Действительные причастия прошедшего времени - урок 3
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 29 - 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 29 (7 класс)

Тема: Действительные причастия прошедшего времени (§17)

Цели:  а) познакомить учащихся с образованием действительных причастий

                прошедшего времени;

б) отработать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её;

в) повторить правило написания гласных в суффиксах действительных причастий   настоящего времени;

г) р/р. Уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени.

Урок № 3

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания. ( § 16, выучить правило; упр. 94*, 93.)

— Какого стиля текст упр. 94?          (Художественный)

— Перечислите использованные в тексте причастия.

—Объясните орфограммы.

— Фонетический разбор выполняется на доске.

Тетради с домашней работой (выборочно)  собираются на проверку.

3. Работа со словарными словами. 

На доске записаны слова:

силуэт, поразительный.

Определите лексическое значение слова   силуэт.         

К данному слову подберите действительное причастие настоящего времени, запишите полученное словосочетание   (причастие + зависимое слово).

Перестройте словосочетание так, чтобы причастие стало главным словом.

Подберите синонимы к глаголу поразить (поразить — изумить).

        Урок 29 (3)

        (7 класс)

* Подберите к глаголу     поразить    глагол другого вида.

От глагола поражать образуйте действительное причастие настоящего времени.

Можно ли образовать действительное причастие настоящего времени

       от слова   поразить ? Почему?

4. Новая тема. (§ 17)

Глагол

поразить (св)

поражать (нсв)

Действ. прич. наст. вр.

    



Поражающий


Действ. прич. прош. вр.

поразивший

поражавший

Запись на доске.

Выделите основы в глаголах и в причастиях.

 На гласные или согласные они заканчиваются?

Выделите формообразующие суффиксы у причастий.

Изучение материала учебника на странице 45.

— От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются

     действительные причастия прошедшего времени?

Расскажите о написании суффиксов   -вш-  и  -ш-   в действительных причастиях прошедшего времени.

— Какую гласную перед суффиксом надо писать в действительных причастиях прошедшего времени?

        Урок 29 (3)

        (7 класс)

3апись в тетради и на доске.

Глагол

замёрзнуть (св)

замерзать (нсв)

Действ, прич. наст. вр.

         

замерзающий

Действ, прич. прош. вр.

замёрзший

замерзавший

 Что происходит с суффиксом -ну- при образовании действительных

     причастий прошедшего времени?

(суффикс -ну- выпадает при образовании причастия).

— Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных   е   неопределённой

    форме глагола?

9. Закрепление.

Задание 1.    

Упр. 95    (выполняется по цепочке).

Задание 2. 

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени.

 Выделите формообразующие суффиксы причастий, объясните выбор гласных в суффиксах.

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум,

 полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна,

повлёкший за собой, волнующиеся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

Урок 29 (3)

        (7 класс)

Задание 3. 

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени.

Скатываться, беречь, делать, продрогнуть, переправить, преодолеть, стелить, вырасти, раскинуться, жить, испечь, обессилеть.

Разберите глаголы из задания по составу, в образованных причастиях выделите основы и формообразующие суффиксы.

 От каких глаголов нельзя образовать действительных причастий

     настоящего времени?

Составьте и запишите с каждым из глаголов словосочетание так, чтобы в первом случае причастие было главным словом, а во втором—зависимым.

Задание 4.        Упр. 97 (выполняется самостоятельно).

Первые три человека, выполнившие раньше всех упражнение, получают оценки.

(Или по выбору)

6. Выводы по уроку.

— В чём отличие образования действительных причастий прошедшего времени от  действительных причастий настоящего времени?

— Отчего зависит выбор гласной перед суффиксом в действительных причастиях

прошедшего времени?

……………………………………………………………………………………………………

7. Домашнее задание.        § 17; выучить правило на стр. 45; упр. 98,   * 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действительные причастия прошедшего времени (план-конспект урока)

План-конспект урока русского языка в 7 классе....

"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.

  В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....

Презентация к уроку русского языка Действительные причастия прошедшего времени

Презентация к уроку русского языка Действительные причастия прошедшего времени...

Конспект урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Конспект урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени"

Технологическая карта урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени" позволит организовать учебный процесс по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС....