Элективный курс для учащихся 9 классов "Школьный редактор"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Юсупова Светлана Сергеевна

 

   Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 9 класса с основами редактирования текста.

   Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного.

   Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи. Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека.

   Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека; создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка.

 

   Курс «Школьный редактор» базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся. Курс связан как с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика», «Культура речи»), так и с теорией литературы.

   Курс «Школьный редактор» рассчитан на 17 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Кроме того, изучение курса «Школьный редактор» поможет подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста, определением стиля и типа, выражением главной мысли; позднее, в 11 классе, написанием сочинения- рассуждения.Скачать файл полностью с разработками занятий вы можете здесь: http://pedsovet.su/load/155-1-0-31419

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kursa_shkolnyy_redaktor.zip15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 элективного курса

 для учащихся 9 класса

Школьный редактор

Автор-составитель: Юсупова Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МОУ «СОШ№31»

Магнитогорск

2008 г.

 

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Учебно-тематический план курса.

3.Разработки занятий.

4.Приложение (дидактический материал).

5.Литература.

Пояснительная записка

   Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 9 класса с основами редактирования текста.

   Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного.

   Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи. Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека.

   Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека; создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка.

Цель курса: Ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать у них навыки редакторского анализа.

   Для реализации этой цели необходимо:

Углубить теоретические знания учащихся о тексте, как единице языка;

Совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (делового, научного) текста;

Сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;

Подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

   Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной. Лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

   Исходя из задач курса «Школьный редактор», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

Делать лингво – смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;

Соблюдать нормы современного русского литературного языка;

Научить пользоваться различными видами правки текста;

Пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.

   Курс «Школьный редактор» базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся. Курс связан как с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика», «Культура речи»), так и с теорией литературы.

   Курс «Школьный редактор» рассчитан на 17 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Кроме того, изучение курса «Школьный редактор» поможет подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста, определением стиля и типа, выражением главной мысли; позднее, в 11 классе, написанием сочинения- рассуждения.

Учебно-тематический план курса

Всего аудиторных занятий      17 ч

В том числе:

Групповой практикум                  5 ч

Деловая игра                                  2 ч

Практическая работа                    2 ч

Практикум                                       5 ч

Семинар                                           1 ч

Экскурсия                                         1 ч

Презентация                                    1 ч

№ п./п.

Раздел. Тема занятия.

Кол-во

часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Вводное занятие

1

1

Сущность и задачи редактирования.

1

Игра «Я – главный редактор»

Газета, сверстанная из заранее приготовленных материалов. Составление должностной инструкции для редактора.

Текст как единица речи

1

2

Текст как единица речи. Тема и идея текста.

1

Практическая работа по определению темы и идеи текста

Составление опорного конспекта по теме. Письменное высказывание.

Структура текста.

2

3

Структура текста. Абзац как сложное синтаксическое целое. Заголовок текста.

1

Групповой практикум

Правильно составленный текст, восстановленный текст.

4

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Практикум

Дополненные собственными примерами таблицы «Способы связи предложений в тексте» и «Средства связи предложений в тексте».

Типы речи

1

5

Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Смешанные типы речи.

1

Практическая работа

Создание оригинального текста  предлагаемого стиля.

Культура речи. Языковые нормы.

3

6

Лексические нормы.

1

Групповой практикум

Индивидуальные сообщения учащихся, выполнение тренировочных упражнений.

7

Грамматические нормы. Ошибки  и способы их исправления.

1

Групповой практикум

Индивидуальные сообщения учащихся, выполнение тренировочных упражнений

8

Синтаксические нормы. Ошибки и способы их исправления.

1

Групповой практикум

Индивидуальные сообщения учащихся, выполнение тренировочных упражнений

Изобразительно – выразительные средства языка.

2

9

Изобразительно – выразительные средства языка, их роль в тексте.

1

Семинар

Индивидуальные сообщения учащихся

10

Использование средств художественной выразительности в тексте.

1

Групповой практикум

Оригинальный текст с использованием изобразительно – выразительных средств языка; анализ поэтического или прозаического текста; написание текста по клише.

Стили речи

1

11

Функциональные стили речи (разговорный, официально – деловой, научный, публицистический, художественной литературы).

1

Деловая игра «Заседание редколлегии»

Опорная таблица по теме.

Издание собственного сборника статей, газеты, альманаха.

Анализ и редактирование текстов разных стилей и жанров

2

12

Анализ поэтического текста.

1

Практикум

Анализ стихотворения, отзыв о нем. «Книга отзывов».

13

Анализ прозаических текстов. Редактирование текстов разных стилей.

1

Практикум

Рецензии, взаиморецензии.

Редактирование текста.

2

14- 15

Редактирование текста.

2

Практикумы

Самостоятельно отредактированные тексты.

16

Встреча с представителями местных газет и журналов.

1

Экскурсия

Опыт профессионального общения.

17

Составление и презентация сборников творческих работ.

1

Презентация.

Сборники лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)

Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

Рабочая программа элективного курса "Рисуем в графическом редакторе Gimp"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp»....

Элективный курс. Компьютерная графика. Графический редактор ADOBE PHOTOSHOP.

Презентация элективного курса по информатике....

Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop»

Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop»  Лабораторная работа:  «Маски и каналы. Работа со слоями»....

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...