Причастие как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 17 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17._prichastie_kak_chast_rechi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17  (7 класс)

Тема: Причастие как часть речи  (§ 9)

Цели: а) дать понятие о причастии;

б) формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного;

в) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

г) р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия

   к заданным словам.

Ход у рока

1. Орг. момент.

2. Тетради с домашним заданием собрать. (сочинения по картине)

3. Чтение текста, записанного на доске. 

Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик,

в  котором  я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.  

                                                                                                 (Ф. Нестеров).

— Какое настроение навевает текст?

— Какова тема текста?

Найдите олицетворение.

Объясните орфограммы в тексте.

4. Новая тема.  (§ 9)

— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, 

     что в ней не так?

Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?

На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка. 

        Урок 17

        (7 класс)

—Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

Запишите более удачный вариант.

— Какой частью речи является слово  пожелтели ?

Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

—Что обозначает глагол?

Сравните слова  берёзовые  и  пожелтевшие. 

—Какою частью речи является слово  берёзовые ?

Каково её значение?

—Как вы думаете, можно ли отнести слова   берёзовые  и  пожелтевшие 

    к одной части речи, а пожелтевшие  и  пожелтели ?

От какого слова образовано  пожелтевшие

На какой вопрос оно отвечает?

— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? 

Запись в тетрадях.

— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный?

Выделите основы в данных словах

(основа одна и та же: пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели

    и   пожелтевшие?

 (прошедшее время)

        

Урок 17

        (7 класс)

Пожелтевшие            от  пожелтели, пожелтеть

причастие        глагол

—Что же называется причастием?

Сделаем вывод.

Чтение параграфа § 9 на стр.24 - 25.

— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? 

Обоснуйте своё мнение.

5. Закрепление.

Задание 1.

Найдите среди данных слов причастие.

Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слов доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй;

передать, передавая,  передаваемый, передали;

 двигает, движимый, двигательный, движок;

 пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

Задание 2.     Игра.

Я называю любое существительное (например, снег), а вы, ребята, должны подобрать и записать к нему как можно  больше определений.

Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

Урок 17

        (7 класс)

Например:      снег.

чистый                    белеющий

свежий                    сверкающий

глубокий                  липнущий

старый                   кружащийся

мокрый                искрящийся

рыхлый                    сыплющий

Задание 3. 

Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.

1.  По небу катится тонким колесом позолоченный месяц.

2.  Солнце позолотило крыши домов.

3.  Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека.

4.  Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.

5.  Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень.

6.  В этом году сад особенно разросся.

7.  Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой.

8.  Уж небо осенью дышало.

Определите время причастий.

Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание.

  Что вы заметили?

* Задание 4. 

Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастия и согласовав его с существительным в нужном падеже.

Урок 17

        (7 класс)

Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, просёлочная. Дорогам, заросли, скрипели, травой, чёрным, колёса, по. Сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. За, был, бурьяном, домом, колодец, зарасти. Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.

Объясните орфограммы, подчеркните в предложениях грамматические основы, выделите основы, образованных причастий, разберите по составу выделенные слова.            

Задание 5.     Упр. 54 (письменно).

Выполните фонетический разбор слова ночующий, подберите к нему однокоренные слова.

6. Выводы по уроку.

-Что называется причастием?

-Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

-Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

Запись в тетради.

        ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                                           ГЛАГОЛ

        признак предмета                               действие предмета

ПРИЧАСТИЕ

 признак действия

………………………………………………………………………………………………….

7. Домашнее задание.   § 9, выучить правило и знать теоретический материал;

                                 

                                                 упр. 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие как часть речи (открытый урок).

Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...

Причастие как часть речи

Урок-презентация по теме "Причастие" в 7 классе с использованием ЭОР....

Причастие как часть речи

разработка урока по программе М.М. Разумовской. Личностно-ориентированный урок с использованием презентации....

Причастие. Причастие как часть речи (презентация).

В этой прзентации я  обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....

Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.Задачи урока:Образовательная.Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.Учиться отличать...

Электронный тренажёр "Причастие как часть речи. Склонение причастий"

Данный ресурс предназначен для сопровождения урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи. Склонение причастий"....

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...