Урок русского языка "Сочинение-зарисовка"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок развития речи. Урок разработан по УМК В.В.Бабайцевой. К уроку предусмотрена презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Воронова Ольга Евгеньевна,

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                         МБОУ Покро-Пригородная СОШ

                                                                       Тамбовского района Тамбовской области

УМК В.В. Бабайцева.

 7а класс

 Интегрированный урок.

Тема урока: «Сочинение – зарисовка ». Урок развития речи

Цели урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Оборудование: проектор, компьютер, тексты стихотворений, репродукции картин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение Анатолия Пискунова «Утро».

Еще не слышно голоса дневного.
И пасмурно, и тихо, и тепло.
Как будто утро взвешивает слово,
какое бы оно произнесло.

О месте — том осколке мирозданья, —
чью пыль сейчас на обуви несем.
О времени текучем. Обо всем.
И каждый миг рассветного молчанья
заметен, осязаем и весом.

Мы движемся — летим или бредем, —
отдав себя дорогам и кликушам,
когда б остановиться и послушать
вот эту тишину перед дождем.

- Скажите, пожалуйста, какова тема этого стихотворения? (Утро)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Об утре)

- Посмотрите в окно и скажите, какое сегодня утро? (Хорошее, солнечное, пасмурное и т.д.)

- Продолжите предложение «Сегодня утром я проснулся (-лась), посмотрел в окно….». (…и увидел (-а) снежную картину, вспомнил(-а), что сегодня воскресенье.   …белые облака плывут по небу, словно корабли плывут по волнам).

- Утро у каждого человека своё, разное. От чего это зависит? (от погоды, от настроения, от внутреннего состояния).

III. Сообщение целей. (Слайд №1)

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с различными произведениями, в которых говорится об утре. Мы увидим, что утро бывает «туманное», «седое»,«зимнее», «ясное», «доброе». Потом мы с вами создадим свой текст об утре.

IV. Определение темы работы. (Слайд №2)

Наше знакомство мы начнём с отрывка из рассказа К.Паустовского «Мещёрская сторона». К.Паустовский – мастер прозы о природе. Это удивительно, ведь родился он в Москве, в семье железнодорожного статиста. «Я «открыл» для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю – Мещёру.

     Открыл я её случайно, рассматривая клочок карты, - в него мне завернули в соседнем гастрономе пачку чая.

   На этой карте было всё, что привлекало меня ещё с детства, - глухие леса, озёра, извилистые лесные реки.

   Я в тот же год поехал в Мещёру, и с тех пор этот край стал моей второй родиной»,- так пишет К.Г. Паустовский в своих воспоминаниях.

(Слайд №3, 4 – фото, карта)

- Давайте прочитаем отрывок из рассказа «Леса» (сборник «Мещёрская сторона»).

V. Работа с текстом.

Читает учитель.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
     Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце — солнце бесконечного летнего дня.
     Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

- О чём вас заставил задуматься этот отрывок? (О том, как приятно оказаться в лесу ранним утром)

- К какому стилю можно отнести этот текст? Обоснуйте соё мнение. (К художественному, т.к. в тексте словами нарисована картина утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, есть изобразительно-выразительные средства).

- К какому типу речи мы отнесём этот текст? Почему? (Описание. Присутствуют характерные признаки этого типа: словесное изображение явления путём перечисления его характерных признаков. Можно задать вопрос: какой?)

- Найдите изобразительно-выразительные средства, которые делают это описание таким ярким. Выпишите их в тетрадь.

Эпитеты: «необыкновенной, никогда не слыханной тишине».

Метафора: «голубым хрусталем загорается на заре Венера».

Сравнение: «только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».

Олицетворение: «зарождается рассвет», «спит вода», «спят кувшинки», «котелок сердится».

- Назовите, какие изобразительно-выразительные средства вы выписали.

- Какая часть речи помогает нам ощутить пробуждение утра? (Глаголы)

- А теперь выпишите глаголы, с помощью которых автор передаёт нам зарождение нового дня. Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (1 человек работает у доски, остальные – в тетрадях).

- В форме какого времени употреблены эти глаголы? (В форме настоящего времени).

- Почему автор использует эту форму глагола? (Мы будто сами становимся участниками описываемых событий)

VI. Написание сочинения.

- А теперь посмотрите на слайд. (Слайд №5) Перед нами репродукция картины И.К. Айвазовского «Утро». Представьте, что эта картина ожила, и вы этим утром оказались около моря. Напишите сочинение-миниатюру о том, что вы увидели и услышали этим утром, стоя на берегу моря, какие ощущения испытали? (Звучит музыка Э. Грига «Утро»).

- А теперь послушаем ваши сочинения (по желанию).

- Чьё сочинение вам понравилось больше? Почему?

VII.Рефлексия.

-Каким стало ваше настроение?

- Какие трудности вы испытали при написании сочинения?

VIII. Подведение итогов.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы говорили и писали о прекрасном времени суток – утре. Завтра, когда проснётесь, улыбнитесь и скажите своим близким:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!" (С.Есенин)

IX. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру «Утро в моём окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...