10 класс_Языковая норма_Урок-дискуссия.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок_дискуссия по вопросу "Языковая норма. Быть или не быть - вот в чем вопрос?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_yazykovaya_norma_urok-diskussiya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №124» города Барнаула Алтайского края

Проект урока

Русский язык, 10 класс, «Языковая норма. Быть или не быть - вот в чем вопрос?»

Урок-дискуссия.

Автор Залескова Ирина Владимировна.

Педагогический стаж – 13 лет,

Высшая квалификационная категория.

Барнаул, 2012

Основные этапы урока-дискуссии.

Этап 1-й, введение в дискуссию:

Цель урока-дискуссии: обсудить проблемный вопрос «Может ли общество обойтись без языковых норм?» в ходе дискуссии.

Время проведения – 40 минут.

Учащиеся располагаются в пространстве класса по кругу.

Ключевые понятия дискуссии.

     Ведущими понятиями на уроке станут понятия «русский язык как государственный»,  «языковая норма», особенности языковой нормы: устойчивость, общераспространенность, обязательность и системность, «общество».

     Учащимся предъявляется проблемная ситуация через основной вопрос дискуссии «Может ли общество обойтись без языковых норм?

     На стадии «Вызова» учащиеся  выполняют Ассоциативную карту «Языковая норма», составляют кластер, в котором выявляют черты языковой нормы.

Этап 2-й, обсуждение проблемы.

Обозначение круга дополнительных вопросов.

1) Актуально ли понятие «языковая норма» для современного русского языка? Ответ аргументируйте.

 2) Что значит «вариативность норм литературного языка» и не входит ли это явление в противоречие с понятием нормы и признаком обязательности языковой нормы? Ответ аргументируйте.

 3) Ограничивает ли языковая норма коммуникативную свободу человека? Почему важно умение действовать стилистически? Объясните, используя примеры речевых ситуаций (из художественной литературы, из вашего опыта, из СМИ). Ответ аргументируйте.

Учащиеся обмениваются мнениями по каждому вопросу, собирают максимум мнений и предложений, соотносят их друг с другом  путем взаимодополнение, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

Работа наименее активных участников дискуссии может стимулировать вопросами: «А как считаете вы?», «Вы согласны с данной точкой зрения?»

Для эффективности группового осуждения предлагаем учащимся использовать речевые клише: 

уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в  виду, когда говорите, что...?», «Как вы докажете, что это верно?»);

парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»);

демонстрация непонимания - побуждение студентов повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в  виду. Уточните, пожалуйста»);

«сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в  том, что говорите?»).

 Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

В ходе дискуссии учащиеся придут к выводу о том, что  без полноценной языковой нормы и без идеалов хорошей речи статус государственного для русского языка невозможен. 

Языковая норма обязательна при использовании русского языка в качестве государственного языка РФ. Ответят на вопрос темы урока.

Выработают согласованное мнение и примут решение о том, что общество не может обойтись без языковых норм.

Учащимся посмотрят фрагмент «Ералаш» журнала об отрывке Н.В.Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде…», который настроит учащихся на дальнейшее осмысление проблемы.

 Напишут итоговое эссе «Может ли общество обойтись без языковой нормы?»

Произведут совместную оценку эффективности дискуссии в  решении обсуждаемой проблемы «…быть или не быть языковой норме?» , позитивного вклада каждого в  общую работу.

 

Список литературы для подготовки к дискуссии.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988.

Комментарий к Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации». Ч. 1: Нормы современного русского литературного языка как государственного

Комплексный нормативный словарь современного русского языка) / ред. Г. Н. Скляревская, Е. Ю. Ваулина. СПб., 2007.

Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

      5. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1998.

     6. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации // Российская газета. 2005. 7 июня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе. Языковой анализ пейзажей в финале «Тихий Дон»

Тип урока: развитие речи.Жанр: лабораторная работа с текстом.Оборудование: 1) портрет М. А. Шолохова,                      2) раздаточный материа...

Учебная презентация к уроку литературы в 6 классе "Языковые особенности сказа Н. С. Лескова "Левша"

Учебная презентация построена на основе статьи, опубликованной в журнале "Литература в школе" № 6 в 2000 году...

Мастер – класс «Языковая цепь»

В материале представлен прием "Языковая цепь", используемый на уроке английского языка. Также данный прием возможно использовать на любом другом предмете....

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10 классов « Языковой практикум по английскому языку »

Элективный курс «Языковой практикум по английскому языку» выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь учащимся подготовиться к сдаче экзамена в фо...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса «Языковая интервенция – да или нет?»

Разработка урока по культуре речи, может использоваться при изучении темы "Лексика" в 7 кл...

Рабочая программа для 11 класса (языковая группа) по курсу «Успешный английский язык»

          Данная рабочая программа для 11  класса (языковая группа) по курсу «Успешный английский язык» разработана в соответствии с примерной программ...