Урок по деепричастию
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Власенко Любовь Владимировна

Разработка урока по теме "Деепричастие" Первый урок по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deeprichastie.ppt708.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте тексты и сравните их. 1. С неба донесся трубный клик лебедей. Все ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли. 2. С неба донесся трубный клик лебедей. Все ниже, ниже большие белые птицы. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Слайд 2

глагол действие

Слайд 3

Какие слова еще помогают увидеть картину движения? распрямив не шевеля поглядывая

Слайд 4

Деепричастие Цель: дать представление о деепричастии как особой форме глагола. Задачи: 1.познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию; 2.формировать умения отличать деепричастие от глагола.

Слайд 5

План изучения деепричастия. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксические признаки.

Слайд 6

Деепричастие=дее+причастие составное слово

Слайд 7

Путешествие по страницам словаря Деепричастие произошло от двух слов : дее ( от деяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность ) Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале Х YII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Слайд 8

Выполните частичный синтаксический разбор ( по членам предложения): Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Слайд 9

Что обозначает глагол и деепричастие? глагол – основное действие деепричастие – добавочное действие

Слайд 10

опустились, распрямив опустились, не шевеля поплыли, поглядывая Выпишите из текста словосочетание «глагол + деепричастие» и выполните морфемный разбор слов.

Слайд 11

Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия. Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя (хотя родственные связи налицо. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам и падеж , как это было до XYII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол . Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие , так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость . Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.

Слайд 12

Заполните таблицу. У деепричастия: признаки глагола признаки наречия 1. вид 1. неизменяемость 2. возвратность 2. синтаксич. роль 3. значение 3. вопросы

Слайд 13

Сформулируйте определение деепричастия. Деепричастие - … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… .

Слайд 14

Выпишите в тетрадь только деепричастия. особенный приказал разъезд нарисованы узнав дополненный исчезая отмерь рассмеявшись трепещущий жажда припеваючи

Слайд 15

Проверка. узнав исчезая рассмеявшись припеваючи

Слайд 16

Рассмотрим схему и запомним опознавательные суффиксы деепричастия. деепричастия образуется от глагола -а- -я- -учи- -ючи- -в- -вши- -ши-

Слайд 17

Упражнение № 368.

Слайд 18

танцуя подорожав скрепив скрепивши

Слайд 19

Выпишите из текста словосочетания «глагол +деепричастие». Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы. Чтобы доехать до Парижа. Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.

Слайд 20

Проверка. написал, насыпав – сов. вид, невозвр. стал ждать, оставив – сов. вид, невозвр. прочла, убирая – несов. вид, невозвр. вызвал, всполошившись – сов. вид, возвр. признался, представ – сов. вид, невозвр.

Слайд 21

Домашнее задание. Параграф 30 (повторить), упражнение № 369 (1 задание – письм., 2 и 3 задание – устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Употребление деепричастий в речи"

Урок по программе М.М Разумовской...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Урок "Роль деепричастий в речи"

Урок построен в форме презентации.Тип урока: комбинированныйЦель данного урока: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.В ходе урока ребята должны попытаться определить роль деепричастий в ...

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи».

Этот урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения. Помогает решать задачи:1.Повторить и обобщить знания о деепричастии как о самостоятельной части речи2.Показать возможности дееприч...

Урок-игра "Деепричастие как часть речи"

Данный урок представлен в виде игры....

Конспект урока. Суффиксы деепричастий

Цель: закрепление изученного материала (видеть в предложении деепричастия, выделять суффиксы деепричастий)...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...