Краткие страдательные причастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 32 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_32._kratkie_stradatelnye_prichastiya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 32 (7 класс)

 Тема: Краткие страдательные причастия (§ 15,20)

Цели:  а) познакомить учеников с краткими страдательными причастиями;

            б) рассказать о роли страдательных причастий в предложении;

в) повторить краткие прилагательные;

г) формировать орфографические умения и навыки.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания. 

( § 19, выучить правило на стр. 51—52; выучите правописание словарных слов; упр. 109.)

Тестирование. (ПР\Р)

1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:

    а) строить; б) кормят; в) гонишься; г) выйти.

2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:

    а) усиливать; б) получить; увлекаться; г) решать.

3. Найди слово, в котором пишется буква -е-:

    а) завис..мый; б) вид..мый; в) реша..мый; г) движ..мый.

4.Найдите слово в котором пишется буква -я-:

        а) приближающийся;  б) кле..щий; в) клокочущий; г) кол..щий.

5. Найдите слово, в котором пишется буква -ю-:

        

    а) строящийся; б) рокоч..щий; в) брезжащий; г) стелющийся.

6. Отметьте четвёртое «лишнее» слово:

        

    а) смеющийся;   б) покрывшийся; в) застывший; г) у заросшей.

7. Найдите четвёртое лишнее слово:

    а) поднятые; б) заброшенные; в) оклеенный; г) сгораемый.

        Урок 32

        (7 класс)

Проверка тестирования.

3. Запись предложения для синтаксического разбора.

Сегодня утром увидел, что под ветлой мелкие ветки разбросаны только

 с одной стороны. 

                                                                                                                       (Ф. Нестеров)

Составьте схему предложения.

Дайте характеристику первому предложению (устно).

Назовите главное предложение, придаточное.

 Какой вопрос вы зададите от главного предложения?    

Выпишите из предложения  слова   мелкие   и   разбросаны. 

 Какие  это части речи?

Определите разряд и грамматическое значение прилагательного. Запишите его в краткой форме.

— От какого слова образовано причастие?

— Вспомните, сколько  -нн-  нужно писать в кратких прилагательных?

Перестройте полные прилагательные в краткие:

   красный, туманный, опасный, великолепный, длинный, ясный.

4.   Новая тема.        Запись на доске:

На письменном столе лежали фразы,         Статья была аккуратно вырезана.

вырезанные аккуратно из разных газет.  

        Урок 32

        (7 класс)

        

 Каким членом предложения является полное причастие? краткое?

— Как изменяются краткие причастия? 

Запись на доске ив тетради.

            ПОЛНЫЕ причастия

 Относятся к существительному.

 Являются определением.

         

Изменяются по родам, числам, падежам  

         Краткие причастия

 Являются сказуемыми.

Изменяются по числам, а в ед.ч. по родам.

 Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?

Чтение материала параграфа  § 15  учебника (стр. 40).

5.   Закрепление. 

Задание 1.   

§ 15. Упр. 87.     

Два ученика в это время работают по карточкам.

        Урок 32

        (7 класс)

…………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 1.

Вставьте одну или две буквы -н-.

Листья освеще.. ы; письмо было опуще.. о; озабоче.. ый взгляд; ферма,

 построе..а; враг отброше..  ; прочита.. ая книга; петли смаза.. ы; густо

заставле.. ая, запылё.. ая; выписа.. ые газеты; номер телефона выписа.. ;

 поляна, выжже.. ая солнцем; закова..  в кандалы; построе.. ая церковь;

расписание измене.. о; библиотека подобра.. а.

Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом — полным.

Подчеркните причастие как член предложения.

……………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 2.

Спишите, перестроив полные причастия  в краткие, а краткие — в полные.

Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома.ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше.. о; послание адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.

Запишите свои, (не менее 10), примеров правописания полных и кратких причастий.

…………………………………………………………………………………………………….

 Задание 3. 

Распределите словосочетания в две колонки: с прилагательными и с причастиями.

Безымянная речка; выполненная работа; даль туманна; комнаты убраны; дисциплинированная девочка; обнесён изгородью; дорога длинна; неприятель побеждён; высушенная солома; картина современна; слишком юна; подстреленная утка; речь торжественна; погода безветренна; сброшенный сверху; решётка чугунная; трава зелена; речь косна; просмотренный дневник; посаженный в погреб; в церкви обвенчанный.

        Урок 32

        (7 класс)

Задание 4. 

Свободный диктант   по упр. 89.

6. Выводы по уроку.

— Как образуются краткие причастия?

— Как они изменяются?

— Чем являются в предложении?

— Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чём отличие?

………………………………………………………………………………………………………

Домашнее задание:   

§ 15 - выучить правило на стр. 40;

упр. 88, сделать сигнальные карточки с буквами Д и С.

Карточка № 1. (С)        Урок 32

(7 класс)

Вставьте одну или две буквы -н-.

Листья освеще.. ы; письмо было опуще.. о; озабоче.. ый взгляд; ферма  построе..а;

 враг отброше..  ; прочит.. ая книга; петли смаза.. ы; густо заставле.. ая, запылё.. ая;

выписа.. ые газеты; номер телефона выписа.. ; поляна, выжже.. ая солнцем;

закова..  в кандалы; построе.. ая церковь; расписание измене.. о; библиотека подобра.. а.

Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом — полным.

Подчеркните причастие как член предложения.

……………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 2. (СЛ)        Урок 32

(7 класс)

Спишите, перестроив полные причастия  в краткие, а краткие — в полные.

Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома.ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше.. о; послание адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.

Запишите свои, (не менее 10), примеров правописания полных и кратких причастий.

…………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 2. (СЛ)        Урок 32

(7 класс)

Спишите, перестроив полные причастия  в краткие, а краткие — в полные.

Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома.ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше.. о; послание адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.

Запишите свои, (не менее 10), примеров правописания полных и кратких причастий.

…………………………………………………………………………………………………….

                                Урок 32

        (7 класс)

Тестирование. (ПР\Р)

Записать номер вопроса и слово-ответ.

1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:

    а) строить; б) кормят; в) гонишься; г) выйти.

2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:

    а) усиливать; б) получить; увлекаться; г) решать.

3. Найди слово, в котором пишется буква -е-:

    а) завис..мый; б) вид..мый; в) реша..мый; г) движ..мый.

4.Найдите слово в котором пишется буква -я-:

        а) приближа..щийся;  б) кле..щий; в) клокоч..щий; г) кол..щий.

5. Найдите слово, в котором пишется буква -ю-:

        

    а) стро..щийся; б) рокоч..щий; в) брезж..щий; г) стел..щийся.

6. Отметьте четвёртое «лишнее» слово:

        

    а) смеющийся;   б) покрывшийся; в) застывший; г) у заросшей.

7. Найдите четвёртое лишнее слово:

    а) поднятые; б) заброшенные; в) оклеенный; г) сгораемый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие страдательные причастия

Урок изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....