Тема урока: «Употребление деепричастий в речи».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Этот урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения. Помогает решать задачи:

1.Повторить и обобщить знания о деепричастии как о самостоятельной части речи

2.Показать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах.

3.Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи для создания текста. 

Урок интересный, познавтельный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deepr_oborot.docx64.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи».

Тип:         интегрированный урок (с элементами литературы, изобразительного искусства).

Вид: заочная экскурсия.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Цель: 

1. Повторить и обобщить знания о деепричастии как о самостоятельной части речи

2.Показать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах.

3.Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи для создания текста.

Задачи:

Учебные задачи:

  1. Работа по обнаружению деепричастий и деепричастных оборотов в текстах и определению пунктуационной ситуации.
  2.  Работа с деформированным текстом.
  3. Работа по образованию деепричастий от глаголов.

Развивающая задача:

- Развитие навыков составления художественного текста-описания с использованием деепричастий и деепричастных оборотов с целью придания ему большей выразительности.

Воспитательная задача:

- Эстетическое воспитание. Воспитание любви к Родине.

Оборудование: карточки-задания, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

      2.    Вступительное слово (песня о России).

 Ребята, мы послушали песню о России. Понравилась вам эта песня? Сегодня на уроке мы и будем говорить о России, о самых красивых местах нашей Родины. А также ( читает или говорит  по презентации) Чтобы выполнить эту цель, мы будем работать группами (123 группы) , проведем заочную экскурсию по водопадам России, исследуем тему»Деепричастие» (Слайд №1)

      3.  Работа с портретами причастия, дееприч, дееричаст оборота.

(Слайд № 2)(Слайд №3)

Так и называется задание «Составь портрет»

Проверка.

Вопрос. Чем сходны причастия и деепричастия? (Исследовательская  работа) Ответ.

  1. Ребята, любите соревноваться? Значит, за урок нужно побольше собрать снежинки? Нужна активность всех.

А тренажер покажет, какие у нас знания по деепричастию и деепричастному обороту. С места работают и получают свои баллы.- сигнальные кружочки.

Молодцы, вы достойно справились с заданием и хорошо знаете деепричастия.

  1. Ребята а, а вы знаете о водопадах? Вы видели?

С\Р.Водопад -  падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. В отличие от речных порогов, для водопадов характерны резкий перепад высоты речного дна и отвесность падения. Например, водопад, или невероятная сила падающей воды. Красота водопадов завораживает туристов, их мощь вызывает восхищение. Водопад — это бурлящая жизнь, это прекрасное зрелище, 

Каскад - естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами.

Вода может падать по нескольким уступам, образуя серию водопадов - каскад...

  1. Давайте познакомимся  с водопадами России.

(читаю и сразу обращаю внимание и на деепричастные обороты , задаю вопрос от сказуемого)(Слайды 4-10)

Вывод:  Водопады - красивое природное явление, не правда ли?

Без преувеличения можно сказать, что Россия – страна водопадов.

Все эти водопады претендуют на звание самой высокой «вертикальной реки в России». Водопады - это чудеса света. А деепричастия, вы заметили, как и  водопады, украшают нашу жизнь, нашу речь.

  1. Задания, которые вы получите, ещё раз докажут вам о необходимости деепричастий в речи. Рубрика «Грамматические задания» Ещё раз обратимся к водопаду «Корбу».

Задание для 1 группы.

Исправь грамматические ошибки.

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

2.Рассматривая картину, нас покоряет мастерство художника.

3.Знакомясь с творчеством Айвазовского, мы открыли для себя много интересного

Выполнение задания

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям. (Деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

2.Когда мы рассматриваем картину, нас покоряет мастерство художника.

( Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)

3.Познакомившись с творчеством Айвазовского, мы открыли для себя много интересного. (Ошибка в употреблении видов деепричастий)

Задание группе 2

Расставьте знаки препинания.

Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

Задание для 3 группы.

 Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. (Используем слова для справок)

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\img016.jpg Горный Алтай. Водопад Корбу

Десятки водопадов – характерная особенность рельефа скалистых берегов Телецкого озера. Перед нами фотография водопада Корбу.

Мощные потоки воды,_____________________________, устремляются вниз с огромной высоты________________________________________________. Они,________________________________________, неостановимо бегут наперегонки,__________________________________________________. Вот они,_____________________________,переливаются под лучами солнца,

а вот, ______________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,____________________,веками удивляет человека?

(Слова для справок: сливаясь, шипя и пенясь, устремляясь вперед и вперёд, дробясь, взлетая, покоряя своим величием)

Десятки водопадов – характерная особенность рельефа скалистых берегов Телецкого озера. Перед нами фотография водопада Корбу.  Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

ПРОВЕРКА ( кружочки)

  1. Вопрос. С какой целью используются в тексте деепричастия деепричастный  оборот?

(помогают образно представить предмет и его действие). Это какой стиль?

(художественный стиль)

Вывод:

Р а, деепричастие –это средство художественной выразительности. Это эпитет.

Сравним. Вспомним из стих  строки Ф.Тютчева. «Люблю грозу в начале мая»

- Как бы резвяся и играя – эпитет, выражен деепричастным оборотом. И слова деепричастия  о величии водопада Корбу – это эпитеты.

9.  Да, в Башкортостане есть водопады? На Южном Урале. А  в Татышлах? Нет

10. Тренировочное упражнение.по группам

11 Художники тоже обращают на красоту и мощь водопадов. Так ……. (По презентации)

12 Работа с учебником. Выводы о необходимости деепричастного оборота в речи.

Упр. 193 устно. 194 письменно. 2 предложение на доске. Разбор по членам, схема.

Вывод: и причастный об и деепричастный оборот являются средствами выразительности.

13. Рефлексия.

1. С какой природной стихией мы познакомились?

2. Как вы думаете в России водопадов много? Как они образуются? В горах небольшое озеро служит источником питания водопадов, питается от ледника от талых снеговых вод. Некоторые образовались от землетрясений в долинах, где протекали реки, образовались глубокие провалы. Водопады – это чудеса света.

3. А деепричастия помогают создать тексты с образными картинами?

Да, ребята, деепричастие помогли увидеть, услышать, восхищаться, удивляться красотой нашей Родины.

Вопросы рефлексии.

Оценки. Подчитывают кружочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Употребление деепричастий в речи"

Урок по программе М.М Разумовской...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме :"Употребление деепричастий в речи"

Урок, построенный по новым требованиям ФГОС с использованием различного литературного материала для развития интереса у детей....