Главные вкладки

    урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"
    методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

    Михайличенко Любовь Николаевна

    Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась технология личностно-ориентированного образования. Технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. На уроке имело место создание атмосферы сотрудничества, организация ситуаций поиска и творчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5.docx21.9 КБ

    Предварительный просмотр:

                 Открытый  урок – исследование по русскому языку в 7 классе.

    Тема:  Значение частиц в речи.

    Цель: 1) познакомить с многообразным значением частиц;

              2) формировать умения отличать частицы от других частей речи;

              3) уметь определять значения, выраженные частицами.

              4) развивать связную устную и письменную речь учащихся, творческое мышление, вдумчивое чтение, орфографическую зоркость.

                                         ХОД         УРОКА


    I. Орг.момент. Ученые определили значения частиц следующим образом:

                                                                                   «При помощи частиц в высказывании что-то                              

                                                                                  уточняется, выделяется, отрицается, выража-

                                                                                  ется сомнение в чем-то, восхищение, удивле-

                                                                                  ние по поводу сообщаемого, так или иначе

                                                                                  оценивается содержание высказывания.»

                                                                                                                            Н.М.Шанский.

      --- В чем состоит наша задача? Или согласиться или опровергнуть это утверждение. А для этого мы на уроке проведем исследование по теме: «Значение частиц в речи».                                                                                

    --- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

    --- Какие цели мы ставим на уроке?

    II. Изучение нового материала.

          1) анализ текста, записанного на доске.

           Как все-таки удивительна наша природа!

           Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зеленой? А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро расти особые растения – водоросли. Именно они – то и окрасили воду в зеленый цвет.

           Водоросли не бывают одного цвета, а бывают сине-зеленые, бурые и красные. Сине-зеленые водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана они живут и на поверхности почвы.

           Бурые же водоросли очень крупные растения. Вот они и образуют подводные заросли в морях и океанах.

    --- Прочитайте выразительно текст.

    --- Определите тему, основную мысль, тип и стиль текста.

    --- Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти.

    --- Зачем они в речи? Для чего служат союзы, предлоги? А частицы?

    --- Что обозначают частицы? Трудно определить? Можем попытаться?

         2) письменная работа по тексту

    --- Выпишем из текста частицы, определим, что обозначают (один ученик работает у доски).

      Же, как                 - восхищение

      И, -то, все-таки – усиление

      Ли                          – вопрос

      Именно                  – уточнение

     Не                          – отрицание

     Не только            – выделение

     Вот                       - указание         

    ВЫВОД: для чего служат частицы? ( частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, вопроса, указания, восхищения.)

    III. Проведем эксперимент. Что такое эксперимент? ( научно поставленный опыт)

    --- Мы тоже проведем опыт. Уберем все частицы из текста( стираю на доске)

    --- Прочитайте текст.

    --- Что исчезло? (восхищение, вопрос, уточнение…..)

    ВЫВОД: какова же роль частиц в речи? (вносят различные смысловые оттенки в пр-е, выражают чувства и отношения к тому, о чем говорится в тексте)

    IV. Закрепление изученного материала.

      1) Наблюдения.

    а) устная работа по карточкам (тексты у каждого на парте)

    Задание: прочитайте, найдите частицы. Для чего служит частица, на что указывает?

              1) Вот север, тучи нагоняя,

                  Дохнул, завыл – и вот сама

                  Идет волшебница-зима.

    (частица указывает на последовательность действий, на смену явлений)

             2) Пускай же солнца ясный лик

                 Отныне радостью блистает,

                 И облачком зефир играет,

                 И тихо зыблется тростник.

    ( частица служит для образования повелительного наклонения глагола)

             3) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,

                 Верный мой работник Балда….

                 Собери-ка с чертей оброк мне полный.»

    (вот – указание, -ка – вносит дополнительное значение на человеческое общение, маленькая частичка, всего две буквы, а как меняется речь!)

             4) Старика старуха забранила:

                «Дурачина ты, простофиля!

                 Не умел ты взять выкупа с рыбки!

                 Хоть бы взял с нее корыто…»

    ( не – отрицание, бы – служит для образования условного наклонения глагола)

            5) Красуйся, град Петров, и стой

              Неколебимо, как Россия,

              Да умирится же с тобой

              И побежденная стихия!

    (да – образование повелительного наклонения, же – усиление)

     ---- Отрывки какого автора мы исследовали? (А.С.Пушкина)

     б) письменная работа.

    ----Прочитайте выразительно текст карточки №6.                                                  

              6) Птицы хорошо отличают доброго человека от злого. Пушкин был добрый и доверчивый человек и не мог не любить птиц, и они не могли не быть доверчивы к нему.               

               Никто и никогда все ж таки не постигнет Пушкина. Он всегда открытие, вдохновение и потому тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожидан, нов и необычайно современен. (С. Гейченко.)

    --- Выпишите предложения с частицами.

    ---- Какие предложения выписали? Назовите частицы. На что здесь указывают частицы? ( в 1 предложении двойное отрицание придает положительный смысл высказыванию, это тема наших последующих уроков, во 2 предложении – усиление). Обратите внимание на правописание частицы все-таки, она пишется через дефис. Но если мы употребляем ее с частицей же, то пишем в три слова – раздельно.

    ---- Придумайте и запишите предложение с частицей все-таки. Прочитайте придуманные предложения.

    ВЫВОД: какое значение имеют частицы? К какому выводу мы пришли?

    V. Творческая работа. Напишите миниатюру, используя частицы по началу:

             «Были же времена, когда жили-были замечательные сказочники. Они придумали страну Бы, чтобы мы мечтали: «Вот бы мне бы в страну, где….»

        Желающие читают свои миниатюры.

    --- Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал…….(читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли?

     

    VI. Итог урока. Рефлексия.

    ---  Перед вами карточка №7. Продолжите предложения:

         1) Сегодня на уроке мы узнали…..

         2) На уроке мне было…..      

              (интересно, легко, сложно…)

    Оценки.

    VII. Домашнее задание: напишите миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами:

     Что за утро!....

    А закончив….      Вот счастье! Вот чудо!

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"

    Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...

    Обобщающий урок-презентация в 7классе по теме "Степень с натуральным показателем"

    Презентация соответствует публикации урока с аналогичным названием....

    урок по алгебре в 7классе по теме"Линейные уравнения с двумя переменными"

    Урок формирования новых знаний имеет важное место в главе"Линейная функция"...

    Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

    Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

    Употребление частиц в речи.

    Систематизация и повторение изученного материала по теме "Частицы"...

    Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс

    Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...

    урок в 7классе по истории в школе 8 вида

    в конспекте вы найдете материал по истрии по теме "Ярослав Мудрый"...