Практическая работа

42-43

Сравнение

2

Практическая работа

44-45

Метафора

2

Практическая работа

46

Занимательные задачи по русскому языку

1

Практическая работа

47-48

Понятие о культуре речи. Речевой этикет

2

Беседа, практическая работа

49-50

Удачный слоган – залог успеха

2

Практическая работа

51-52

Языковое манипулирование: границы дозволенного

2

Лекция

53

Из чего строятся слова?

1

Лекция с элементами беседы

54

Значение основы и окончания. Почему корень назвали «корнем»?

1

Урок-размышление

55

Бывают ли у слов родственники? Морфемы-синонимы

1

Лекция с элементами беседы

56

Имеются ли тайны у имен существительных

1

Урок-размышление

57

Почему некоторые существительные не склоняются. Образование существительных.

1

Лекция

58

Интересное об имени прилагательном

1

Лекция

59

История кратких прилагательных. Стилистическая роль полных и кратких прилагательных.

1

Лекция с элементами беседы

60

Интересное об имени числительном.

1

Беседа

61

Отличие числительных различных разрядов от других частей речи с количественным значением.

1

Практическая работа

62

Этимология отдельных числительных

1

Лекция с элементами беседы

63

Особенности употребления местоимений в речи. Роль местоимений в устойчивых оборотах.

1

Лекция с элементами беседы

64

Слово – речь – глагол…

1

Лекция

65

История неопределенной формы и некоторых других форм глагола, этимология некоторых терминов

1

Урок-размышление

66

Занимательные задачи по русскому языку

1

Практическая работа

67

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

1

Дискуссия

68

Подготовка к итоговому занятию в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?

1

Практическая работа

69

Занимательные игры, задачи

1

Практическая работа

70

Итоговое занятие в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?»

1

Познавательная игра

Содержание программы

 Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян.

Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

 Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.

 Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.

 Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ѐ в классической кириллице. Введение буквы ѐ Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.

 Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на экзотический язык.

Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык

Гакусэй-га ему- студент читает.

Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.

Мусуко-га каку- мальчик пишет.

Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.

Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?

Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков.

 “Живой, как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами. Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”. Выступления и сообщения учащихся.

 Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.

 Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.

 Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.

 Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.

Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

 Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.

 Состав слова. Морфемы. Значение приставок и суффиксов (история некоторых приставок и суффиксов, причины появления непродуктивных морфем).

  Имя существительное. Тайны грамматического рода. Число имен существительных. Падежи имен существительных. Устойчивые обороты различного типа, включающие в себя существительные, употребляемые в форме только единственного числа,  а также существительные, появившиеся в результате неморфологических способов словообразования.

 Употребление имен прилагательных в речи. Какие прилагательные, полные или краткие, чаще встречаются в устойчивых оборотах речи и почему?

  Употребление различных разрядов числительных в устной и письменной речи.

Например, пять, пяток, пятерня, пятерка. Какие числительные и почему чаще встречаются в пословицах и поговорках.

 Местоимение. Особенности значения личных местоимений. Грамматическое сходство местоимений с другими частями речи.

  Этимологическая справка о слове глагол. Система глагольных форм. Употребление видовременных форм глаголов в сложных предложениях. Характер глагольных форм в наиболее употребительных устойчивых оборотах речи.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...”. Заключительное занятие в форме “круглого стола”. Организация дискуссии на тему “Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?”

 В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Контролируемость программы:

практическое выполнение упражнений;

практикумы;

аргументированный устный ответ;

сообщение, доклад.

Итоги работы подводятся на каждом занятии.

Учебно-методическое обеспечение программы

Литература для учителя

1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. -Москва.: Айрис-пресс, 2006.

2. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.

3. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.

4. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

5. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.

Литература для учащихся

1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.

3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )

Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является  подготовка р...

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (спецкурс)

Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непоср...

Программа Занимательная грамматика

Программа Занимательная грамматика....

Рабочая программа "Занимательная грамматика" для 5-6 классов, по внеурочной деятельности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" составлена на основе УМК  "Английский в фокусе" , авторы Ваулина и др. Программа расчитана на 34 занятия для учащихс...