Неделя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме

Спис Татьяна Савельевна

Турнир эрудитов-одно из мероприятий недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка и литературы

Турнир эрудитов.

1 .Представление эрудитов.

I тур - разминочный

1)Кто больше вспомнит пословиц о знаниях, о грамоте, об учебе. Что такое пословица?

Со зрителями: Какие вы знаете пословицы о дружбе?

(Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Для друга семь вёрст не околица.

Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Доброе братство дороже богатства.

Согласного стада и волк не берёт.

Сам пропадай, товарища выручай.

Дружба дороже денег.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот кто правду скажет.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Был бы друг, найдется и досуг.

Не в службу, а в дружбу).

О грамоте.

(Век живи - век учись.

Повторять да учить - ум точить.

Повторенье-мать ученья.

Разум силу победит.

Азбука - к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

От учителя наука.

Ученику - удача, учителю - радость.

Ученье - свет, а неученье тьма.

Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга мала, а ума придала. Перо пишет, а ум водит.

Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сидит.

Ученье - путь к уменью.

Книга не говорят, а правду сказывают.

Наука в лес не ведет, а из лесу выводит).

2)Что вы знаете о фразеологизмах? Для чего они нужны? А что такое синонимы?

Задание: к данным словам или словосочетаниям подобрать фразеологизмы синонимы.

По 1 представителю от команд берут по 3 карточки.

1 .Исчез бесследно - как сквозь землю провалился; как в воду канул. 2.Появился неожиданно - как с Луны свалился; как снег на голову. 3.Очень далеко (куда Макар телят не гонял; за тридевять земель). 4.Недавно - без году неделя.

5.Очень темно (ходить глаз выкали; ни зги не видно). б.Перекусить (заморить червячка).

7.Быстро (во все лопатки; сломя голову; очертя голову; во весь дух). 8.Мало (кот наплакал, с гулькин нос).

9.Делать бессмысленную работу (носить воду решетом; крутиться, как белка в колесе).

Со зрителями:

1 .Говорить искренне - от всего сердца.

2.Тесно - яблоку негде упасть; как сельди в бочке.

3.Мешать кому-либо - совать палки в колеса.

4.Иногда - время от времени.

5.Догонять - наступать на пятки.

б.Наедине - с глазу на глаз, один на один.

3)Отгадайте слово по его лексическому значению. (Капитаны берут карточки).

1 .Начитанность, глубокие и широкие познания - это....

а)        интеллигентность

б)        опытность

в)        эрудиция

г)        талант

д)        самомнение.

2.Отсутствие интереса к окружающим - это ....

а)        рациональность

б)        пассивность

в)        чуткость

г)        противоречивость

д)        чёрствость.

3.Бодрое и радостное восприятие мира - это .... а) грусть б)стойкость

в)        оптимизм

г)        сентиментальность

д)        равнодушие.

II тур - отборочный

1)Расставить ударение в словах за 1 мин. (по карточке)

Положил, красивее, километр, ворота, на доску, копировать, водопровод.

Баловать, добрались, воры, силос, щавель, цемент, углубить.

Торты, звонят, принята, начал, прибывший, крапива, фарфор.

Со зрителями:

Что стоит посередине земли?

Что мы слышим в начале урока?

Какой город сладкий?

2)Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов, (карточки).

Встретить — встретьте Отлынивать - отлынивайте Ускорять - ускоряйте Опрокидывать - опрокидывайте Вымести - выметите Убавлять - убавляйте.

Со зрителями:

Почему летают самолеты?

Какие корни не нужны растению?

Какого цвета тоска?

Чего нет ни в капусте, ни в редьке, нив свекле, но есть в помидорах и огурцах? 3)Найдите ошибки (карточки).

1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». 2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!»

З.Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу.

Со зрителями:

Найти ошибку в предложении: (на обоях) Мой отец занимается отловом живых карасей.

III тур - победный

1 .Исправить ошибки в тексте (карточки)

В средневековой Европе мощёными были лишь те дороги, что сохранялись от времени Древнего Рима. Дома запирались массивной дубовой дверью с коваными петлями. Стекло было дорого, окна в дамах горожане затягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованными яркими красками.

Со зрителями:

-        Что это за существо? (на доске)

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать.

Загадки:

Можно ли измерить цену вкуса и вес горя?

Что можно сделать из жаворонка?

Когда руки бывают тремя местоимениями?

Откуда надо танцевать?

Какая игла не тонет в море?

2.Составить рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву (П). - 5 мин.

Со зрителями:

-        Кто подберет больше причастий к слову «доска»?

(Расшатанная, покосившаяся, исписанная, поцарапанная, покрашенная, стоящая, падающая, купленная, поломанная, починенная, блестящая, потускневшая, отражающая солнце, подкрепленная, приобретенная, вымытая, расчерченная).

Шарады.

1)Первое - нота, второе - игра, а целое встретим у столяра. 2)Первое можно засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим. 3)Подряд три предлога возьмем, а целое на дереве найдем.

З.Я (показываю) - переливаю из пустого в порожнее.

Задание - проинсценировать любые два фразеологизма из числа предложенных (карточки).

держать камень за пазухой

водить за нос

наступать на пятки

хватать на лету

воды в рот набрать

обвести вокруг пальца

клевать носом

ворон считать

Со зрителями;

  1. 3амените устаревшие слова синонимами

Очи - глаза

Чело - лоб

Ланиты - щёки

Уста - губы

Перст - палец

Брань – битва

 Глаголет - говорит

Льзя – можно

 Зрачный - видимый

Брадобрей - парикмахер

  1. Написать слова, в которых есть по 2 музыкальные ноты.
  2. Придумать слова на букву «Э». Кто больше. Называть по порядку.
  3. Преобразовать слова: ложа - жало трепак - паркет вобла - обвал
  4. пион - пони числа - силач планка - клапан конус - сукно.

Подведение итогов

Команда - победитель, самые активные болельщики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...