Самоанализ урока "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Шагина Татьяна Анатольевна

Урок   Обобщение по теме «Имя прилагательное»»  - завершающий  в  изучении  данной  темы.  Ему  предшествовал  целый  ряд  уроков, на  которых  учащиеся  знакомились  с  теоретическими  понятиями,  закрепляли  свои  знания,  отрабатывали  умения  и  навыки  по  отдельным  вопросам  данной  темы. На  этом  уроке  семиклассники  должны  были  обобщить  свои  ЗУН,  привести  их  в  систему, а также повторить различные виды орфограмм и подготовиться к контрольному диктанту. Поскольку  моя  методическая  тема – «Формирование коммуникативной  компетенции учащихся на уроках русского языка через ЛО подход»,  я  и  хотела  показать  на  данном  уроке,  как  решаются  языковые и коммуникативные  на уроке обобщения ЗУН по теме, в том числе посредством работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_v_7_klasse.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока.

Урок   Обобщение по теме «Имя прилагательное»»  - завершающий                                          в  изучении  данной  темы.  Ему  предшествовал  целый  ряд  уроков,                                    на  которых  учащиеся  знакомились  с  теоретическими  понятиями,                        закрепляли  свои  знания,  отрабатывали  умения  и  навыки  по  отдельным  вопросам  данной  темы. На  этом  уроке  семиклассники  должны  были  обобщить  свои  ЗУН,  привести  их  в  систему, а также повторить различные виды орфограмм и подготовиться к контрольному диктанту. Поскольку  моя  методическая  тема – «Формирование коммуникативной  компетенции учащихся на уроках русского языка через ЛО подход»,  я  и  хотела  показать  на  данном  уроке,  как  решаются  языковые и коммуникативные  на уроке обобщения ЗУН по теме, в том числе посредством работы с текстом.

В  основе  изучения  русского  языка  на  современном  этапе  развития  образования   лежат  следующие  ключевые  компетенции: коммуникативная,  культуроведческая,  лингвистическая,  языковая. Свою  работу  как  учитель  русского  языка  я  стараюсь  строить,  максимально  реализуя  эти  ключевые  компетенции.  

Какие  цели  ставила?

1. Обучающая. Обобщить  и  систематизировать  знания  по  теме  «Имя прилагательное». Повторить различные виды изученных офограмм, разборов.

2. Развивающая. Развитие  интеллектуальной,  эмоциональной,  эстетической,   коммуникативной   сфер   личности  школьника;  развитие  речевой  культуры.

3. Воспитывающая.  Воспитание  чувства  любви  к  природе;  познавательного  интереса  к  родному  языку.

Таким  образом,  была  поставлена  триединая  цель  урока.  В  начале  урока  учащиеся  самостоятельно  наметили  цели  урока,  это  доказывает,  что  семиклассникам  было  понятно,  что  от  них  требуется  и  зачем.  После  того,  как  определились  с  целями, пояснила,  что  решать  поставленные  задачи  мы  будем  через  работу  с  текстом.

Почему  меня  заинтересовала тема  «Формирование коммуникативной компетенции учащихся  через ЛО подход»?

Тема работы  школы:  «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в практико-ориентированную образовательную деятельность». Тема моего педагогического опыта является логически обусловленной с точки зрения основных педагогических задач, над которыми работает  коллектив школы-интерната. Личностно-ориентированная среда на уроке русского языка – это развивающая речевая  среда. Использование текста в качестве ключевой единицы на уроке-обобщения создаёт условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения, совершенствуется чувство языка, создаются возможности для саморазвития, самореализации каждого ученика. Это обеспечивает связь текстового подхода с ЛО подходом. Таким образом тема моего педагогического опыта является логически обусловленной с точки зрения  основных педагогических задач, над которыми работает весь коллектив нашей школы.

Работая  с  текстом,  дети  учатся  бережному  отношению  к  слову,  постигают  его  красоту  и  ёмкость,  адекватно  осмысливают  и  истолковывают  точку  зрения  автора (коммуникативная  компетенция  реализуется).   Школьники  учатся  чувствовать  слово,  владеть  им,  правильно  и  красиво  излагать  свои  мысли,  выражать  чувства,  учатся  самостоятельной  познавательной  деятельности.  Работа  с текстом  позволяет  решать  задачи  воспитательного,  лингвистического,  языкового  характера,  осуществлять  принципы  ЛОО,   использовать  в  полной  мере   культуроведческий    и  коммуникативный  подходы.

Посчитала  уместным  начать  урок  стихотворением  А.С. Пушкина «Зимнее утро», чтобы задать позитивный настрой. Кроме того, тему текста, над которыми предстояло работать также о зимнее природе. Коммуникативный  аспект  также  был  реализован:  учащиеся  выполняли  речеведческий  анализ  текста, отвечали  на  поставленные  по  содержанию  текста  вопросы,  адекватно  поняли  замысел  автора,  сформулировали  главную мысль.                                                                          На  уроке  имела место межпредметная связь.  

Работая  с  текстом,  учащиеся    демонстрировали  свои  орфографические  и  пунктуационные  навыки,  знания  теории. По  тому,  как  учащиеся раболи с тексотм, видно,  что они  опираются  на  приобретённый  ранее  опыт.  Неподготовленные  к  подобного  рода  деятельности  школьники  не  смогли  бы  справиться  с  заданием.  

На  уроке  были  использованы  различные  формы  общения: диалог,  монолог, полилог. Старалась  активизировать  работу  учащихся. Использовала  различные  источники  мотивации: целевая  мотивация,  мотивация  успеха.  Уровень  мотивации  был  достаточно  высок.  Даже  если  говорил  один  ученик,  остальные  не  были  выключены  из  общего  режима  работы,  а  выполняли  другие  действия: слушали,  писали, запоминали. Каждый  ученик  осознавал  свою  задачу,  не  сидел  без  дела. Основным  было  вербальное  общение. Для  эффективной  работы  тщательно  подбирала  текст. Хотелось,  чтобы  он  произвёл  впечатление  на  учащихся. Считаю,  это  удалось  сделать.  Развивающий  аспект  урока  раскрывался  через  познавательную  деятельность  на  уроке, через  всю  атмосферу  урока. Структура  урока  была  подчинена  целям  и  содействовала  их  достижению.  Содержание  было  адекватно  целям,  прослеживалась  логика. Учащиеся  на  каждом  этапе  работы  понимали,  что  от  них  требуется. Достаточно  активно  включались  в  работу  на  уроке. Учащиеся продемонстрировали  знания  теории,  умения  применить  свои  знания  на  практике,  навыки  анализа  текста. Был  использован  субъектный  опыт  учащихся. Чувствовался  личностно  значимый  эмоциональный  контакт с  ребятами. Была  создана  атмосфера  сотворчества.

На  уроке  применялись  различные  формы  организации  деятельности:

фронтальный  опрос, самостоятельная  работа, беседа, индивидуальная работа. Беседа  строилась  на  уважительном  отношении  к  мнению  учащихся. При  оценивании  учитывалась  не  только  правильность,  но  и  оригинальность,  сообразительность,  инициативность,  продуктивность.

Старалась  управлять  познавательной  деятельностью  учащихся,  направлять,  подводить  к  правильному  ответу.

На  уроке  были  использованы  методы  проблемного  характера:  частично-поисковый, исследовательский.

Уровень  развития  учащихся  достаточно хороший:  умеют  выявлять  какие-то  особенности,  анализировать,  сравнивать,  оценивать,  доказывать.

За  основу  управления  учебной  деятельностью  учащихся  по  усвоению  материала  брала  рефлексивное  управление. Дети  знали,  зачем,  во  имя  чего  они  выполняли  то  или  иное  задание, сами  подвели  итоги  и  сделали  выводы.

Учащиеся  были  дисциплинированны,  организованны,  достаточно  активны,  сотрудничали  с  учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...