Словарная работа на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Дерюга Людмила Павловна

Словарная работа - один из путей повышения языковой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_slovarn._rabota.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Ефремов

Доклад по теме самообразования

«Словарная работа на уроках русского языка –

один из путей повышения языковой культуры».

Подготовила Дерюга Л.П.                                                                                                                 учитель русского языка и литературы.

2012-2013 учебный год

Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся.

Разговор о русском языке и культуре речи очень актуален в настоящее время, время активных и предприимчивых людей. Открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Действительно, яркое и страстное слово во все века, как свидетельствует история развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Без правильной речи нельзя обойтись. Потому что бизнес- это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. И обычные человеческие отношения - дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами.

Русский язык по праву считается одним из богатых, сильных и выразительных языков мира. Обращение сегодня к русскому языку и культуре речи очень своевременны, да и просто необходимо. Мы способствуем воспитанию уважения к своему языку, к самому себе, к своей Родине. А значит, решаются задачи по развитию коммуникативных способностей учащихся, а так же задачи нравственно- патриотического воспитания. Русский язык- это не только предмет изучения, но и средства обучения в работе по другим предметам.

Словарная работа на уроках русского языка помогает совершенствовать речь учащихся. Вызывает познавательный интерес к родному языку и делает обучение более продуктивным.

«Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важнейший момент: слово- инструмент познания мира. Именно поэтому я с особой тщательностью отношусь к организации словарной работы на уроках русского языка.

По большому счету весь урок языка- работа со словом. Через слово ученики узнают и сознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и ...сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

В методике различают словарно- семантические и словарно-орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

...Сотни слов, родных и метких,

Скинув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни.

Чтобы речь- людское чудо-

Не скудела в наши дни.

Объединив словарно- семантическое и словарно- орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроке мы рассматриваем слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико- семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слово. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предложения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберем близкие по значению слова. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием.

Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать.

На доске четко и аккуратно написано слово, выделены «трудные» буквы, подчеркнуты «ошибкоопасные» места. Работа над орфографией начинается с побуквенного проговаривания слова по слогам (хором несколько раз). Затем это слово заносится в тетрадь и учащиеся, закрыв глаза пытаются запомнить орфографический облик слова, опять же (шепотом) по слогам побуквенно его проговаривая. После этого пробуем заставить слово работать в контексте- словосочетании и предложении. Записав слово три- четыре раза, ученик невольно запоминает его.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этимологический аспект (пятый) в освоении слова очень важен, но рассмотрение его затруднено отсутствием нужного справочного материала (этимологического словаря). Поэтому в своей работе я использую этимологию слова как подспорье, как дополнение, порой помогающей объяснить и запомнить значение слова и его написание. Как правило, этимологические справки дает учитель. Этот прием - этимологическая справка- формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут еще одной ступенькой к овладению слова. На втором этапе (последующие уроки) возможны такие виды упражнений.

1. Орфоэпический диктант- правильное произнесение записанных на доске слов. Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

2. Диктант «Угадай словечко!» - учитель дает толкование, дети записывают само слова.

3. Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование. Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.

4. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить- предоставить, одеть- надеть, экономный- экономичный); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.

5. Зрительные диктанты используют как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3-7 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочередно демонстрируются учащимся по 10-30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки ни у одного ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. Такой вид упражнений V-VI классах, кроме прочего, еще помогает улучшить технику чтения. Зрительный диктант особенно полезен, на мой взгляд, при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматики приходит зрение как серьезный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработки навыка правописания. Именно на зрительную память опирается и работа с орфографическим словарем.

Школьный орфографический словарь- необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С пятого класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся- подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико- орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся «школьным толковым словарем» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповский и Г.П. Снетовый, дома помогают более солидные: С.И. Ожегова, академический. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения ... всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.

Включив новое слово в контекст, то есть составив словосочетание и предложение ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания- это тоже работа со словарем.

После ознакомительной работы ученик пишет свое «Слово о слове». Вот пример освоения слова автограф учеником VII класса - сочинение «Осенняя миниатюра».

«Осень приносит с собой конец лета, первые морозы, листопад. Листопад- это автограф осени и самое красивое зрелище, какое мы можем увидеть...»

Не правда ли, звучит красиво: «Листопад-автограф осени». Здесь на лицо не только овладение лексико-семантческим уровнем словаря, но и созданием с его помощью яркого художественного образа.

Кроме словарных слов, на уроках мы с ребятами тщательно рассматриваем и проверяем написания. Работа с ними включает в себя и словарные диктанты из слов с одной определенной орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм, и орфографический разбор, и орфоэпический диктант (из грамматических форм слов), и тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся, и работу над ошибками, и творческие задания.

Например, дается набор глаголов, вызывающих у детей трудности при образовании каких-либо грамматических форм. Необходимо, включив глаголы в контекст, употребить их в форме 2-го лица ед. числа. Вот эти глаголы: видеть, гладить, мыть, дышать, смотреть, выгонять, плескаться, улыбаться. А у ученицы VII класса получается такая зарисовка:

«Ты смотришь вдаль и видишь бесконечную гладь моря. Бежишь по воде, молчишь- моешь ноги, затем ныряешь, плещешься, плаваешь, дышишь свежим воздухом. Потом лежишь, загораешь, пропускаешь песок сквозь пальцы, гладишь его горячую поверхность. Ты выгоняешь из головы все плохие мысли, ты улыбаешься, ты счастлив!»

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему- обогащению словарного запаса- программа не отводит специального времени). Ну и в силу того, что в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучение всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для нее, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Я практически всегда отвожу словарной работе не менее 5-7 минут, вводя ее в урок на разных его этапах.

Собственно словарная работа, ограниченна тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Предполагаю, что в нашем случае она может быть продолжена на факультативе в 8-9 классах по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка, его территориальных вариантов.

Важно только помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.

Русский мыслитель И.А. Ильин сказал когда-то: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. Горе нам, что не умели мы беречь наш язык, бережно растить его- в его звучании и закономерной свободе. Русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его- его язык».

Литература:

  1. Иванова А.М. Урок, посвящённый словарям // Русский язык в школе, 1991, №6.
  2. Картаев М.У. Брифинг или пресс-конференция? // Русский язык в школе, 1992, №3-4.
  3. Костяева Т.А. Материал для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов// Русский язык в школе, 1993, №4.

  1. Косолапова Л.А. Обобщающий урок . в гостях у словарей// Русский язык в школе, 1992, №2.
  2. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся// Русский язык в школе,1998, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...