Научно-исследовательская работа по русскому языку
творческая работа учащихся по русскому языку (10 класс) по теме

Научно-исследовательская работа по русскому языку, в которой исследуется категория сравнения на творчестве Б.Пастернака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravneniya_v_poemah_pasternaka.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

Роль сравнений в создании индивидуального поэтического стиля Б.Пастернака (сопоставительный анализ сборников «Сестра моя – жизнь», «Когда разгуляется»).

Булынин Евгений

10 А класс

Научный руководитель

учитель русского языка и литературы

Серская Светлана Владимировна

Кузнецк - 2006


Содержание

1.Место поэзии Б.Пастернака в литературе 20 века.                                  с.2

2.Сравнения в лирике Б.Пастернака:

а) синтаксический аспект, структура сравнений;                                        с.3

б) лексический аспект, тематические группы субъектов и объектов сравнения;                                                                                                       с.9

в) словообразовательный аспект как дополнительное средство связи в сравнении;  

г) фонетический аспект (паронимическая аттракция);                             с.18                                                                    

д) морфологический аспект;                                                                         с.19

е) синестезия.                                                                                                 с.21

3.Итоговое сравнение двух сборников.                                                       с.22

4.Литература.                                                                                                  с.24


  1. Место поэзии Б.Пастернака в литературе 20 века.

Борис Пастернак - крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули его на одно из первых мест в мощном поэтическом движении  1910-1920 годов, на стыке исторических эпох, и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих десятилетий. 1912 годом  помечены стихотворения, которыми обычно сейчас открываются книги поэта, в 1914 году Борис Пастернак выпустил свой стихотворный сборник- «Близнец в тучах», в 1917 году вышел второй сборник «Поверх барьеров».

 В двадцатые годы Пастернак полностью отдается поэтическому творчеству.

Широкую известность принесла книга стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященная Лермонтову. Именно эта книга является показательной для начала творчества поэта.  

В 1956- 1959 году выходят из-под его пера стихотворения цикла «Когда разгуляется»: «Быть знаменитым некрасиво», «Это я разминаю мускулы». В зрелый период творческого пути поэт осознает жизнь как нечто наивысшее, духовное, дарованное Богом.

Но для многих  современников поэзия  Пастернака  оставалась непонятной, запутанной. Форма стихов казалась не в меру субъективной.   Главной  причиной тому была сложность поэтического строя. Сегодня эти споры,  в основном, дело прошлое, облик  поэта все яснее предстает в своей внутренней, органической целостности. Но и сегодня, конечно же, он не разгадан до конца. Поэтому мы попытаемся взглянуть на одну из интереснейших сторон поэзии – форму стиха.

Цель работы состоит в том, чтобы на примере стихов из сборников «Сестра моя – жизнь» и «Когда разгуляется» рассмотреть функции сравнений и их роль в творчестве Б.Пастернака, то есть показать эволюцию творческого метода поэта, индивидуального  поэтического стиля, ведь именно с помощью сравнений осуществляется связь мира и поэзии. Однако при рассмотрении  сравнений мы не стали брать сложные сравнения из-за расплывчатости структуры.

  1. Сравнения  в поэмах Б.Пастернака.

а) синтаксический аспект, структура сравнений.

Поэзия – всегда отступление от обыденной языковой нормы. Но отступление, не вступающее в противоречие с системой языка в целом. Исследователей поэтического творчества интересуют результаты этих отступлений, эффект, достигнутый ими. Стихи Пастернака соответствуют его же определению: «Искусство – дерзость глазомера». Они необычны, свежи и красивы, поэтому обратимся непосредственно к самой структуре стиха. Основу стиха создают  сравнения. Сравнения, с научной точки зрения, - это тропы, состоящие в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Простое наименование признака во всяком художественном тексте не всегда удовлетворяет требованиям выразительности. Чтобы непосредственнее воздействовать на чувство, требуется более конкретное представление о признаке, чтобы описываемый признак был  зрительным, ощутимым. Именно в этом случае он будет воздействовать на чувство читателя, поэтому иногда наименование признака сопровождается сопоставлением характеризуемого с предметом или явлением, обладающим в полной мере данным признаком. Для правильного построения сравнения необходимы следующие элементы:

  1. что сравнивается (субъект, предмет);
  2. с чем сравнивается (объект);
  3. по какому признаку.

С наибольшей полнотой здесь выступает предмет. Например, обратимся непосредственно к сборнику «Когда разгуляется», к стихотворению «Баллада»:

«Как белая пена, бела блюстрада». В этом примере имеются все три элемента сравнения: предмет – блюстрада; объект, «образ» - пена; признак - белая. Такая структура сравнения служит для того, чтобы создать зрительный образ, усилить признак. Однако очень часто приходится иметь дело со сравнениями, где этот элемент опускается и где имеется простое соединение: предмет и образ. Это не значит, что признак отсутствует, - он всегда подразумевается. «Дом высился,  как каланча» - ясно, что речь идет о высоком строении. Глагол «высился»,  который не только уточняет, но и усиливает отсутствующий признак.

В сборнике «Сестра моя – жизнь» преобладают сравнения, где признак не назван, опущен и имеется простое соединение: предмет и образ. Например, в стихотворении «Степь» перед нами возникает сравнение:

«Туман  снотворен, ковыль, как мед» - это сокращенное сравнение. Признак надо домыслить. Он возникает как бы сам собой, потому что он является характерным, отличительным признаком образа. Здесь уже большую роль играют наши ассоциативные связи. Многие сравнения этого сборника мы можем понять лишь интуитивно. Например,  в стихотворении «Как у них»:

«То ветер смех люцерны вдоль высот, как поцелуй воздушный, пронесет».

Что такое «смех люцерны», почему он сравнивается с воздушным поцелуем?

Все это мы понимаем лишь на основе наших представлений, интуиции.

У Пастернака семантический принцип наложения «живого» на «неживое» не сводится к каким-либо локальным проявлениям олицетворения как тропа, а является определяющим признаком его художественной системы.

Многие сравнения и в сборнике «Сестра моя - жизнь», и  в сборнике «Когда разгуляется» соединяются при помощи союзных слов типа «как», «словно», «подобно». Например, в сборнике «Сестра моя - жизнь»:

«Безбрежная степь, как марина…»

«Солнце, словно кровь с ножа…»

В сборнике  «Когда разгуляется»:

«И с занавеской, как с танцоршей…»

«Дом, точно утлая хижина…»

«В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах…»

Таким образом, в сборнике раннего творчества сравнения чаще соединяются при помощи союзов «словно», «будто» (18 сравнений из 40), а в сборнике позднего периода – при помощи союза «как» (53 сравнения из 80). Следовательно, сравнения с союзами словно, будто, в отличие от союза как, обозначают отношения и явления ирреальные, что соответствует взглядам Пастернака в то время и объясняется самим замыслом поэмы.

В позднем же  сборнике «Когда разгуляется» широко представлены сравнения с союзами «как» (56 сравнений), «словно» (14 сравнений), «будто» (24 сравнения). Однако,  нужно заметить, что сравнения с союзом «как» преобладают над сравнениями с союзами «словно», «будто». Это объясняется тем, что в более поздний период своего творчества Пастернак не уходит в мир ирреального, а пытается понять, изобразить мир реальный со всеми его противоречиями. В это время уже изменился характер творчества поэта, изменился его метод.

В обоих сборниках мы находим сравнения в форме Творительного падежа. Творительный падеж дает большую близость сравниваемых предметов. Когда первый предмет как бы не просто похож, он превращается в другой. Это подчеркивает родство явлений в мире:

« Лучи стоят столбами пыли…» («Когда разгуляется», «Тишина»)

«Снуй шелкопрядом тутовым и бейся об окно…» («Сестра моя – жизнь»)

В сборнике раннего творчества сравнения, в структуре которых  содержатся союзы «словно», «будто», «как», представлены шире, чем сравнения в форме Творительного падежа (отношения их 40 к 9). В позднем сборнике «Когда разгуляется» Пастернак использует сравнения в форме Творительного падежа (их отношения 80 к 16). Таким образом, количество таких сравнений примерно одинаковое, это пятая часть всех сравнений, что показывает постепенный переход от внутреннего мироощущения к внешнему.

Сравнения сближают понятия, не связанные между собой  в действительности, и целиком замещают друг друга. Пастернак усиливает впечатление, сосредотачивая формы одного падежа с редким значением:

Луна скользит блином в сметане,

Все время, скатываясь вбок.

За ней бегут вдогонку сани,

Но не дается колобок.

«Когда разгуляется», «Следы на снегу».

В позднем сборнике используются сравнения в форме Творительного падежа, в редком значении. Это связано с прояснением связей между разными явлениями, четкостью понимания их близости, сходства, их взаимопревращений. С течением лет индивидуальный поэтический стиль Б.Пастернака становится ясным, прозрачным. Осуждая всякую манерность, он тяготел к классической форме. Стих его очистился, обрел чеканную ясность. «Я всегда стремился к простоте, и никогда к ней стремиться не перестану»,- писал поэт в январе 1928 года М.Горькому[1], упрекавшему  Пастернака в хаотичности  образов.

В рассматриваемых нами сборниках редко, но встречаются сравнения бессоюзные, где союз опущен, но иногда он и не предполагается. Например:

«Коробка с красным померанцем – моя каморка...»,

«Перчатки – пара шоколадок…»,

«Вокзал, несгораемый ящик…»

В приведенных первых двух примерах союз не предполагается, а в последнем он опущен. С помощью сравнений показана реальность окружающего поэта мира.

Таковы основные грамматические формы сравнений.

б) лексический аспект, тематические группы субъектов и объектов сравнения.

Для Пастернака характерно включение слова, субъекта и объекта сравнения, в круг соответствий стихотворного текста. В зависимости от этого сравнения можно разделить на тематические группы:

1 – природа;

2 – быт;

3 – искусство;

4 – физическое и душевное состояние человека.

Основные тематические группы – природа, быт, искусство – не существуют раздельно (а потому и вычленение их чисто условное), дается сложное соединение, сплав этих тем. Они характерны как для объектов сравнения, так и для субъектов.

Рассмотрим основные группы субъектов сравнения.

Необходимо заметить, что группа субъектов – природа преобладает над остальными. В  сборнике «Когда разгуляется» она развернута шире, чем в сборнике «Сестра моя – жизнь» (51 сравнение из 80 в позднем сборнике, 16 сравнений из 40 в раннем сборнике).

Мне надо его видеть – затем, что стихийно

Над графством шафран сентября заменял

И листья осин, как из цинка цехины,

Усеяли парк, как прилавок менял.

«Когда разгуляется», «Баллада» с.475

Залив клещом впился в луга,

И с мясом только вырвем вечер

Из десен тоже. Берега,

Как уголь, точны и зловещи.

«Когда разгуляется», «Заря на севере» с.480.

В сборнике «Сестра моя – жизнь» тема природы представлена не так ярко, хотя она является одной из ведущих тем сборника.

Например:

Одна из южных мазанок

Была  других южней.

И ползала, как пасынок,

Трава в ногах у ней.

«Сестра моя – жизнь», «Образец» с.82

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь!

«Сестра моя – жизнь», с.77

Пастернак почти не писал стихов, которые можно уверенно назвать пейзажными, обычно стихи о природе у него шире и емче по содержанию.

Но все же каждое стихотворение у него с помощью объектов и субъектов сравнения разворачивается в пейзаж. Появляются краски, оттенки. Постепенно граница между человеком и природой стирается, но восстанавливаются нарушенные мировые связи, первозданность вселенной. Природа выступает как бы синонимом жизни, но не является исключительным и единственным. Богатство мира постигается шаг за шагом.

«Весь мир предстает как явленная тайна». Он загадочен, бездонно глубок. Недаром Марина Цветаева в своей статье «Поэты с историей и поэты без истории» писала, что «круг, в котором Б. Пастернак замкнулся, или который охватил, или в котором растворился, - огромен. Это природа…Природа для него существует только целиком, без оговорок»[2].

Расширение пространства с помощью объектов и субъектов сравнения служит не тому, чтобы расколоть весь мир на две враждебные половины (малое и большое). Не противопоставление, а соединение выводит человека в широкий мир. Скорее, мир сам вбирает и втягивает человека в себя, не требуя от него взамен презрения к повседневному. Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление его единства.

Над свежевзрытой тишиной,

Над вечной памятию лая

Семь тысяч звезд за упокой,

Как губы бледных свеч, пылают.

«Когда разгуляется», «Мельницы» с. 476.

Но природа для Пастернака – это все то, что окружает человека – Божий мир, земля и небо, город, вещи, обиход:

Все утро голубь ворковал

У вас в окне,

На желобах,

Как рукава сырых рубах,

Мертвели ветки.

«Сестра моя – жизнь», «Еще более душный рассвет» с.97.

Бушует бульваров безлиственных заговор.

Торжественно. Грозно. Беззвездно и боязно.

На сборное место, город! За город!

И хлопья мелькают, как лампы у пояса!

«Когда разгуляется», «Сочельник» с. 475.

В раннем сборнике один из главных образов, который связывает объект и субъект сравнения, является «жизнь – сад». Образ сада, плачущего после дождя, сада, пронизанного солнцем, сада с дорожками, бегущими в степь.

У капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез.

   «Сестра моя – жизнь», «Ты в ветре, веткой пробующем…» с. 77.

Затем этот образ эволюционизирует. И в поздней  лирике возникает Гефсиманский сад – место испытания духа и небывалой, самоотверженной жертвы, образ евангельский. Пастернак исходит из очевидных, настоящих ценностей жизни. Вещи, обиход, как целый мир, втягиваются в атмосферу искусства. Сады, пруды, ограды, одухотворяясь, сохраняют реальность бытия. Таким образом, тема искусства решается во взаимосвязи с темами природы и быта. Искусство у поэта неотделимо от жизни. Оно вбирает, впитывает жизнь. Это свой особый мир у Пастернака. Поэт общается через искусство с миром, стремится провозгласить единство мира, найти всеобщую связь самых разных явлений.

Я разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

«Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти …» с 480.

Тема искусства в группе субъектов наиболее полно представлена в позднем сборнике «Когда разгуляется», а в  сборнике «Сестра моя – жизнь» эта тема менее ярко выведена, причем  очень часто она встречается в сложных по структуре сравнениях. Таким образом, в сборнике «Когда разгуляется» тема искусства встречается в пяти сравнениях  (из 80), а в сборнике «Сестра моя – жизнь» - в трех (из 40).

Еще одна тема в группе субъектов выведена отчетливо. Это тема быта.Здесь сравнения перерастают как бы в самостоятельный сюжет. «У Пастернака… в коробку с красным померанцем могут вместиться вся жизнь, весь мир», - пишет  В.Н.Альфонсов[3]. Эта тема является одной из особенных тем. Она прослеживается как в раннем, так и в позднем сборниках.

Я поселился здесь вторично

Из суеверья

Обоев цвет, как дуб коричнев,

И – пенье двери.

«Сестра моя – жизнь», «Из суеверья» с.80

Дом высился, как каланча,

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

«Когда разгуляется», «Музыка» с. 444.

Ночь до рассвета просижена.

Весь, содрогаясь от храпа,

Дом, точно утлая хижина,

 Хлопает дверцею шкапа.

«Когда разгуляется», «Музыка» с. 444.

Коробка с красным померанцем

- моя каморка.

О не об номера же мараться

По гроб, до морга!

«Сестра моя –жизнь», «Из суеверья» с. 80.

Эта тематическая группа  обширная в творчестве Пастернака. Она находится почти в «равновесии» в обоих сборниках. В раннем творчестве она только начинается, а в позднем творчестве получает продолжение. «Быт для Пастернака почти всегда в движении», - писала Марина Цветаева[4]. И мы доказали это утверждение.

В лирический стих  поэт  свободно вводит  бытовую, разговорную лексику, просторечия, устаревшие слова, то есть обозначает самые низкие реалии наравне с самыми высокими. Все эти сниженные пласты не контрастируют с книжной, поэтической или высокоэкспрессивной лексикой, а «помещаются» в один общий строй лирического высказывания. Это искуснейший прием поэта. Такой прием показывает то, что Пастернак  стремился к простоте слога, горячо любил родной язык, в совершенстве знал его.

Тематическая группа, показывающая физическое и душевное состояние человека, шире и сложнее представлена в раннем творчестве. Пастернак как бы всматривается в себя, хочет погрузить читателя в состояние своей  души, в состояние своего творчества. Он ставит перед собой цель уловить и передать подлинность настроения, атмосферы, окружающей его. Мы как бы находимся «внутри», являемся не пассивными наблюдателями, а активно живущими, понимающими состояние поэта. В связи с этим сравнения строятся на ассоциативных связях:

Попытка душу разлучить

С тобой, как жалоба смычка,

Еще мучительно звучит

В названьях Ржакса и Мучкап.

                                  «Сестра моя - жизнь», «Попытка душу разлучить…» с.78.

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Терялась ты в снедающей гурьбе.

Но, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

                               «Когда разгуляется», «Мне снилась осень» с. 465.

Сравнения дробятся, множатся, обступая взятый субъект со всех сторон. Это уже знакомый поэту мир, помогающий понять новое.

Мы подробно рассмотрели лишь группы субъектов сравнения. Но в сравнениях присутствует объект - предмет.

Группы объектов аналогичны группам субъектов ( природа, быт, искусство, физическое и душевное состояние человека). Часто у раннего Пастернака лирическое самовыражение идет через эти темы, например, через природу:

Не знаю, решена ль

Загадка зги загробной,

Но жизнь, как тишина

Осенняя, - подробна.

                              «Сестра моя- жизнь», «Давай ронять слова…» с.111.

В группах объектов, как и в группах субъектов, нет деления природы на живую и неживую. Пейзаж существует на равных правах с человеком, с автором.  

В больной душе, щемя, мечась,

Большой, как солнце, Балашов

В осенней ранний час.

«Сестра моя – жизнь», «Балашов»  с.111.

Группы объектов создают и помогают понять образ, субъект. Д.С.Лихачев писал, что у Пастернака важнее то, с чем сравнивается, то есть объекты сравнений.

В сборнике «Сестра моя – жизнь» Пастернак захватывает все новые и новые вереницы пейзажей.

В полдень вновь синеют выси,

Опять стога, как облака,

Опять, как водка на анисе,

Земля душиста и крепка.

                                 «Когда разгуляется», «Стога» с.430.

Природа у Пастернака одушевлена плодотворной деятельностью человека.

Поэт  мог  с великим мастерством и пристальностью нарисовать точными поэтическими формами мельчайшие приметы осеннего сада, замечая сурьму листьев рябины на коврике, и страдающие губы обреченных на гибель астр.

Эта тематическая группа в раннем творчестве развернута шире, чем в позднем: в сборнике «Сестра моя – жизнь» таких сравнений – 27 от общего количества (40), а  в сборнике «Когда разгуляется» их- 35 от общего количества (80). Таким образом, мы видим, что тема природы постепенно расширяет границы восприятия, лирический субъект органично переходит во внешний мир и ощущает его «своим».

 В позднем же сборнике группа объектов развернута в теме быта ( 28 сравнений от 80). Эта тема является одной из важных для поэта.

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный, верный рассказчик,

Границы горюнивший люк.

«Когда разгуляется», «Вокзал» с.467.

Обилие бытовых деталей, подробность бытовых реалий показывает прозаичность жизни, восприятие ее поэтом.

Тематические группы объектов – физического и душевного состояния и искусства – не так часто встречаются в сборниках. Эти группы не такие обширные. Их количество приблизительно одинаковое:

Тогда просыпаются мельничные тени,

Их мысли ворочаются, как жернова,

И они огромны, как мысли гениев,

И тяжеловесны, как их слова.

«Когда разгуляется», «Мельницы» с. 476.

Только краешек неба расчистив,

Солнцем даль обольется во мгле,

Чистота свежевымытых листьев

Блещет живописью на стекле.

«Когда разгуляется», «Только краешек неба расчистив…»  с.520.

Мир во всех его стихах с помощью сравнений предстает двигающимся, пульсирующим. Все темы и по субъектам и по объектам переплетаются, взаимодействуют. Например, природа ( по объектам) взаимодействует с бытом, искусством, с состоянием человека:

Сквозь блузу заронить нарыв

И снятся красной балериной?

Всадить стрекало озорства,

Где кровь, как мокрая листва?!

«Сестра моя- жизнь», «Наша гроза» с. 87.

Пыльный мак паршивым щенком

Никнет в жажде берегущей

К дню, в душе его кипящему,

К дикой, терпкой божьей гуще.

 « Сестра моя – жизнь», «Мухи мучкапской чайной» с. 98.

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлала…

«Сестра моя – жизнь», «Наша гроза» с.87.

Манера письма Пастернака необычна; необычны и формы поэтического языка. От степени привычности формы зависит воздействие, заставляет  задуматься. Сравнение – одна из форм поэтического языка, чаще всего непривычные, неожиданные, поэтому сравнения действуют с особой силой на воображение.

в) словообразовательный аспект как дополнительное средство связи в сравнении.

Проводя наблюдения, можно заметить словообразовательную связь элементов сравнения. Словообразовательный аспект увеличивает сходство частей сравнения  за счет повтора морфем. Б.Пастернак использует «предмет» и «образ» с аналогичными морфемами, например:

Но навалились пустяки

Горой, как снежные завалы,

 Зима, расчетам вопреки,

Наполовину миновала.

Элементы сравнения имеют одинаковую корневую морфему, таким образом, сближаются такие элементы сравнения как признак и объект. Признак выделяется из объекта, удваивается, прочнее связывает элементы. В связи с этим возникает новый смысл, который оттеняет все стихотворение, усиливает значение безвыходности.

В позднем сборнике:

Все в белых хлопьях кроется,

На ощупь, как пропойца,

Проходит тень во двор...  – элементы сравнения имеют одинаковый аффикс про-. С помощью словообразовательных связей выделяется значение неуверенности, потерянности, гибельности проходящей тени.

Поэзия Пастернака живописна и музыкальна. Любая деталь служит лишь общей выразительности стихотворения. Этой цели подчинены звуковая, фонетическая связь элементов сравнения.

г) фонетический аспект (паронимическая аттракция).

Паронимическая аттракция сближает синтаксически связанные слова. Звуковые связи в сравнениях более глубокие, показывают, что разные понятия как бы сотворены из одной звуковой материи. В сборнике «Сестра моя – жизнь», в стихотворении «Душная ночь» (с. 76):

Селенье не ждало целенья,

Был мак, как обморок, глубок.

И рожь горела в воспаленьи,

И в лихорадке бредил бог.

Сближая понятия, поэт подчеркивает способность мака погрузить в сон, его колдовство.

В сборнике «Когда разгуляется» (с.506) мы находим следующие сравнения:

Обрубки дней, как сахар хрупки,

И галек мелко наколов,

Знай, скатывает море в трубки

Белок разорванных валов.

Наблюдается фонетическая связь К-Х-Р у объекта и признака, но больше у предмета и признака.

Что сталось с местностью всегдашней?

С земли и с неба стерта грань.

Как клетки шашечницы, пашни

Раскинулись, куда ни глянь.

Наблюдается звуковая связь между предметом и объектом.

Вихрь, что, как кучер, облеплен, как он,

Снегом по горло набит и; как кучер,

Взят, перевязан, спален, ослеплен,

Задран и к тучам, как кучер, прикручен.

Группы ХР-КР связывают все три элемента сравнения с общим признаком по действию «крутить».

Солнце садится, и пьяницей

Издали, с целью прозрачной

Через оконницу тянется

К хлебу и к рюмке коньячной.

В этом случае связывается признак и объект по значению «сильной тяги», «неодолимости», в позиции рифмы.

Сцепление схожих звуков в строке, перекличка этих звуков скрепляет текст, обогащает его ассоциациями, внедряет в нашу память. Фонетические связи в сравнении наблюдаются между субъектом и объектом, признаком и объектом. Звуковые связи заметнее в раннем творчестве. В этот период паронимическая аттракция эффектнее, необычнее, иногда заменяет собой смысловые связи. В позднем же периоде это явление почти не встречается.

Звуковые связи таят некую взаимосвязь рисуемых реальных предметов. Все слова сравнения как бы стянуты единой фонетической сетью. Глубокие звуковые повторы внутри сравнений порой кажутся необъяснимыми, неожиданными, но они почти никогда не вырываются из общего рисунка, не нарушают естественных интонаций.

д) морфологический аспект.

Б.Пастернак в своих стихах использует много имен собственных. Так цикл «Сестра моя – жизнь» посвящен Лермонтову. И в сравнениях Пастернак не раз вводит имя великого поэта:

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цехгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.  с.74.

Пастернак вводит в сравнения и конкретные географические названия:

Что в мае, когда поездов расписанье,

Камышинской веткой читаешь в купе,

Она грандиозной  святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

Разметав отвороты рубашки,

Волосато, как торс у Бетховена,

Накрывает ладонью, как шашки,

Сон и совесть, и ночь, и любовь оно.

«Сестра моя –жизнь», «Определение творчества» с.78.

Употребление имен собственных в сравнениях последовательно прослеживается только в раннем сборнике. В позднем же сборнике имен собственных почти не встречается. Имена собственные выступают в роли объекта, но  встречаются сравнения, где собственные имена выступают в роли субъекта. Это проявляется в сравнениях, которые описывают конкретные географические названия. Географические названия, точнее объекты, причем крупные, знаменитые поражают поэта. В связи с этим и мелкие (камышинская ветка) предстают перед читателем тоже грандиозными. Имена собственные (имена писателей, музыкантов, художников) – это имена близкие Б.Пастернаку, имена тех, перед кем он приклонялся, кого любил.

Отвлеченные имена существительные встречаются в обоих сборниках:

Двор, это ветер, тем родственен мне,

Что со всего околотка, с налету,

Он объявленьем налипнет к стене;

Люди, там любят и ищут работу!

«Когда разгуляется», «Посвящение» с.473.

Его (будущее) не втянешь в разговор

И не заластишь.

Таящееся, словно бор,

Оно- все настежь.

«Когда разгуляется», «Далекая слышимость» с. 523.

Таким образом, отвлеченные имена существительные чаще всего выступают в роли субъекта сравнения и сближаются с конкретными существительными в роли объекта.

е) синестезия.

В раннем творчестве наблюдается явление синестезии – впечатление, характерное для одного органа чувств, связывается с другим, например:

Рассвет был сер, как спор в кустах,

Как говор арестантов…

«Сестра моя – жизнь», «Еще более душный рассвет»  с 88.

Душа душна, и даль табачного

Какого-то, как мысли, цвета

У мельниц – вид села рыбачьего

Седые сети и корветы.

«Сестра моя – жизнь», «Мучкап»  с.69.

В приведенных примерах связываются впечатления, характерные для цвета и звука, для зрительного и физического ощущения, для мысли и цвета. Синестезия помогает понять образ, создаваемый поэтом, помогает понять ощущения, которые испытывает автор, стремится передать в своих стихах. Однако это явление очень сложное и встречается в сборниках редко.

Анализируя сравнения, мы убеждаемся, что в раннем сборнике  индивидуальный стиль Б.Пастернака сложен. Поэт пропускает несущественное, прерывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю о них догадываться.

Так, к примеру, построено у него стихотворение «Мухи мучкапской чайной» (с. 99), где сравнения носят ассоциативный характер.

Солнце, словно кровь с ножа,

Смыл – и стал необычаен.

Словно преступленья жар

Заливает черным чаем.

Такое явление наблюдается на протяжении всего сборника. В более позднем сборнике «Когда разгуляется» сравнения  становятся точнее, приобретают чеканность, ясность. Здесь уже редко  встречаются сравнения, основанные на ассоциациях, они становятся реальными.

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

«Когда разгуляется», «Музыка» с.444.

3.Итоговое сравнение сборников.

Если внимательно посмотреть на ранний сборник «Сестра моя – жизнь», то можно заметить, что это произведение состоит из следующих циклов:

«Не время ль птицам петь»,

«Книга степи»,

«Развлеченья любимой»,

«Занятье философией»,

«Песни в письмах, чтобы не скучала»,

«Романовка»,

«Попытка душу разлучить»,

«Возвращение»,

«Елене»,

«Послесловье».

В сборнике содержится 44 стихотворения.

В 36 стихах сборника мы наблюдаем сравнения различной структуры. В циклах сравнения (по первому и последнему стихотворению) распределяются следующим образом:

1

цикл

2

 цикл

3

цикл

4

цикл

5

цикл

6

цикл

7

цикл

8

цикл

9

цикл

10

цикл

Перв.

Перв.

  ---

  ---

Перв.

Перв.

Перв.

Перв.

  ----

Перв.

Послед.

Послед

Послед

Послед

     --

Послед

Послед

  ----

Послед

 ---

  2

    2

   1

   1

     1

   2

   2

    1

    1

  1

Таким образом, распределение сравнений пропорционально, роль их значительна в создании индивидуального стиля поэта. В раннем творчестве поэзия сложна, многогранна, его внутренний мир  преобразуется в состояние внешнего мира и наполняющих его предметов.

 Сборник «Когда разгуляется» не делится на циклы. Он выступает как единое целое, его структура проста, естественна. Всего в сборнике насчитывается 51 стихотворение. В семи из них не содержится сравнений, а в 44 сравнения присутствуют. Все они разнообразны по своей структуре, но  их распределение  не подчиняется строгим правилам. Это доказывает, что индивидуальный поэтический стиль в  позднем творчестве становится четче, проще, уже нет неясных, ассоциативных значений. Анализ сравнений показал, как совершенствуется творческий метод писателя.


Литература

1.Альфонсов В.Н. Поэзия Б.Пастернака. Л.: Советский писатель, 1990.

2.Вейдле В. Пастернак и модернизм. – Литературная учеба, 1990, № 1.

3.Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М.: Советский писатель, 1989.

4.Лихачев Д.С. Поэзия стихотворная и прозаическая. – В кн.: Избранные работы в трех томах. Л.: Художественная литература, 1987.

5.Некрасова Е.А. Сравнения в контексте творчества Б.Пастернака. – В кн.: Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982.

6.Смирнов И.П. Борис Пастернак. Метель. – В кн.: Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

7.Теленкова М.А., Розенталь Д.Е. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1974.

8.Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.

9.Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991.


[1] Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли, стр.25

[2] Цветаева М. И. Об искусстве, стр. 34

[3] Альфонсов В. Н. Поэзия Б. Пастернака, стр. 47

[4] Цветаева М. И. Об искусстве, стр. 63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Научно-исследовательская работа по русскому языку по теме "Лексический анализ годонимов города Тары"

В данной работе мы исследовали нименования годонимов-улиц г. Тары. Изучив архивные документы, мы  узнали, что в нашем городе 201 улица, из них переулков - 7, площадей и скверов - 3. часть улиц но...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

Использование кейс-технологии при подготовке к научно-исследовательской работе по русскому языку

Использование кейс-технологии при подготовке к научно-исследовательской работе по русскому языку...

научно-исследовательская работа по русскому языку

Работа составлена на НПК "Шаг в будущее"...