Разработка урока по русскому языку для 7 класса «Языковая интервенция – да или нет?»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Болдырева Лариса Витальевна

Разработка урока по культуре речи, может использоваться при изучении темы "Лексика" в 7 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока- диспута  по русскому языку для 7 класса на тему

«Языковая интервенция – да или нет?»

                                                   

                                                                   Разработчик Болдырева Л.В., учитель высшей категории

Цель: выявление современных путей развития русского языка.

Задачи:  дать учащимся представление о позитивных и негативных  явлениях в современном русском языке; развивать логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения; прививать культуру ведения диалога.

Предварительная подготовка:

1) накануне проводится  анкетирование учащихся

2) группа «статистов» обрабатывает анкеты и в соответствии с результатами анкетирования делит учащихся на 2 команды

Ход урока

I. Слово учителя

        Не случайно в последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Ученые – лингвисты бьют тревогу – русский язык теряет свои краски, засоряется, вымирает. Но есть и другая группа ученых – они считают, что с русским языком ничего страшного не происходит, он живет по своим законам. Попробуем и мы сегодня разобраться в этом вопросе. Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?

II. Слово группе «статистов»

        По результатам анкетирования выяснилось: 80% класса считают, что язык гибнет. Эти ребята войдут в команду под названием «Катастрофа!».

20% опрошенных уверены, что язык не гибнет, а развивается по своим собственным законам. Эту команду мы назовем «Все нормально!».

Нам предстоит выслушать точки зрения двух дискутирующих сторон.

III. Выступления команды «Катастрофа!»

        1. «Мы считаем, что русский язык гибнет, так как этому есть ряд объективных причин:

1) в СМИ используют много жаргонизмов;

2) в бытовой и официальной сфере используют неоправданно много иноязычных слов;

3) много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок в рекламе, объявлениях, инструкциях, на вывесках – и никого это не смущает!;

4) закрываются русскоязычные школы в странах ближнего Зарубежья». (Материалы см. в «Приложении»)

        2. Инсценировка

        Инсценировка отрывка из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»        

Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин (муж Эллочки).

        Автор: Словарь Александра Сергеевичпа Пушкина по подсчету исследователей  составляет 20 000 слов. Жена инженера Щюкина, Эллочка Щюкина, легко и свободно обходилась тридцатью.

        Вот слова, которые она выбрала из великого и могучего русского языка.

        Эллочка: Хамите! Хо-хо!

        Автор: выражает в зависимости от обстоятельств восторг, призрение, ненависть, радость.

Эллочка:  Знаменито! Мрак! Жуть!

        Автор:  При встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча» - «хорошая встреча»

Эллочка: Парниша.

        Автор:  обращение ко всем знакомым мужчинам.

Эллочка:  Не учите меня жить! Красота! Поедем на извозчике!

        Автор:  При общении с  мужем

Эллочка:  поедем на таксо.

        Автор:   При общении с другими мужчинами

Эллочка:  У вас вся спина белая.

        Автор:   Шутка. Остальное небольшое количество слов - придаточное звено между Эллочкой и продавцами магазинов.

        Эрнест Павлович Щюкин - несчастный муж Эллочки,  не подозревавший о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подорван.        

         Щюкин:  Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья?

Эллочка:  Хо-хо.

        Щюкин:   Нет, в самом деле?

Эллочка:  Блеск!

        Щюкин:   Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь?

Эллочка:  Ого!

        Щюкин:   Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что?

Эллочка:  Хамишь, парниша!

        Щюкин:   Что же делать?

Эллочка:  Подумаешь!

        Щюкин:   Ты живешь не по средствам.

Эллочка:  Шутишь!

        Щюкин:   Да-да, не по средствам!

Эллочка:  Не учите меня жить!

        Щюкин:  Нет, давай поговорим серьёзно! Я получаю 200 рублей…..

Эллочка:  Мрак!

        Щюкин:   Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею….

Эллочка:  Жуть!

        Щюкин:   Вот что: так жить нельзя, нам нужно разойтись.

Эллочка:  Хо-хо!

        Щюкин:   Мы не сходимся характерами.

Эллочка:  Шутите!

        Щюкин:   И откуда у тебя этот идиотский жаргон?

Эллочка:  Не учите меня жить!

        Щюкин:   Нет, это не выносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу.

Эллочка:  Красота!

        Автор:   Муж ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от своих словечек. Эллочка стала искать подходящие слова.

Эллочка:  У тебя вся спина белая!

        (Эллочка и Щюкин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны).

        

       Группы учащихся высказывают свое мнение о том, какое впечатление производит человек с ограниченным словарным запасом.

       После выводов учитель говорит о том, что ситуация, описанная И. Ильфом и Е. петровым, относилась к первой половине ХХ столетия, однако русский язык не был побеждён такими как Эллочка. Педагог ставит вопрос о невозможности справиться и с нынешними трудностями в современной лингвокультурной ситуации.

IV. Выступления команды «Все нормально!».                                                                                                                   По поводу скудного словарного запаса некоторых носителей языка и большого числа ошибок в СМИ нам возразить нечего, мы согласны с оппонентами в отрицательной оценке этих явлений. Но в то же время мы считаем, что положение не катастрофическое,  и хотим привести ряд аргументов.

1) По поводу иноязычных слов мы думаем, что есть некоторые стороны нашей жизни, например работа на компьютере, где невозможно не использовать заимствованные слова, т.к. именно они, а не наши, русские, обслуживают эту сферу деятельности. (Учащийся приводят примеры таких слов: ноутбук, браузер, монитор, винчестер и др. )

2) По поводу жаргонизмов наша группа считает, что жаргонные слова имеют право на жизнь, т.к. помогают более точно, ярко, эмоционально и коротко, доходчиво выразить мысль».

       Учащиеся зачитывают и сопоставляют два текста: «О случившемся на балу у графа» и «Об одной фишке во время клёвой тусовки».

О случившемся на балу у графа

Господа, вчера графиня давала бал. Светская львица знает толк в этих делах. Бал был отличный!

        Только вот одна молодая особа заставила кое-кого поволноваться. Юная ветреница, спешу заметить, прехорошенькая особа, кружилась в танце весь вечер. Хозяйка бала была в восторге от устроенного ею раута, даже подсчитала, сколько сердец пронзили стрелы «амура». Но каково же было её удивление, когда в числе поклонников юной Афродиты она увидела и своего мужа, старого графа. Он кружился с ней в вихре вальса, ланиты его пыли пылали, а с уст не сходили слова любви и пылких признаний.

        О времена, о нравы!

        

        Рассказ с использованием молодёжного сленга об аналогичном происшествии на «тусовке» заранее составляет инициативная группа из второй команды.

        Ребята делают выводы о том, что похожие события воспринимаются по-разному в зависимости от употреблённых их участниками слов. (Некоторые из реальных участников диспута отстаивали право на употребление жаргонизмов, т.к. тогда «все становиться понятнее, красочнее», другие утверждали, что жаргонизмы огрубляют речь, делают её примитивнее.)

        В качестве аргумента в споре зачитывается также сочинение о русском языке как о едином организме, где проводится мысль о том, что в развитии языка все явления имеют право на существование: со временем язык их или изживет, или определит на своё место.

V. Обсуждение позиций двух сторон

           Команды «Катастрофа!»     Яркой чертой в языке на сегодня считается засорение речи заимствованиями. Засилье иностранных слов в русском языке вызывает обеспокоенность (спонсор, шоу, паблисити (реклама), дисплей (экран), сэндвич (бутерброд), хит (шлягер)).

Порог допустимости иностранных слов явно завышен В подтверждение этому – стихотворение Н.П.Колесникова:

        У торговца, у послов

(да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу хау, чартер,

Тюнер, плейер, бартер,

Консенсус, саммит, зомби,

Картер, брокер, лобби,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер,

Фьючерс, дайджест, рейтинг,

Имидж, спонсор, серфинг,

Шоу, таймер, бизнес,

Брифинг, картридж, фитнесс,

Модем, файтер, клиринг,

Селинг, лизинг, дилинг,

Плоттер, триллер, дилер,

Пейджер, рэкет, киллер…

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему…

        Выяснение вопроса о сближении позиций двух команд

VI. Подведение итогов. Слово учителя

        Ребята, сегодня мы с вами обсуждали пути развития русского языка - диспут состоялся.

        Безусловно, наш язык – живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определенные рамки. Поэтому отчасти,  безусловно, правы обе команды. Но если говорить о том,  что язык проходит необходимый этап развития, то, наверно, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это «развитие», если вместо девушек и барышень у нас по улицам ходят «чувихи», «гёрлы», «чиксы» и «тёлки»? Может быть, вектор этого развития направлен не в ту сторону, и язык, наш русский язык, подаёт нам сигналы «SOS», показывая, что творится что-то неладное?

        Русский язык богат чудесными словами. Например, «Хорошо» - зачем говорить пустое «Ок». Или «Здравствуй» (будь здоров) – к чему «Hello!»; «прощай» (прости меня), «до свидания» (свидимся) – зачем чужое «By!»; «спасибо» (спаси, Бог). Давайте подумаем над этим. Ведь культура общества начинается с каждого из нас.

       И закончить урок хотелось бы словами замечательного писателя Ивана Сергеевича Тургенева:  «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык….»

Домашнее задание        

      Написать сочинение  на тему «Что происходит с языком?»  с использованием материалов данного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...