Открытый урок по русскому языку в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

 

« Путе)« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому ученику.

Д

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Тема: « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)

                         

Цель урока: а) закрепить полученные умения и навыки на предыдущих уроках по  

                            данной теме, повысить грамотность письма учащихся;

                       б) прививать и воспитывать у учеников любовь к русскому языку,  

                            чувство ответственности за соблюдение норм русского

                            литературного языка.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация сформированных умений и навыков.

Слово учителя:

Путешествие в страну Русского языка - это доступно каждому. К вашим услугам- теплоход «Морфология». На нём вы совершите тур в пределы государства, где обитают языкознанцы. Вас ждут чудеса: заход в столицу Сущград, встреча с президентом Прилом, посещение самого большого водопада Глагола, отдых у Чернильного моря, посещение замка Орфографии. Этот тур будет вам стоить всего 30 пятёрок(6 учеников). У нас самые низкие цены. Получите «5» - и вы уже в пути.

На доске заранее написаны задания:

1.

А) Вставить буквы:

Долго р…сл ор…стение, выр…щенное р…стовщиком из Р…стова по имени Р…стислав, пока р…сток не перерос возр…стной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все р…стительные преграды, став добычей работников пищевой отр…сли.

Б) Синтаксический разбор:

Рыжий котище спал на бревнище и  повесил вниз хвостище.

Ученик рассказывает сказку « Тревожные события».

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих самолётов сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали город глупостью, парашютисты между синеватых облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы. Но каждый житель поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом дружбы был достроен.

                                                                    ( Л.Гдалевич и др.)

В) Работа со спроецированным текстом (учащимся нужно исправить ошибки + элемент занимательности)

Дарагой друк, здравствуй!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весела, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарки, фкино, наречки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне.

Дасвиданья.Пьос.

                                                                                                                                                   2.Запись с объяснением. К прилагательным, употреблённым в переносном значении, учащиеся подбирают синонимы, (работа у доски и в тетрадях)

Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, почётный караул, шёлковый костюм, тяжёлый человек, неясный шёпот, жёсткая дисциплина, ровный шов, мягкая шёрстка, чёрствый человек.

3.Предупредительный диктант(работа по орфографии и синтаксису)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. Я помню осенние ноги, берёзовый шорох теней. За горами, за жёлтыми  долами протянулась тропа деревень. (С. Есенин)

4.Работа с перфокартами( ы-и после ц)

Циклон

цифра

Огурцы

Цыпочки

Экспедиция

Лекция

Цистерна

Цирк

Границы

Круглолицый

Цыган

Цинга

Секция

Гостиницы

Редакция

Конституция

Цыц

Улицы

Курицы

Циферблат

Циркач

Операция

Сестрицы

Проводницы

лисицы

Таблицы

Куцый

5.Устная работа (лексика+орфография).Заменить развёрнутое определение синонимом, состоящим из одного слова.

Молодой лес (поросль), отдельная область науки, производства(отрасль), частый кустарник, которым заросло одно какое-нибудь место(заросли), тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок(шёпот), глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь(шорох), число, которое складывается с другим с помощью сложения(слагаемое), основной закон государства(конституция), инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах(циркуль), плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые)

.

6.Образуйте слова с данными морфемами (словообразование + орфография)

1) ся     ближ    при     а   л   (приближался)

2) ый    ост   жал    без    н  (безжалостный)

3) по    сь   каз   а   л   о       (показалось)

7.Занимательная лингвистическая сказка:

Однажды в выходные я решил сделать уроки пораньше, чтобы потом как следует отдохнуть. Я встал в семь часов утра и начал заниматься. Сделал почти всё, кроме русского языка. Устал. Только на секунду закрыл глаза, как вдруг увидел…

Моя комната оклеена обоями с изображением двоек. Мой карандаш украшен двойками. Линейка причудливо изогнута в виде двойки. На тетрадке обнаружилась надпись: « Если хочешь стать президентом, учись только на «два». Я выбежал на улицу: там тоже всё черным-черно. Люди напоминали уродов: короткие ноги и руки, тело вывернуто в форме той же надоевшей двойки.

Я забежал в кафе; там меня особенно поразила дверь с надписью: «Только для двоек».

Расстроенный, я вышел на улицу. Вдруг ко мне подходит полицейский, молча надевает наручники и ведёт в машину. Привёз он меня к королю Двоек. Король провозгласил: «Ты нарушил правила въезда в нашу страну. По законам страны Двоек ты не имел права оказаться здесь: в твоём дневнике можно встретить «тройки», «четвёрки», даже «пятёрки», но очень много «двоек». Ты заслужил наказание: за это я посажу тебя в тюрьму на десять лет. Это твой последний шанс».

Я ужасно испугался, но тут услышал голос мамы: «Саша, вставай, ты ещё не все уроки сделал!»

«Как хорошо, что это только сон,- подумал я облегченно.- Надо как следует выучить уроки, чтобы никогда не попадать в эту ужасную страну».

Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...