Обобщение изученого по теме: "Имя прилагательное". - 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Меркулова Галина Сергеевна

Данный урок является урокои обобщения изученного по теме: "Имя прилагательное". Уяащиеся 5 класса в занимательной форме повторяют сведения которые они получили на уроках русского языка, посвчященных этой теме. Некоторые из этих сведений были знакомых детям из курса начальной школы, некоторые приобретены в 5 классе. Поэтому обобщение материала позволило выявить сформированность навыков работы с этой часьбю речи, а так же проверить уровень усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._imya_prilagatelnoe._5_klass.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Тема: Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное». – 5 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, выполнять морфологический разбор слов этой части речи; рассмотреть роль прилагательных в тексте, определить значение слов этой части речи для создания яркого и красочного, образного описания; продолжить воспитание интереса учащихся к русскому языку через интерес к слову, в том числе относящихся к имени прилагательному.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сегодня мы с вами завершаем разговор об имени прилагательном. Цель нашего урока – обобщить изучение об этой части речи. Мы будем пытаться находить имена прилагательные среди слов других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль

  На доске текст. Пока я буду читать его вам, обратите внимание на пропущенные буквы, сформулируйте орфограммы. Кроме того, определите стиль текста.

В синем небе плывут над п…лями

Обл…ка с з…лотыми кр…ями;

Ч…ть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрач…но – румян.

Вот уж веет прохладой ноч…ною;

Грезит колос над у…кой межою;

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

Кротко звезд з…лотое сиянье,

В чистом поле покой и молч…нье:

Точ…но в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

                                          И.С.Никитин.

- Определите стиль текста (художественный).

- Какие еще стили вам известны? (научный и разговорный).

- Перепишите 1-й абзац текста.

  Один ученик у доски. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.

     Поскольку цель нашего урока – обобщить изученное об имени прилагательном, обратимся к словам этой части речи.

- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в этом тексте.

- По каким признакам вы определите, что эти слова – прилагательные? Назовите признаки имени прилагательного.

- Для чего служат имена прилагательные?  Прочитайте текст без них. Что изменилось? Найдите эпитеты.

   Имя прилагательное по праву может сказать о себе:

 Со мною ваша речь красива и точна,

 Когда же нет меня – она, увы, бедна.

 Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

 Соцветым дивных слов легко определю я!

- В записанном четверостишье определите морфологические признаки имен прилагательных(1 человек у доски).

- На какие две группы делятся имена прилагательные?(на полные и краткие).

- Как в зависимости от формы имени прилагательного меняется его синтаксическая роль? Подчеркните имена прилагательные как члены предложения(1 человек у доски).

-Обозначьте орфограмму «Гласные в окончаниях имен прилагательных»(1 человек у доски). Расскажите правило.

- Сделайте морфологический разбор 2-х прилагательных.

- Выводы об имени прилагательном.

III. Два человека у доски. Делим доску(и тетрадь) на две части

Полные

Краткие

    Я читаю предложения, учащиеся записывают имена прилагательные по колонкам, определяют их признаки. Полные прилагательные записывают с существительным, к которому они относятся, обозначают окончание.

  1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

                                        (П-и).

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

  1. Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

                                        (П-и).

- Почему в слове могуч нет Ь? Назовите еще сова на эту орфограмму. Запишите их, орфограмму обозначьте.

4) На чужой стороне и весна не красна.

5) Большому кораблю – большое плаванье.

6) Порывы свежего ветра поднимали сухие листья.

- Какая орфограмма встретилась в этих словах?(«О и е после шипящих в окончаниях прилагательных). Расскажите ее.

IV. Итак, мы многое узнали об имени прилагательном: рассмотрели признаки этой части речи, синтаксическую функцию. Но главное – это то, что имена прилагательные делают нашу речь более красочной, образной, богатой. Не случайно эпитеты – это всегда имена прилагательные.

                          …

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

      Прилагательные служат для характеристики предметов, явлений окружающего мира, людей. Дома вы выписывали из словаря прилагательные, характеризующие людей.

- Прочитайте эти прилагательные(1 ученик читает).

V. Итогом нашей работы будет попытка составить текст, дополнив его недочтоющими именами прилагательными.

                                                                Ландыши.

  Мы знаем … местечко в лесу. На … берегу реки, под … соснами и … … березками, пахнет смолой и … … листвою. У корней деревьев проворно бегают муравьи и густо растут ландыши.

  Мы набрали … букет ландышей и обложив их … … листьями, осторожно принесли домой.

  Мы очень любим ландыши. Их …, … цветы очень похожи на … … колокольчики и так хорошо пахнут!

 Сначала учитель читает текст без прилагательных. Дети расставляют прилагательные. Несколько учащихся зачитывают получившиеся у них варианты. Затем читается авторский текст.

VI. Выводы. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученого по теме: "Имя прилагательное". - 5 класс

Данный урок является урокои обобщения изученного по теме: "Имя прилагательное". Уяащиеся 5 класса в занимательной форме повторяют сведения которые они получили на уроках русского языка, посвчященных э...

Обобщение изученого по теме: "Имя прилагательное". - 5 класс

Данный урок является урокои обобщения изученного по теме: "Имя прилагательное". Уяащиеся 5 класса в занимательной форме повторяют сведения которые они получили на уроках русского языка, посвчященных э...

Урок русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок  систематизации и обобщения изученного по теме "Имя прилагательное"...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...

Урок "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" в 7 классе

Урок  Обобщение по теме «Имя прилагательное»»  - завершающий в изучении данной  темы.  Ему  предшествовал  целый  ряд  уроков, на  которы...

Самоанализ урока "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" в 7 классе

Урок   Обобщение по теме «Имя прилагательное»»  - завершающий  в  изучении  данной  темы.  Ему  предшествовал  целый  ряд...