Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_leksika_10_klass.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

 «Слова бывают разные…» ( обобщающий урок по теме «Лексика» в 10 классе)

Цели урока:

Обучающая – обобщить и систематизировать знания учащихся  по лексике и фразеологии.

Развивающая – формирование умений определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работ со словарями;

 отрабатывать навыки редактирования и исправления речевых ошибок;

  развивать речевые навыки, мыслительную деятельность обучающихся, умение работать в группе.

Воспитывающая – воспитывать ценностное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, оценочные листы

                                                                                                 Словом можно убить, словом можно спасти, 
                                                                                                 Словом можно полки за собой повести.
 
                                                                                                 Словом можно продать, и предать, и купить,
 
                                                                                                  Слово можно в разящий свинец перелить
.

                                                                                                                                                       В.Шефнер

Ход урока

Вступительное слово учителя

- Наш урок я хочу начать с притчи (Играет музыка)       Слайд № 2

Гуляли однажды любившие друг друга парень и девушка и забрели  на высокую кручу.

 — Ты меня любишь? — спросила девушка у парня.

 — Конечно!

 — Докажи.

— Что же мне сделать, любимая?

 — Прыгни с обрыва, если любишь…

Парень понял, что всё, что он любит в этой жизни, он сейчас же потеряет, но его не страшила смерть — он боялся потерять её. Он долго не решался шагнуть в пустоту — так как сильно любил её, но по той же самой причине не мог и остаться.

- Подтолкни… — попросил он её, уже ни на что не надеясь.

Одного этого слова хватило, чтобы девушка обняла его и уже больше никогда не проверяла их любовь.     «Одно слово» ( Сергей Ванжа) .

Беседа.                                                                                                                                             -- Какова основная мысль притчи?  ( Слово играет огромную роль в нашей жизни, являясь основой вербальных коммуникаций. Мы каждый день говорим и слышим тысячи слов, не задумываясь подчас над тем, какое воздействие они оказывают на окружающих. О важности каждого слова говорил поэт В.Шефнер (чтение эпиграфа). Умению правильно употреблять слова нужно учиться.      Слайд № 3                           

 -Какой раздел языкознания изучает слово и его лексическое значение?                                                             - Сегодня мы завершаем работу по теме «Лексика». Урок так и назовем «Слова бывают разные…»          Слайд № 4

-Почему тема звучит таким образом?

-О чем пойдет речь на уроке?

-Какие цели обычно решаются на обобщающем уроке?

-Где могут пригодиться вам знания, полученные на уроке? (Обобщить и систематизировать изученное   и проверить степень усвоения полученных знаний и готовность выполнять тесты ЕГЭ по этому разделу)

Запись числа, темы урока.

 Теоретическая разминка.  По лексическому значению  узнайте слово – термин.  Слайд № 5

1. Словарный состав языка

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками значения

4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Слова,  схожие по написанию, но разные  по лексическому значению

7. Слова, вышедшие из активного употребления

8.  Слова, употребляемые людьми определенной местности

9. Слова, употребляемые людьми определенной социальной группы

10. Устойчивые сочетания слов

Взаимопроверка    ( оценка выставляется  в оценочный лист).                    Слайд № 6

- В ходе подготовки к уроку класс был разбит на 3 исследовательские группы, каждая из которых получила задание. Первая исследовательская группа составляла каталог лингвистических словарей, имеющихся в наличии в  школьной, районной библиотеках. Вторая исследовательская группа проводила лингвистическую экспедицию по школе «Нужно ли говорить правильно?» Третья исследовательская группа проводила акцию «Грамотное поколение».

Выступление представителей групп.

- Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли». И этому мы должны учиться.  Слайд № 7

- А теперь давайте познакомимся со словарями поближе. Проведём игру-закрепление «Какой это словарь?» По словарной статье определите тип словаря.   (Индивидуальная работа по карточке).       Самопроверка        Слайд № 8

- Из-за неправильного употребления слова как в устной речи, так и в письменной возникают ошибки.

 Задание. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте предложения. (Работа в паре).    Слайд № 9      Устная проверка

- В правой деснице Игорь держал меч.

- Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.

- На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб. (употребление слова в несвойственном ему значении)

– Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной.

– Никто не считал, что героиня сделала подвиг.
– Беликов ходил с поднятым воротником и в длиннополой шляпе.
 (нарушении лексической сочетаемости слов)

– Было холодно, поэтому Маша одела шубу.
– Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
– Ему была представлена возможность поехать на юг.( употребление паронимов)

– Всё возвращается в свои круги.

– Играть главную скрипку.
– Всыпать под первое число. ( нарушение состава фразеологизмов).

Исследовательская работа (задания по вариантам). Слайд № 10                                  Постарайтесь проникнуть в творческую лабораторию писателей и "угадать", какое из заключенных в скобки слов было ими использовано. Запишите в тетради выбранный вариант.   Работа по карточке                                                                                                                 1 вариант. 1) Владимир встал и пош…л искать дороги домой, но еще долго (блуждал – бродил) по (не)знакомому лесу, пока не попал на тр…пинку. (А. С. Пушкин)
2) Горные (верхушки – вершины) спят во тьме н…чной. 
(М. Ю. Лермонтов)
3) В гости(н, нн)ой сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом – взором). 
(И. С. Тургенев).
4) Дипломат говорил спокойно и величаво, разв…вая какую-то (идею – мысль). 
(Ф. М. Достоевский)                                                                                                                                 2 вариант
1) Белинский (владел – обладал) (не)обыкнове(н,нн)ой прон…цательностью и уд…вительно светлым взглядом на вещи. (Н. А. Добролюбов)
2) Даша взяла горсть камешков и (не) спеша (бросала – кидала) их в воду. 
(А. Толстой)
3) Характерные черты (внешности – наружности) Тополева  послужили  бл…годатным материалом для художника. 
(В. Ажаев)
4) Всей душой она (хотела – желала) помоч(?) этому человеку. 
(В. Кочетов)

Слайд № 11

   Задание. Прочитайте предложение. И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. (А. Чехов)              

Какой прием художественной выразительности используется в нем?

Какие лексические единицы образуют градацию?

Распределите слова-синонимы в графы таблицы. Выполнив это задание, сделайте вывод.

Нейтральное

Книжное

Разговорное

 

 

 

Идти, шествовать, плестись; жадный, завистливый, алчный; гигантский, здоровенный, большой; дрыхнуть, почевать, спать; ходатайствовать, просить, клянчить; заплакать, зарыдать, разреветься.

 Закончите предложение фразеологизмами    (устно)               Слайд № 12

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост.)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее) у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как... (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).

Главная  задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

Слайд № 13

 Укажите предложение, в котором использованы контекстные антонимы.            

Во внешнем мире герои последней повести погибают, в волшебном царстве Аслана они продолжают жить.

Чем больше маленький человек тянется вверх, тем меньше предметы внешнего мира.

Был он человек мудрый, а мудрые люди знают, что важное можно рассказать в сказке.

Слайд № 14  Картина изображения лексических категорий

 Тест (компьютерный) по теме «Лексика». Выставление оценки в оценочный лист

Подведение итогов урока:

 -  Вы провели кропотливую работу по разным направлениям. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы слова  поэта Ф. Васильева послужили вам добрым советом:  

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

        Оно то жаворонком в выси,

        То медью траурной поет,

        Покуда слово сам не взвесил,

         Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

          Пусть ненароком, пусть любя,

          Подумай, как бы не ударить.

          Того, кто слушает тебя.     (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Итоговая оценка будет выставлена в оценочный лист после проверки тетрадей

Домашнее задание:  Отредактировать текст или упр.                                                                                 1. Здесь имеется в виду уже не только конкретно, там, а что в любом случае всегда контекст идет на личную свободу, на право, так сказать, высказывания того, что их все-таки сегодня уже нет, того понятия, что, как раньше, «висел дамоклов меч» – если я чего-то сказал, то меня должны за это, так сказать, наказать или куда-то, то это у них нет уже.

2. Понятно, что они, обладая наибольшим пониманием всех постановлений, всех процессов социальных, которые сейчас проходят, ну и понимают, и дело могут, понятно, что могут и объяснять нормально: что, чего происходит, донести до обычного обывателя, тем более что – я ссылаюсь все на учителей и врачей – что они постоянно все-таки с простым человеком имеют дело, там контактируют, знают его язык, знают, чем, каковы его интересы и как ему надо сказать.

3. Корреспонденты наши – они тактику ведут однолинейную. У них нет разновидности. У них все одно. Они как поставили одну задачу, они ее и производят. Но здесь надо еще так понимать, что надо здесь обширность сделать такую, а что именно, надо анализировать то, что оно необходимо. То, что у нас расплывчато, у нас обрисовывают все, а если когда у нас действительно надо, чтобы до человека дошло, ему надо точнее данные давать, а не то, что может быть или как-нибудь, так сказать, разнообразие. Поучительно, что большая часть приведенных выше ошибок спровоцирована желанием говорящих сделать свою речь более весомой и яркой, чем она бывает обычно. Для этого они употребляют звучные иноязычные слова, книжные выражения, усложняют конструкцию предложения, придумывают новые, как им кажется, более выразительные слова. Разве не так же часто поступают и ученики?

Рефлексия: Заполните карточку        

Ф.И.

Лингвистическая разминка

Угадай словарь

Исследование текста

синонимы

тест

выступление

Итоговая оценка

На уроке я работал

Активно пассивно

Урок мне показался

коротким

длинным

Материал урока мне был

понятен/ непонятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

За урок

устал/ не устал

Домашнее задание мне кажется

легким/трудным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема конспекта урока "Деление чисел с разными знаками"

Конспект урока по математике 6 класс, учебник Виленкин Н.Я....

Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" (Математика, 6 класс).

Основная цель: побудить интерес к математике и научиться складывать числа с помощью координатной прямой...

План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"

Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....

конспект урока "Сложение чисел с разными знаками"

Урок обобщения и систематизации знаний...

Конспект урока: " Сложение дробей с разными знаменателями"

Урок №96Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Сложение дробей. Свойства сложения»Цели.Предметные результаты:Сформировать у учащихся умение складывать дроби с разными знаменателями.Метапредметные и ...

Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс

На данном уроке обучающиеся не только повторяют и закрепляют умения складывать числа с одинаковыми и разными знаками, но и выясняют, какими качествами должен обладать настоящий друг вместе с героями м...