Современные подходы и технологии к уроку русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Ляхова Любовь Николаевна

  

  

  Лекция с элементами интерактивных приёмов

  

   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 

  - ознакомление слушателей с современными подходами к моделированию

  урока русского языка, его структурой, содержанием, особенностями;

  сравнение классического подхода к наполнению содержательной линии

  урока с современным подходом;

 

  - развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать

  записи по ходу лекции; навыка работы в малых группах, планирования

  самообразовательной работы; профессиональной компетентности

  слушателей; различных видов памяти (слуховой, воссоздающей,

  ассоциативной);

 

  - воспитание языковой личности.

 

  Оборудование: дидактический и раздаточный материал (см. приложение),

                              конспекты лекций.

 

   Виды деятельности: конспектирование/составление тезисов/составление

                                         глоссария или тезауруса; интерактивные игры

                                         «Открытый микрофон», «Аналитик», «Аквариум»,

                                         «Дерево головной боли»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА.  УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА:

              СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ТЕХНОЛОГИИ

   

   ВРЕМЯ 1 час 20 минут

   

   ТИП –    лекция с элементами интерактивных приёмов

   

   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 

  - ознакомление слушателей с современными подходами к моделированию

  урока русского языка, его структурой, содержанием, особенностями;

  сравнение классического подхода к наполнению содержательной линии

  урока с современным подходом;

  - развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать

  записи по ходу лекции; навыка работы в малых группах, планирования

  самообразовательной работы; профессиональной компетентности

  слушателей; различных видов памяти (слуховой, воссоздающей,

  ассоциативной);

  - воспитание языковой личности.

 

  Оборудование: дидактический и раздаточный материал (см. приложение),

                              конспекты лекций.

   Виды деятельности: конспектирование/составление тезисов/составление

                                         глоссария или тезауруса; интерактивные игры

                                         «Открытый микрофон», «Аналитик», «Аквариум»,

                                         «Дерево головной боли»

         

                             

                                    Т Е З И С Ы   Л Е К Ц И И

     Современный урок русского языка по своим целям (на уровне знаний, норм и ценностей), образовательному содержанию (он подразделяется на четыре элемента – знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру), структуре, которая характеризуется гармоничным соединением лингвистической, коммуникативной, культурологической и деятельностной линий, и методам обучения должен отвечать новейшим достижениям теории и практики обучения русскому языку и развитию речи,  которые обозначены  в Концепции языкового образования 12-летней школы (русский язык).

     Известно, что урок – это форма организации учебных знаний, которая регламентирует определённый объём учебного материала для усвоения его учащимися[1,20]. Однако основные тенденции развития современного урока языка требуют придерживаться не только учебно-предметного и методического содержания образовательной деятельности, но  и психолого-педагогического, которое предполагает развивающее социально-культурное пространство, деятельностный подход к организации процесса формирования языковых, речевых и коммуникативных умений, оптимальное соединение репродуктивных и продуктивных методов обучения, общедидактических и методических принципов и т. д.

     В соответствии с этим урок русского языка  должен характеризоваться:

1) функциональным подходом к школьному языковому курсу (изучение языковой теории в аспекте практических потребностей развития речи);

2) коммуникативной ориентированностью (формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности).

     Это даёт возможность реализовать ценностный учебный, развивающий и воспитательный аспекты русского языка как учебного предмета.

     Характерной чертой современного урока языка является также его построение на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей на основе использования элементов исследования, поиска, внедрения приёмов умственной деятельности (анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, выделения главного и классификации, установления и пояснения причинно-следственных связей, обобщения и систематизации); усовершенствованию речевых умений и навыков при помощи оперативно-конструктивного применения приобретённых знаний в практической деятельности; формированию коммуникативных умений (осуществление активной речевой коммуникации в разных видах речевой деятельности с учётом требований ситуации общения).

     Урок русского языка  - это ещё и совершенная технология, которая характеризуется  такими психолого-педагогическими параметрами: задачами, деятельностью учителя и учащихся, технологическим обеспечением, обоснованным подбором методов и приёмов обучения, контролем.

           ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

             СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

     1. ЗАДАЧИ. Усвоение определённого объёма знаний, овладение нормами и ценностями в контексте социально-культурного и языкового роста личности учащегося.

     2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Совместная полилогическая деятельность учителя и учащихся, целью  которой является последовательное развитие мыслительных способностей, речевых умений и коммуникативной компетенции личности учащихся.  

     3. ПОТЕНЦИАЛ. Проявляется в культурологично ориентированной, внутренне мотивированной образовательной деятельности учащихся, которая направлена на гармоничное развитие творческой личности.

     4. УЧИТЕЛЬ. Профессионал в сфере образования, который сосредотачивает и распространяет культурный опыт нации, успешно формирует языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.

     5. УЧЕНИК. Социально активный исполнитель требований педагога, равноправный партнёр в учебной деятельности, речевая коммуникация которого не ограничена.

     6. СОДЕРЖАНИЕ. Проектируется и реализуется с учётом закономерностей сбалансированного психосоциального развития лингвистической и коммуникативной компетенции личности; моделируются ситуации не только научного поиска, но и активной коммуникативно-речевой деятельности.

     7. ТЕХНОЛОГИИ. Применение образовательных технологий (проблемно-модульной, проектной, коллективной и групповой деятельности, дифференциации и индивидуализации обучения, игровых форм и т.д.), которые способствуют развитию умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности, формированию коммуникативной компетенции.

     8. КОНТРОЛЬ. Осуществляется беспрерывно через динамику конкретного психолого-педагогического содержания развивающего взаимодействия при помощи ученических способов рефлексии, самоконтроля и использования объективной 12-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся.

      На основе приведённых в таблице параметров современного урока можно сделать вывод, что цель, которой стремится достичь учитель на таком уроке, предполагает формирование творческой личности, гармоническое развитие языковой и коммуникативной компетенции каждого учащегося.

     Требования, которые предъявляются к урокам русского языка, вытекают из принципов речевого развития личности:

1. Мотивационное обеспечение учебного процесса.

2. Установка на говорение (речь).

3. Коммуникативная направленность работы по развитию речи в процессе изучения языковой теории.

4. Целенаправленность, системность, чёткость и внутренняя логика процесса формирования практических умений на уроке.

     В соответствии с этими требованиями к уроку можно спроектировать универсальную структуру аспектных уроков, которая  предполагает активизацию умственных способностей и предречевых умений, коррекцию и усовершенствование речевых навыков, формирование коммуникативных умений (см. рис.).

Установочно-мотивационный-----------------------Активизация              мыслительных     

                       !                                                          способностей и предречевых

                                                                                  умений

Оперативно-коррекционный------------------------ Коррекция и

                      !                                                          усовершенствование

                                                                                 речевых умений

Продуктивно-творческий-------------------------- Формирование

                                                                                 коммуникативных умений

                          Рис. Основные этапы урока русского языка.

     На современном этапе существует три подхода относительно восприятия урока как формы учебной деятельности в школе. Первый, наиболее радикальный, сводится к тому, что урок является отжившей формой; второй подход состоит в обогащении разнообразия (виды, формы) уроков: от традиционных до нестандартных; представители третьего взгляда считают, что урок должен оставаться классическим. Все точки зрения имеют право на существование. В массовой педагогической практике продуктивным является соединение второго и третьего подходов. Поскольку урок остаётся основной формой учебной деятельности учащихся, то напомним дидактические параметры урока: типология уроков; структура каждого типа; ведущие методы и приёмы; система упражнений; разнообразные средства и т. д. 

Например, основными этапами урока первого типа (по классификации В.Онищука) – усвоения новых знаний – являются такие:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

2.1. Проверка домашнего задания.

2.2. Повторение необходимого материала.

3. Сообщение темы, цели и задач урока

4. Пояснение нового материала

4.1. Наблюдение за языковым материалом.

4.2. Вывод, который делают учащиеся на основании методически организованных наблюдений.

4.3. Формулировка определений или правил учителем.

4.4. Работа по учебнику (с теоретическим материалом).

4.5. Выполнение пробных упражнений.

5. Закрепление нового материала

5.1.Коллективная работа около доски и в тетрадях с надлежащим комментарием учителя.

5.2. Самостоятельная работа (по учебнику, по карточкам и др.).

5.3. Упражнения творческого характера (языковые, речевые и коммуникативные).

6. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков

6.1. Соответствующие вопросы по теме урока.

6.2. Обобщающие (1- 2) упражнения.

7. Итоги урока

Оценка достижений учащихся в овладении темой урока. Их отношение к работе на уроке и перспективы дальнейшего развития культуры мышления, умственного труда и речи.

8. Домашнее задание (желательно дифференцированное)

     Современный урок языка характеризуется инвариантной системой методов обучения, которая охватывает весь комплекс методов активизации познавательной деятельности учащихся (от репродуктивного до исследовательского), а также методы речевой практики (имитационный, оперативно-конструкторский и коммуникативно-творческий).

     Основным признаком репродуктивного метода является воссоздание и повторение разных видов деятельности, которые характеризуют особенности операций мышления при получении новой информации. В соответствии с этим у учащихся развиваются умения и навыки анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, аналогии, моделирования, обобщения, сопоставления и т. д. Этот метод определяется системой разнообразных приёмов умственной деятельности, а именно: моделирование, языковой анализ, стилистическое экспериментирование, задание аналитико-синтетического характера, познавательные упражнения на сопоставление и сравнение.

     Умственная деятельность, которая является главным средством овладения языком, осуществляется через его функционирование как способа для выработки и восприятия информации. Именно поэтому овладение языком и является главным условием овладения разными видами речевой деятельности. Не овладев этим орудием, невозможно полноценно его использовать в процессе общения.

     Использование исследовательского метода, во-первых, стимулирует творческую деятельность; во-вторых, предопределяет усвоение осмысленных, сознательно применяемых базовых языковых знаний на практике; в-третьих, создаёт условия для развития познавательных интересов.

     Исследовательская работа состоит в постоянном стимулировании учащихся исследовать русский язык, максимально использовать усвоенный лингвистический материал, создавать собственные высказывания, что способствует активной умственно-речевой деятельности учащихся, усилению степени их познавательной самостоятельности. Этот метод основан на таких принципах, как поиск, вера в себя, самостоятельность, творчество, эмоциональность, мотивация к общению, взаимопомощь.

     К приёмам исследовательского метода относятся: организация размышления при помощи плана и его осуществления, организация творческого наблюдения за языковым материалом, постановка и решение проблемных заданий. Приёмы самостоятельного исследования могут иметь разный характер, например, исследование языка художественных произведений или других стилей литературного языка, создание связного сообщения с целью обобщения и систематизации изученного грамматического материала, написание творческих работ с определённым грамматическим заданием.

     Считаем, что обязательными на уроках русского языка являются методы речевой практики – имитационный, оперативно-конструктивный коммуникативно-творческий.

      Имитационный метод (метод наследования) связан с продуцированием восприятия на слух речевых единиц или фрагментов речи. Наиболее типичными и распространёнными приёмами этого метода является наследование образца. Положительным качеством имитации является относительная лёгкость, доступность и простота.

     Суть оперативно-конструктивного метода состоит в устном или письменном воспроизведении языковых и речевых единиц в соединении с аналитическими и конструктивными действиями. Главная цель этого метода – развитие частично-речевых (предречевых) умений с переходом их в навыки, усовершенствование дифференцированных механизмов речи (эквивалентных замен, памяти, антиципации).

      Конструктивные приёмы непосредственно влияют на процесс формирования умений и навыков активной речи. К ним относим тренировочные упражнения по речевым образцам, которые отличаются полной или частичной заменой структурных составляющих образца,  подстановочные и трансформационные задания. Трансформация может состояться в семантике речевых образцов с сохранением их структуры, в структуре речевых образцов с сохранением их семантики, в превращении речевых образцов, которые приводят к изменению и семантики, и структуры.

     Коммуникативно – творческий метод направлен на формирование умений самостоятельно продуцировать коммуникативные единицы – от предложения до связного высказывания. Главной функцией этого метода является развитие коммуникативно-речевых умений и навыков. Он функционирует при условии, если продуцирование происходит с целью речевой тренировки. Коммуникативно-творческий метод находит проявление в упражнениях творческого характера. Такими являются творческое изложение, составление текстов разного характера. К ним принадлежат также ситуативные задания, построенные на основе реальной или условной речевой ситуации.

     Итак, целенаправленное использование лингводидактической системы методов на уроках русского языка показывает, что одни из них направлены на развитие умений и навыков умственно-речевой деятельности (репродуктивный), другие – на усовершенствование предречевых умений (исследовательский), третьи – на выработку первичных речевых умений (имитационные), четвёртая группа методов (оперативно-конструктивный и коммуникативно-творческий) – на непосредственное формирование коммуникативно-речевых умений, то есть умений самостоятельно продуцировать отдельные коммуникативные единицы в соответствии с ситуацией общения.

                  И Н Т Е Р А К Т И В Н Ы Е    И Г Р Ы

1. «Открытый микрофон»

2. «Аналитик»

3. «Аквариум»

4. «Дерево головной боли»*

  1. См. список литературы: №6, с.с.137, 138, 142, 143.

               

                ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

                     (рефлексия с элементами самообразования)

1. Дайте определение понятию «урок».

2. Перечислите современные подходы к типологии и структуре уроков, укажите авторов типологий.

3. Что такое интерактивное обучение?

4. Как соединить разные модели обучения?

5. Что понимают под технологией в педагогической науке и практике?

6. Почему можно рассматривать интерактивное обучение как совокупность технологий?

7. Расскажите о кооперативной форме организации деятельности учащихся на уроках.

8. Приведите пример технологии коллективно-группового обучения.

9. Продемонстрируйте одну из технологий ситуативного моделирования.  

10.Проанализируйте одну из технологий отработки дискуссионных вопросов.

11.Смоделируйте ответ на вопрос: «Интерактивный урок – особый тип урока».

12.Расскажите о том, как оценить деятельность учащегося на интерактивном уроке.

13.Представьте вербально раздаточный материал для учащихся на интерактивных уроках.

15.Составьте тезаурус по теме лекции.

16.Спроектируйте модель современного урока русского языка (класс, тему, номер урока в теме выберите самостоятельно).

        СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧЕБНОЙ И САСООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Голобородько Є.П., Омельчук С.А. Урок рідної мови: сучасні підходи та технології//Вивчаємо українську мову та літературу. – 2003, №1(1),с.20-22.

2. Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: «Янтарь», «Учебная книга», 2003. 88с.

3. Навчання в дії: Як організувати підготовку вчителів до застосування ін теракт. Технологій навчання: Метод. Посіб. / Панченко А., Пометун О., Ремех Т. – К.: А.П.Н., 2003. – 72 с.  

4. Сиротенко Г.О. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання. – Х.: Видав. Гр.. „Основа”, 2003. – 80 с. – (Серія „Бібліотека журналу „Управління школою””; Вип.. 10).

5. Подмазин С.И. Теорія и практика семестрово – блочно – зачётного режима обучения и 12-балльного оценивания знаний учащихся. – Запоріжжя: Просвіта, 2000. – 88 с.

6. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібн. / О.І. Пометун, Л.В. Пироженко. За ред. О.І. Пометун. – К.: Видавництво А.С.К., 2004. – 192 с.: іл.

7. Воронцов В.В. Технология обучения // Педагогіка / Под. Ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996. – 168 с.

8. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1983.

9. Мельникова С.И., Яворская Л.Н. Игровые формы учебных занятий. – Харьков: ХГУ, 1993. – 50 с.

10. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1982. – 190 с.

11. Освітні технології: Навч.-метод. Посіб. \ О.М. Пєхота, А.З. Кіктенко,

О.М. Любарський та ін.; За заг. Ред. О.М. Пєхоти. – К.: А.С.К., 2001. – 256 с.

12. Падалка О.С. та інші. Педагогічні технології. – К.: Укр.. енциклопедія, 1995. – С.129.

13. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи. – К.: Абрис, 1997. – 98 с.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. – М.: Народное образование, 1998. – 360 с.

15. Хуторской А.В. Современная дидактика. – С.-Петербург, 2001. – 533 с.

16. Ярошенко О.Г. Групова навчальна діяльність школярів: теорія і методика. – К.: Партнер, 1997. – 193 с.

17. Гончаренко С. Український педагогічний словник. – Л.: Либідь, 1997. –

С. 30.

18. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М., 2001.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии

В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...