Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Касаткина Светлана Михайловна

На данном уроке обучающиеся не только повторяют и закрепляют умения складывать числа с одинаковыми и разными знаками, но и выясняют, какими качествами должен обладать настоящий друг вместе с героями мультфильма "Отшельник и роза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2010.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г. Павлово

Тема урока:                 «Сложение чисел с разными знаками»

Тип урока:                         урок по формированию умения применять знания

Предмет:                         математика

Авторы учебника:         Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс:                        6Б

Учитель:                         Касаткина С.М.

Работа представлена для участия

в районном смотре-конкурсе

«Открытый урок 2010»

Павлово, 2010

Тема урока:  «Сложение чисел с разными знаками»

Основная цель урока:

формирование прочного навыка сложения положительных и отрицательных чисел.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить знания на сложение отрицательных и положительных чисел;
  • продолжить формировать умение сравнивать отрицательные числа, решать уравнения, содержащие модуль числа;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание и различные виды памяти;
  • развивать аргументированную математическую речь;

воспитательные:

  • совершенствовать личностные качества учащихся (чувства ответственности, взаимоподдержки, уважения)
  • выявить черты настоящего друга;
  • развивать коммуникативные навыки в ходе фронтальной  и групповой работы.

Средства для проведения урока

  • компьютер, проектор;
  • презентация;
  • листы с заданиями (на каждой парте);
  • тучка и солнышко из цветной бумаги (у каждого учащегося)
  • карточки со знаками «+» и «-» (у каждого учащегося)
  • плакат «10 законов дружбы»

Этапы урока

  1. Оргмомент                                                                        2 мин
  2. Формулировка  цели урока                                                        1 мин
  3. Актуализация знаний                                                        10 мин
  4. Упражнения  на закрепление знаний                                        25 мин
  5. Подведение итогов урока                                                        3 мин
  6. Организация работы дома                                                        3 мин
  7. Рефлексия                                                                        1 мин

        

Конспект урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, тучку – если плохое. Каким бы не было ваше  настроение, я думаю, что за урок оно у вас только улучшится. Итак, настроились на работу.

Давайте проверим домашнее задание (учащиеся проверяют свои картинки с образцом учителя по слайду).

II. Формулировка цели урока

Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Тема нашего урока сегодня «Сложение чисел с разными знаками». Как вы думаете, чем вы сегодня будете заниматься? (Дети пытаются формулировать цель урока).

Правильно, ребята. Сегодня вам нужно выработать навыки сложения отрицательных чисел, отрицательных и положительных  чисел, развивать логическое мышление, умение работать в паре и группе. А помогут вам в этом герои сказки Б.В. Заходера «Отшельник и роза» маленький рак по имени Отшельник и морская роза. Давайте познакомимся с героями (видеофрагмент мультфильма).

III. Актуализация знаний

        

Устная работа.

  1. Ответьте на вопросы:  

Как сложить два отрицательных числа?

 Как сложить два числа с разными знаками?

Чему равна сумма противоположных чисел?

Что такое модуль числа а?

Как сравнить два отрицательных числа? отрицательное с положительным?

  1. Правильно ли расположены числа в порядке возрастания (слайд):  

-21,5;  -11;  -10,2;  -10,5;  -7;  3,2;  10?

        3. Определите знак суммы, не вычисляя значения выражений (слайд):

а)         -742 + 92;                  в) -4,55 + 45,5        д) -1 + 727/542

б) 6,1 + (-5,637)                г) -1 + 542/727        е) 16/949 + (-14/949)

(Учащиеся поднимают карточки со знаком «+» или «-»)

        4.  Для того чтобы определить о чем сказка, решите следующие примеры (слайд):

                а) (-4) + (-10)                в) (-21) + (-29)        д) (-3,4) + 3,4

                б)  8 + (-28)                г) (-103) + 13                е) 3/7 + 1 + (-3/7)

0

20

-50

1

-14

-90

-20

б

е

у

а

д

ж

р

                        дружба

Мы с вами на уроке будем не только решать математические задачи, но и говорить о дружбе.

Герои сказки рак отшельник и роза мечтали найти себе друзей, которые жили в Алом городе. Но по пути в этот город их подстерегало много опасностей: их мог уколоть морской ёж, пронзить своим острием рыба-стрела, напасть морской дьявол. Но самым страшным врагом для них была госпожа Ка. Когда они встретились,  маленький рак крикнул: «Спасайся, роза» и бросился на каракатицу. Но щупальцы госпожи Ка были тверды как железо… И отшельник, конечно, бы погиб…  Но роза выпустила свои жгучие стрелы и убила каракатицу. А когда мгла рассеялась, море снова стало синим, синим.… Это и был Алый город. Отшельник и роза вместе воскликнули: «Я не хочу искать никаких друзей, кроме тебя!» (видеофрагмент из мульфильма).

Ребята, как вы думаете, почему герои сказки так решили? (потому, что они поняли, что они и есть настоящие друзья).

Давайте выясним, какими качествами должны обладать друзья.

IV. Упражнения на закрепление знаний

1.  Найти примеры с одинаковыми ответами (слайд):

        (Ребята решают в паре, 1 вариант решает в тетради первый столбик, 2 вариант решает 2 столбик, у доски в это время решают два человека)

        1)  -4 + (-5)                1)  -3 + (-8)

        2)  -2 + (-9)                2)  -0,6 + 5,2

        3)  -1,2 + 5,8                3)  -3 + (-6)

        4)  9 + (-9)                4)  -21 + 11

        5)  -7,2 + (-2,8)        5)  -0,01 + 0,01

        6)  -23,6 + 3,6                6)  -3,8 + (-16,2)

4,6

0

-10

-20

-9

-11

м

о

щ

ь

п

о

                        помощь

Отшельник и роза не погибли только потому, что помогли друг другу в беде. Вы хорошо справились с заданием потому, что тоже помогали друг другу.

2.  Вычислите: (у доски решает один ученик, остальные в тетрадях)  (слайд)

     

  1. Физкультминутка.

Пора немного отдохнуть, продолжая разговор о дружбе. Я буду называть качества, которым должен обладать друг, а вы если согласны, то сидите, если не согласны, то встаете.

Друг должен быть:

        равнодушным,

        оказывать помощь,

        уважать других,

        требовательным к себе и другу,

        злым,

        скрытным,

ненадежным,

добрым.

4.  Задание «Расшифруй слово»  

Какими же еще качествами обладает настоящий друг?  Узнаем, когда выполним следующее задание в группах.  (Ребята работают в разносоставных группах, 6 групп по 4 человека,  у каждой группы свой набор выражений, которые напечатаны на листах и разложены на партах до начала урока).

1 группа                        2 группа                        3 группа

4)  -1,45 + 25                        1)  3,4 + (-2,4)                        1)  3,4 + (-2,4)

5)  -6,7 + 2,9                         4)  -15,6 + 11,3                4)  5,3 + (-4,7)

6)  4,1 + (-3,2)                        7)  8,34 + (-4,17)                6)  -44,4 + (-6,6)

        7)  -3,425 + 6,525                2)  -6,7 + 2,9                        3)  -1,45 + 25

        8)  8,2 + (-10,2)                6)  1,001 + (-1,1)                9)  -2,4 + (-2,4)

        1)  -7,2 + (-3,5)                3)   -15,6 + 11,3                5)  7,2 + (-5,8)

        2)  -2,4 + (-2,4)                9)  -44,4 + (-6,6)                2)  -6,7 + 2,9

        3)  1,001 + (-1,1)                8)  -0,25 + (-0,25)                7)  -1,45 + 25

        (Ответ: верность)                (Ответ: поддержка)                8)  5,3 + (-4,7)

                                                                        (Ответ: понимание)

        4 группа                        5 группа                        6 группа

        1)  -3,5 + 3,5                        1)  -0,25 + (-0,25)                1)  -6,7 + 2,9

        5)  -2,4 + (-2,4)                5)  5,3 + (-4,7)                        5)  -44,4 + (-6,6)

2)  -7,2 + (-3,5)                2)  1,001 + (-1,1)                2)  18 + (-4,5)

7)  5,3 + (-4,7)                        6)  -0,25 + (-0,25)                6)  -1,45 + 25

3)  -44,4 + (-6,6)                3)  5,3 + (-4,7)                        3)  -2,4 + (-2,4)

8)  -2,4 + (-2,4)                4)  -3,425 + 6,525                7)  5,3 + (4,7)

4)  8,34 + (-4,17)                7)  -44,4 + (-6,6)                4)  -16,9 + 10

6)  -1,45 + 25                        (Ответ: критика)                8)  -2,4 + 2,4

(Ответ: уважение)                                                 (Ответ: обещание)

А

Б

В

Д

Е

Ж

З

И

К

М

Н

-51

13,5

-10,7

-4,3

-4,8

4,17

300

0,6

-0,5

1,4

23,55

О

П

Р

С

Т

У

Ч

Щ

Ы

Ь

-3,8

1

-0,099

0,9

3,1

0

-9,1

-6,9

-1,6

-2

А теперь давайте сформулируем «10 законов дружбы». (Ребята думают и предлагают ответы). На слайде последовательно появляются «10 законов дружбы».

5.  Небольшой тест на проверку знаний учащихся.  (слайд)

        1.  -3 +  8

        а) -11;                б) 11;                в)  -5;                г) 5

        2.  -15,4 + 8

        а)  -23,4;        б)  -7,4                в)  23,4;        г)  7,4

        3.

а) ;           б) ;               в) ;           г)  

4.   

а)  ;           б) ;                 в)  ;                г)

Проверка по слайду.

Ребята, поднимите руку, у кого все правильно.

У кого одна ошибка?  (Выяснить в каком выражении)

У кого две ошибки? (Выяснить где)

V. Итог урока

Давайте подведем итоги урока

Что надо сделать, чтобы сложить два отрицательных числа?

Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?

А как вы считаете, ваш класс дружный?  (дети рассуждают)

Чтобы ваш класс стал еще дружнее, примите «10 законов дружбы» и старайтесь их выполнять. Тогда вы приобретете настоящих друзей.

VI. Организация домашнего задания

 

 № 1081 (ж – л), 1082

VII. Рефлексия

Сегодня вы работали очень хорошо. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке.

Поднимите солнышко, кто доволен своей работой. А если вы были не совсем активны, то поднимите тучку. 

Спасибо за урок. Будьте внимательны к своим друзьям, не предавайте их.

Урок закончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи...

Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" (Математика, 6 класс).

Основная цель: побудить интерес к математике и научиться складывать числа с помощью координатной прямой...

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Умножение и деление чисел с разными знаками"

Урок математики 6 классОбобщающий урок по темам: «Умножение и деление чисел с разными знаками»Цели урока: обучающие:·        обобщение и систематизац...

Конспект урока по математике в 6 классе "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Технологическая карта урока и презентация по математике в 6 классе по ФГОС к УМК под редакцией Виленкина Н.Я....

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...

Конспект урока математики "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" (6 класс) с использованием технологии критического мышления

Цель урока: Изучить и отработать алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знакамиЗадачи урока:Образовательная:- изучить правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными зна...

Конспект урока " Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками".

цель урока вести правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. В ходе урока показать необходимость глубоких знаний при решении более сложных задач. Развивать у учащихся логическое м...