"Не с именами существительными" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Афанасьева Елена Валентиновна

Урок русского языка в 5 классе направлен на освоение учащимися правила правописания Не с именами существительными. К уроку прилагается презентация и тест по теме "Не с именами существительными".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе «Не с именем существительным». (По программе С.И.Львовой).

  1. Приветствие число, кл.работа. Но прежде чем мы запишем тему урока, решите орфографическую задачу: (Слайд №1)

Ученье- свет, а (не) ученье- тьма.

Воспользуйтесь словарем значения морфем, проведите аналогию со словом недруг. (Значение приставки НЕ- противоположность).

  1. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Слайд №2)

Сообщение темы урока.

(Слайд №3) Цель- выяснить условия написания не с им. сущ.

В ходе урока мы с вами вспомним об условии написания не с известной вам частью речи, познакомимся с теоретическими сведениями, касающимися условий слитного и раздельного написания не с сущ., выполним ряд заданий на закрепление правила и, таким образом, составим представление о написании не с сущ.

3. При изучении какой части речи вы встречались с НЕ? Правильно, изучая глагол, вы знакомились с частицей НЕ. Послушайте сказку о глаголе и частице Не. Вспомните условия написания НЕ с глаголом.

Сказка о глаголе и частице НЕ.

Глагол всегда стремился подружиться с частицей НЕ, но она была своенравна и упряма и постоянно спорила и ни с чем не соглашалась. Глагол говорил: «Дружим!», а она ему: «Не дружим!». Он восклицал: «Знаю, верю!». Но слышал в ответ: «Не знаю и не верю!».

Частица не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него отдельно. Однажды она сжалилась над ним и сказала: «Если ты мне докажешь, что не можешь без меня обходиться по-настоящему, тогда я буду с тобой дружить». Вздохнул глагол и отправился в путешествие по толковым словарям и книгам. Когда же он возвратился к своей подружке, она, как обычно, воскликнула: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: глагол впервые остался рядом  с ней и никуда не отскочил. Так глагол доказал свою преданность, а своенравной частице иногда приходится быть неотъемлемой частью глагола.

О каких условиях написания частицы НЕ можно говорить, исходя из прослушанной сказки?

Не может быть приставкой и может быть частицей. В чем разница? Приставка пишется слитно, а частица отдельно. (Слайд №4)

Приведите примеры глаголов, которые без НЕ не употребляются. (Слайд №5)

Образуйте от указанных глаголов имена существительные.

Ненавидеть- ненависть

Негодовать- негодование

Не забудь- незабудка.

Обратите внимание на то, какой морфемой будет не в образованных словах? Это часть корня! Сделайте вывод об одном из первых условий написания НЕ с сущ. (Слайд №6)

Найдите в толковом словаре примеры слов, не употребляющихся без НЕ. (невежа, невежда). Составьте с данными словами предложения, осложненные обращением. В чем особенность их морфологических признаков (общий род).

4.(Слайд №7)Выпишите существительные, которые без не не употребляются. (Что значит "слово не употребляется без не"? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не, то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

(У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").

5. Поморфемное письмо: нелеп-ость, не-уваж-ени-е, не-мощь. (Слайд №8)

 Чем по морфемному составу   слово нелепость отличается от остальных слов? Попробуем выяснить, каково второе условие слитного написания не с именем сущ.

( Слайд № 9)Для этого к данным словам подберите синонимы. (Напомните определение синонимов).

Невнимание

Невежливость

Неволя

Неловкость

Неосторожность

Проверьте себя. Обратите внимание на то, какой морфемой будет не в данных словах? Это приставка!

 Таким образом, мы уже можем сделать вывод о слитном написании Не с сущ. Назовите условия слитного написания НЕ с сущ.(Слайд № 10)

6. Обратимся к материалам учебника. Знакомство с теоретическим материалом о раздельном написании НЕ. У нас есть теоретический материал параграфа 57 учебника на странице 80. Обратите внимание, что правило представлено не текстом, как чаще всего это бывает, а таблицей. Почему? Таблица представляет теорию наглядно и ярко.

Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например: (Слайд №11)

- Ты грибы несёшь?

-  Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

7. Класс выполняет задание упр. 779. 1 вариант 1,5 предложение.

 2 вариант-3, 4. В это время работа 2 ученика с мультимедийным учебником. Упражнение 1.

Проверка.

 (Слайд №  12)

8.Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)котёл варит, а …(стряпуха).
  2. (Не)силой борются, а ….(умением).

9. Работа 1 ученика с мультимедийным учебником. Упражнение 2.

Классу творческое задание: раскройте смысл пословицы:

 Пища ут_ляет голод,  знания исц_ляют (не)вежество.

Проверка. Вывод. Таблица-обобщение.

(Если есть время, то пишем проверочную работу. Тест.)

VIII Домашнее задание:

выучить правило параграфа 57, при ответе привести свои примеры;

выполнить упражнение 782: спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, орфограммы обозначьте.

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест. «Не с именами существительными». 1 вариант.

1. Найдите неверное утверждение.           Не с существительными пишется раздельно:

  1. если слово без не употребляется;
  2. если в предложении есть союз а;
  3. если есть противопоставление с союзом а.

2.Выберите в строке "лишнее" слово:

     а) ненастье, б) нелепость,

в) несчастье, г) небрежность;

 3.Подберите к данным словам синонимы с приставкой "не", запишите их:

  1. горе -
  2. болезнь -
  3. ложь -
  4. враг -
  5. грубость -
  6. беспорядок -

 4. Выпишите примеры раздельного написания "не" с существительными, расставьте знаки препинания:

  1. Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
  2. (Не)котёл варит а стряпуха.
  3. (Не)силой борются а умением.
  4. Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

 5.Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, раскройте скобки: 

  1. Слёзы (не) годования навернулись на его глаза.
  2. Всё внимание его устремилось на (не) приятеля.
  3. А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый (не)вежа.

Тест. «Не с именами существительными». II вариант

 1.Найдите верное утверждение.               Не с существительными пишется раздельно:

  1. если слово без не употребляется;
  2. если в предложении есть союз а;
  3. если есть противопоставление с союзом а.

2.Выберите в  строке "лишнее" слово:

      а) неграмотность, б) невольник,

в) несчастье, г) невежливость;

 3.Подберите к данным словам синонимы с приставкой "не", запишите их:

  1. Того, кто не доучился, называют
  2. Того, кому не сидится на месте, называют
  3. Того, кто ничего не знает, называют
  4. То чувство, которое вызывает сильное раздражение, называют
  5. Выдуманное сообщение называют
  6. Неудачное стечение обстоятельств называют

№ 4. Выпишите примеры раздельного написания "не" с существительными, расставьте знаки препинания:

  1. (Не)совместимость характеров вот что им мешало работать.
  2. (Не)работа сушит а забота.
  3. (Не)печь кормит а руки.
  4. Все мы порою как дети
    Часто смеёмся и плачем
    Выпали нам на свете
    Радости и (не)удачи.

 5.Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, раскройте скобки:

  1. Что ты нам расскажешь ветер (не) поседа - ветерок?
  2. Заколдован (не) видимкой дремлет лес под сказку сна.
  3. Опять гудит бушует (не) погода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

проектная работа "Происхождение английских и русских личных имен" 9 класс

Проектная работа "Происхождение английских и русских личных имен"...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....