Открытый урок по русскому языку по теме «Причастный оборот»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок-путешествие с использованием лингвистической сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме
«Причастный оборот»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который»
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные
Оборудование: карточки, иллюстрации
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2. Актуализация
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом
Учитель. В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):
Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое...
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, - поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, - вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
3. Работа по образованию причастий
Цель: показать на примерах процесс образования причастий
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает — рассказывающий, который смеётся — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал — ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал — уставший))
4. Выполним упражнение
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
- Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.
- По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
- Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
- На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам…ра.
- На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.
- На многоступенчатой пир…миде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
КВАДРИГА – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми
- Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м…взолея.
- Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
6. Выполнение разноуровневых заданий
Цель: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности, который соответствует оценке.
Уровень «3»
Закончите таблицу
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» |
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах
Уровень «4»
Закончите таблицу, используя слова из упражнения
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» |
КЛЮЧ
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | шедевр |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | камера |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | эра |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» | прах |
Уровень «5»
Соединительными линиями покажите соответствия
Французское | «помещение со сводообразным потолком» | шедевр | ||
Старославянское | «труд, достойный мастера» | эра | ||
Греческое | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | прах | ||
Греческое | его происхождение связано со словом «порох» | камера | ||
Латинское | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
Французское | «помещение со сводообразным потолком» | шедевр | ||
Старославянское | «труд, достойный мастера» | эра | ||
Греческое | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | прах | ||
Греческое | его происхождение связано со словом «порох» | камера | ||
Латинское | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
7. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
КЛЮЧ
Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
КЛЮЧ
Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
3. Особое внимание привлекала окружённая усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
КЛЮЧ
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.
8. Подведение итогов урока
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова).
9. Домашнее задание
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.
Шарик, который летит, — летящий.
Снежок, который хрустит, — хрустящий.
Ручей, который журчит, — …
Речь, которая звучит, — …
Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.
Итак, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...
открытый урок по русскому языку по теме« Повторение по теме «Глагол».
" Повторение изученного по теме "Глагол"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-677845-1443939031.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....
Презентация к уроку русского языка по теме "Причастный оборот", 7 класс
Данный материал использую при отработке навыка обособления причастных оборотов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1090083-1544037351.jpg)
Презентация к уроку русского языка на тему: "Причастный оборот"
Презентация предназначена для использования на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы "Причастие"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260949-1369925758.jpg)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Причастный оборот»,
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причстный оборот" предназначен для формирования у учащихся умения определять границы причастного оборота в предложении,выработки практического умения ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/10/picture-455943-1402376648.jpg)
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...