Уроки №25-28. Самостоятельные части речи (учебник А. И. Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Уроки № 25-26, 27-28 (продолжение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_25-26_27-28.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 25-26

Тема: Морфология.  Самостоятельные части речи.

Цель: обобщить знания о существительном, прилагательном, числительном, местоимении (об их грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках, правописании)

ХОД

I. Вызов.  Вопросы на выявление остаточных знаний:

- Что изучает морфология?

-  Что входит в понятие часть речи?

- По каким трём признакам различают части речи?

- На какие две группы делятся части речи?

-Приведите примеры слов разных частей речи.

II. Реализация смысла. Объявление темы  и целей урока.

1. Чтение учащимися материала учебника о  существительном, прилагательном, числительном, местоимении (стр. 74-76).

2. Беседа с обобщённой характеристикой частей речи:

1) Каково общее грамматическое значение им. сущ., им. прил., им. числ.?

2) Грамматическое значение им. сущ. - значение предмета, или предметности. -Как вы понимаете «значение предметности»? - В чём оно выражается, в каких  грамматических формах? - Приведите примеры сущ-х, обозначающих действие, признак.

3) Назовите группы сущ-х в зависимости от их значения.  Приведите примеры.

4)  Назовите группы прил-х в зависимости от их значения.  Приведите примеры.

5) Назовите группы числ-х в зависимости от их значения.  Приведите примеры.

6) Каково общее грамматическое значение местоимений?

7) Вспомните разряды местоимений по их значению.

8) На какие группы делятся местоимения в зависимости от  их соотношения с другими частями речи?  Приведите примеры.

9) Назовите и прокомментируйте морфологические признаки сущ-го и прил-го в сопоставлении (с приведением примеров).

10) В чём отличие рода им. сущ. от рода им. прил.? Приведите примеры.

11) Как изменяются количественные числительные, числительное ОДИН, порядковые числительные, собирательные числительные, дробные числительные?  Ответы подтвердите примерами.

12) Какова синтаксическая роль сущ., прил., числ., местоимения?

3. Выполнение упр. 91,94, 96 (устно), 92 (письм.)

III. Рефлексия. Пять слов об уроке (мнения уч-ся)

IV. Дом. работа:

- подготовить обобщённые характеристики 4-х частей речи, о которых шла речь на уроке;

-  закончить выполнение упр. 92, начатое на уроке; произвести разбор слов, обозначенных в тексте упр.

Уроки № 27-28

Тема: Морфология.  Самостоятельные части речи (продолжение)

Цель: обобщить знания о глаголе, причастии, деепричастии, наречии (об их грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках, правописании)

ХОД

I. ВЫЗОВ.  Проверка домашнего задания.

1) Сообщения учащихся о существительном,  прилагательном, числительном, местоимении.

После каждого сообщения предлагаются дополнительные вопросы.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. - В чём, в какой грамматической форме выражается признак одушевлённости существительного?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. - Каковы морфологические различия между прилагательными качественными и относительными? - Каковы различия между притяжательными прилагательными и прилагательными качественными и относительными (по значению и грамматическим признакам)? - Приведите примеры притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ- и -СК-.  В чём их различие по значению?

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. - Каковы синтаксические связи числительных с существительными: числительного ОДИН (ОДНА,ОДНО, ОДНИ); числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ; числительных ПЯТЬ, ШЕСТЬ и далее.

 2) Письменно выполнить упр. 96, обозначая сверху разряд местоимений по их значению.

МЕСТОИМЕНИЕ.  - Местоимения каких разрядов в пословицах этого упражнения отсутствуют?  - В каких пословицах местоимение одновременно является  и союзом? Как  называется такое слово? - Определите тип и вид предложений, представленных в пословицах.

II. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

1. Чтение учащимися материала учебника о глаголе, причастии, деепричастии, наречии (стр. 74-76) и беседа по вопросам.

1) Каково общее грамматическое значение глагола, его морфологические и синтаксические признаки?

2) Каково общее грамматическое значение причастия, его морфологические и синтаксические признаки?

3) В чём сходство причастия с прилагательным? В чём их различие?

4) В чём сходство причастия с глаголом? В чём их различие?

5) Каково общее грамматическое значение деепричастия, его морфологические и синтаксические признаки?

6)  В чём сходство деепричастия с глаголом? В чём их различие?

7) В чём сходство деепричастия с наречием? В чём их различие?

8)  Каково общее грамматическое значение наречия?

9) Каковы морфологические и синтаксические признаки наречия? -В чём его отличие от других самостоятельных частей речи?

2. Выполнение упр. 99 (письм.), 100 и 105 - устно, 107 (письм.; устный разбор первого причастия).

3. Выполнение дополнительных заданий.

А. Запишите гл. во 2-л, ед.ч. наст. и буд. простого времени (в зависимости от вида глагола) и в м.р. ед.ч. прош. вр., не меняя вида.

Идти, прибыть, пристать, высмотреть.

Б. Запишите под диктовку.

Мало-помалу, поменьше, по-летнему, по-кошачьи, крепко-накрепко, где-то, во-первых, понапрасну, где-нибудь, долго-долго; поскольку решено, постольку и надо действовать, по стольку часов.

В. Многие наречия произошли от других частей речи. Подумайте об истории происхождения следующих наречий, обозначьте как современные, так и исторические морфемы в них.

Вдесятеро, исподтишка, кстати, навзрыд, навзничь, наизусть, наотрез, наотмашь, наперебой, наяву, поодаль.

Г.  Определите часть речи:  где причастие, а где  прилагательное?

ВАренный, варЁный, печЁнный, печЁный, сушЁный, сУшенный, клеЁный, клЕенный, жАреный, жАренный, кУпленный, решшЁнный, ткАный, рвАный, брОшенный, брЫзганный, бЕшеный, счИтанный, глушЁнный, рАненый, рАненный, мЕченный, мЕченый, рУбленый, рУбленный, пАренный, пАреный, вЯзанный, вЯзаный, глАженный, глАженый, прОданный.

 ( Сов. вид исходного глагола (наличие приставки) и наличие зависимых слов обычно свидетельствует о причастии. См. также стр. 243 учебника)

III. РЕФЛЕКСИЯ. Пять слов об уроке (мнения уч-ся)

IV. Дом. задание.

1) Подготовить сообщения о  глаголе, причастии, деепричастии и  наречии.

2) Упр. 102, 106 (произвести разбор первого глагола в тексте упражнения, первого деепричастия и первого наречия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки № 19-20 в 10 классе по Власенкову (базовый уровень)

Тема "Состав слова (морфемика) и словообразование" -2 часа...

урок по теме "Самостоятельные части речи"

Урок по учебнику Разумовской...

Тема: "Дискусиия" (11 кл, учебник А.И Власенкова, базовый уровень)

На данном уроке учащиеся знакомятся с правилами участия в дискуссии, работают по статье В. Распутина "Ищите женщину", готовятся и участвуют в дискусии по теме "Роль женщины в современном обществе"....

Урок по ФГОС "Самостоятельные части речи"

Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС на тему: "Самостоятельные части речи"...