Главные вкладки

    Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
    методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

    Конева Татьяна Александровна

     

    Цели:

    дать понятие о деепричастном обороте;

    формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

    нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;

    способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deeprichastnyy_oborot.docx21.41 КБ
    Office presentation icon pril1.ppt311.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

    Конева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

    Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

    Цели:

    дать понятие о деепричастном обороте;

    формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

    нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;

    способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

    Оборудование:

    мультимедийный проектор;

    фрагмент песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева;

    рабочие листы учащихся.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Презентация

    1 слайд

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием и подготовимся к сочинению: "Твори добро на радость людям:"

    Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте?

    Ответы учащихся.

    К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, по мнению В.А.Сухомлинского, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты?

    Ответы учащихся.

    Знакомство с темой урока ( 2 слайд) и целями изучения деепричастных оборотов (3 слайд)

    4 слайд

    Задание 1: выделите в предложении грамматическую основу.

    Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

    5 слайд Ответ на задание 1 с дополнительным заданием

    Объяснение нового материала.

    Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?

    Дополнительное задание: заменить первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

    Вспомните, что называется причастным оборотом?

    Так что такое деепричастие с зависимыми словами?

    6 слайд Ответ на дополнительное задание.

    Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.

    Зарождаясь в детстве

    Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.

    7 слайд Ответ на дополнительное задание.

    8 слайд

    Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются.

    9 слайд

    Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения

    Отдавая тепло сердца,

    на душе появляется радость.

    мир ответит тем же.

    человек обретает душевную красоту.

    возникают ростки светлых надежд.

    10 слайд Ответ на задание 2

    11 слайд Репродукция картины Шишкина. (физкульт. минутка)

    12 слайд

    Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).

    Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь.

    Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.

    Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами

    13 слайд

    Полученные словосочетания:

    появляясь на свет;

    наполняя сердце ребёнка добротой;

    просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;

    распространяясь на многое.

    Что вы образовали? (Деепричастные обороты).

    14 слайд

    Примерные предложения:

    Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

    Что у нас получилось? (Текст)

    Какова тема текста?

    Какая проблема поднимается в данном тексте?

    Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?

    Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?

    Какое действие обозначает деепричастие?

    В каких случаях обособляется деепричастный оборот?

    15 слайд

    Самостоятельная работа

    Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие.

    призывать к милосердию;

    впуская в сердце;

    откликнувшийся на беду;

    воспитано с детства.

    16 слайд

    Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.

    Надо любить и ценить в человеке человека.

    Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

    Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

    Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

    17 слайд

    Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания.

    Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.

    Творите добро и мир ответит тем же

    Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.

    Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.

    18 слайд

    Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.

    Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.

    19 слайд Ответы по самостоятельной работе.

    Итог урока

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Только ли о деепричастном обороте мы говорили?

    Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?

    Вывод: Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних. Иначе, как говорит Даниил Гранин, чувство доброты "слабеет и атрофируется".

    20 слайд Изображение Храма Христа Спасителя и прослушивание песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.

    Дом. задание: мини-сочинение на тему: "Твори добро на радость людям" с использованием деепричастных оборотов.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. М.Пришвин Р

    Слайд 2

    Тема: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

    Слайд 3

    Цели: изучить деепричастный оборот; научиться находить деепричастный оборот в предложении; узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.

    Слайд 4

    Задание 1 : выделить грамматическую основу предложения и определить, чем выражены сказуемые. Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

    Слайд 5

    Ответ: Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее. Дополнительное задание: замените первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

    Слайд 6

    Ответ: Доброта зарождаясь в детстве с годами становится сильнее. зарождаясь в детстве Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения; расставьте знаки препинания. , , Х когда

    Слайд 7

    Ответ: Зарождаясь в детстве, доброта становится сильнее. Доброта становится сильнее, зарождаясь в детстве .

    Слайд 8

    Вывод: Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом . Деепричастный оборот , как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие, которое совершается тем же лицом, предметом или явлением, что и основное. Деепричастный оборот на письме всегда обособляется

    Слайд 9

    Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения Отдавая тепло сердца , 1) на душе появляется радость. 2) мир ответит тем же. 3) человек обретает душевную красоту. 4) возникают ростки светлых надежд.

    Слайд 10

    Ответ: Отдавая тепло сердца человек обретает душевную красоту. ,

    Слайд 12

    Задание 3: к данным деепричастиям подберите подходящие по смыслу слова и образуйте словосочетания (см. слова для справок). Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь. Слова для справок: на свет, сердце ребёнка добротой, в грудь, ближнему, на многое.

    Слайд 13

    Ответ: Появляясь на свет; наполняя сердце ребёнка добротой; просачиваясь в грудь; сострадая ближнему; распространяясь на многое. Дополнительное задание: с данными словосочетаниями составьте предложения(5 предложений).

    Слайд 14

    Примерные предложения: Человек, появляясь на свет , имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой . Доброта, просачиваясь в грудь , вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему , человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое , даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

    Слайд 15

    Самостоятельная работа. Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие. 1) Призывать к милосердию; 2) пуская в сердце; 3) откликнувшийся на беду; 4) воспитано с детства.

    Слайд 16

    Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены) 1) Надо любить и ценить в человеке человека. 2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей. 3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки. 4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

    Слайд 17

    Задание 3: отметьте предложение с деепричастным оборотом, расставьте знаки препинания. 1) Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой. 2) Творите добро и мир ответит вам тем же. 3) Изъять милосердие – значить лишить человека нравственности. 4) Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.

    Слайд 18

    Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания. Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.

    Слайд 19

    Ответы к заданиям: Задание 1: пуская в сердце. Задание 2: Раздумывая о доброте , я вспоминал свои прошлые поступки. Задание 3: Призывая милость к падшим , мы воспитываем в себе милосердие. Задание 4: Человек, направляя шаги тропою доброты , помогает радость найти.

    Слайд 20

    Как бы жизнь не летела – Дней своих на жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живём на земле. А.Лесных. Твори добро на всей земле, Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо, Услышавшего тебя рядом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

    Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...

    Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

    Цели урока:            Знать:1.      определение деепричастного оборота;2.      понимать, что д...

    Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

    Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...

    "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"

    Конспект открытого  урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастный  оборот.  Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"...