Урок русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvitelnye_prichastiya_proshedshego_vremeni.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Действительные причастия прошедшего времени.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями образования действительных причастий прошедшего времени, правописанием гласных в суффиксах;
  • развивать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени;
  • развивать пунктуационные навыки на материале предложений с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени;
  • уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями, заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

Метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Методы и формы обучения: проблемный, деятельностно - практический методы, индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую часть речи мы изучали на прошлых уроках? (Причастие).

Учитель: В.И.Даль дал такое определение: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Согласны ли вы с таким мнением?

  1. Актуализация знаний.

Работа с эпиграфом: Не уме…щий ходить портит дорогу.

                                      Не уме…щий говорить портит….(речь)

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы? Найдите причастия, назовите суффиксы. Определите, какие они: действительные или страдательные?

Беседа по вопросам:

  1. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
  2. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
  3. От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
  4. Расскажите алгоритм выбора гласной в суффиксе действительных причастий настоящего времени?
  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Итак, мы вспомнили, как образуются действительные причастия настоящего времени и от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия. А теперь предлагаю вам разработать алгоритм выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Образуйте от представленных глаголов причастия прошедшего времени и сделайте вывод, когда используется суффикс –вш-, а когда суффикс –ш-: везти, нести, думать, смотреть.

Вывод: если основа глагола оканчивается на согласный, используем суффикс –ш-, а если на гласный – суффикс –вш-.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

На доске записано предложение: Человек увид…вший зимний лес не сможет забыть его никогда.

Учитель: Найдите причастие. Расставьте недостающие знаки препинания. Какую гласную вы написали перед суффиксом причастия? Почему?

Работа в группах над составлением алгоритма выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Учитель: Запишите в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом –л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после знакомства с материалом учебника мы запишем действительные причастия пришедшего времени.

Засеял поле, зависел от  обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.

Итоговая запись будет выглядеть так:

Засеял –засеять – засеявший.        

Зависел – зависеть – зависевший.

Затеял – затеять – затеявший.

Услышал – услышать – услышавший.

Увидел – увидеть – увидевший.

Заклеил – заклеить – заклеивший.

Вывод: Написание гласной в глаголах прошедшего времени перед -л- и в действительных причастиях прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в инфинитиве перед –ть.

     5)Физкультминутка.

Если причастие настоящего времени – наклон влево, прошедшего времени – вправо: входящий, видевший, несший, улыбающийся, слышащий, бежавший, читавший, пылающий, пишущий, вяжущий, смотревший, опустевшие.

  1. Первичная проверка понимания

Учитель: Запишите словосочетания, графически объяснив выбор гласной перед суффиксом причастия: расе…вшийся туман, встрет…вший на вокзале, завис…вший от погоды, ла…вшие собаки, ужал…вшая оса, постро…вший здание, направ…вший к дому, расста…вшие тучи, покле…вший обои.

  1. Первичное закрепление.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

     8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

     9) Рефлексия.

Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)

познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...

Презентация к уроку по теме: "Образование страдательных причастий прошедшего времени"

Презентация включает в себя краткую структуру урока, объяснение материала и физминутку...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...