урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Михайличенко Любовь Николаевна

Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась технология личностно-ориентированного образования. Технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. На уроке имело место создание атмосферы сотрудничества, организация ситуаций поиска и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

             Открытый  урок – исследование по русскому языку в 7 классе.

Тема:  Значение частиц в речи.

Цель: 1) познакомить с многообразным значением частиц;

          2) формировать умения отличать частицы от других частей речи;

          3) уметь определять значения, выраженные частицами.

          4) развивать связную устную и письменную речь учащихся, творческое мышление, вдумчивое чтение, орфографическую зоркость.

                                     ХОД         УРОКА


I. Орг.момент. Ученые определили значения частиц следующим образом:

                                                                               «При помощи частиц в высказывании что-то                              

                                                                              уточняется, выделяется, отрицается, выража-

                                                                              ется сомнение в чем-то, восхищение, удивле-

                                                                              ние по поводу сообщаемого, так или иначе

                                                                              оценивается содержание высказывания.»

                                                                                                                        Н.М.Шанский.

  --- В чем состоит наша задача? Или согласиться или опровергнуть это утверждение. А для этого мы на уроке проведем исследование по теме: «Значение частиц в речи».                                                                                

--- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

--- Какие цели мы ставим на уроке?

II. Изучение нового материала.

      1) анализ текста, записанного на доске.

       Как все-таки удивительна наша природа!

       Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зеленой? А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро расти особые растения – водоросли. Именно они – то и окрасили воду в зеленый цвет.

       Водоросли не бывают одного цвета, а бывают сине-зеленые, бурые и красные. Сине-зеленые водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана они живут и на поверхности почвы.

       Бурые же водоросли очень крупные растения. Вот они и образуют подводные заросли в морях и океанах.

--- Прочитайте выразительно текст.

--- Определите тему, основную мысль, тип и стиль текста.

--- Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти.

--- Зачем они в речи? Для чего служат союзы, предлоги? А частицы?

--- Что обозначают частицы? Трудно определить? Можем попытаться?

     2) письменная работа по тексту

--- Выпишем из текста частицы, определим, что обозначают (один ученик работает у доски).

  Же, как                 - восхищение

  И, -то, все-таки – усиление

  Ли                          – вопрос

  Именно                  – уточнение

 Не                          – отрицание

 Не только            – выделение

 Вот                       - указание         

ВЫВОД: для чего служат частицы? ( частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, вопроса, указания, восхищения.)

III. Проведем эксперимент. Что такое эксперимент? ( научно поставленный опыт)

--- Мы тоже проведем опыт. Уберем все частицы из текста( стираю на доске)

--- Прочитайте текст.

--- Что исчезло? (восхищение, вопрос, уточнение…..)

ВЫВОД: какова же роль частиц в речи? (вносят различные смысловые оттенки в пр-е, выражают чувства и отношения к тому, о чем говорится в тексте)

IV. Закрепление изученного материала.

  1) Наблюдения.

а) устная работа по карточкам (тексты у каждого на парте)

Задание: прочитайте, найдите частицы. Для чего служит частица, на что указывает?

          1) Вот север, тучи нагоняя,

              Дохнул, завыл – и вот сама

              Идет волшебница-зима.

(частица указывает на последовательность действий, на смену явлений)

         2) Пускай же солнца ясный лик

             Отныне радостью блистает,

             И облачком зефир играет,

             И тихо зыблется тростник.

( частица служит для образования повелительного наклонения глагола)

         3) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

             Верный мой работник Балда….

             Собери-ка с чертей оброк мне полный.»

(вот – указание, -ка – вносит дополнительное значение на человеческое общение, маленькая частичка, всего две буквы, а как меняется речь!)

         4) Старика старуха забранила:

            «Дурачина ты, простофиля!

             Не умел ты взять выкупа с рыбки!

             Хоть бы взял с нее корыто…»

( не – отрицание, бы – служит для образования условного наклонения глагола)

        5) Красуйся, град Петров, и стой

          Неколебимо, как Россия,

          Да умирится же с тобой

          И побежденная стихия!

(да – образование повелительного наклонения, же – усиление)

 ---- Отрывки какого автора мы исследовали? (А.С.Пушкина)

 б) письменная работа.

----Прочитайте выразительно текст карточки №6.                                                  

          6) Птицы хорошо отличают доброго человека от злого. Пушкин был добрый и доверчивый человек и не мог не любить птиц, и они не могли не быть доверчивы к нему.               

           Никто и никогда все ж таки не постигнет Пушкина. Он всегда открытие, вдохновение и потому тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожидан, нов и необычайно современен. (С. Гейченко.)

--- Выпишите предложения с частицами.

---- Какие предложения выписали? Назовите частицы. На что здесь указывают частицы? ( в 1 предложении двойное отрицание придает положительный смысл высказыванию, это тема наших последующих уроков, во 2 предложении – усиление). Обратите внимание на правописание частицы все-таки, она пишется через дефис. Но если мы употребляем ее с частицей же, то пишем в три слова – раздельно.

---- Придумайте и запишите предложение с частицей все-таки. Прочитайте придуманные предложения.

ВЫВОД: какое значение имеют частицы? К какому выводу мы пришли?

V. Творческая работа. Напишите миниатюру, используя частицы по началу:

         «Были же времена, когда жили-были замечательные сказочники. Они придумали страну Бы, чтобы мы мечтали: «Вот бы мне бы в страну, где….»

    Желающие читают свои миниатюры.

--- Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал…….(читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли?

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

---  Перед вами карточка №7. Продолжите предложения:

     1) Сегодня на уроке мы узнали…..

     2) На уроке мне было…..      

          (интересно, легко, сложно…)

Оценки.

VII. Домашнее задание: напишите миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами:

 Что за утро!....

А закончив….      Вот счастье! Вот чудо!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по теме "Частица"

Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.Обогащение...

Употребление частиц в речи.

Систематизация и повторение изученного материала по теме "Частицы"...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Частица как часть речи. Урок-исследование. 7 класс

Предмет: русский языкКласс: 7Тема: «Частица как часть речи»Учитель: Карпова В.М. Тип урока:  урок-исследованиеЦель: ·       узнать о частице ...

Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...